Вводные слова и сочетания
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Андреянова Ирина Эвальдтовна

Данная презентация познакомит с основными группами вводных конструкций. В ней есть разнообразные задания на отработку пунктуационных правил по теме, а также дана информация, как отличить вводные от омонимичных конструкций и слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СОЧЕТАНИЯ СЛОВ Вводные слова – это слова, грамматически не связанные с предложением, с их помощью говорящий выражает своё отношение к сказанному Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Слайд 2

Для чего же их создал язык и зачем они попадают в предложения? Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков , без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми. В предложениях мы опознаём вводные слова по смыслу и ВЫДЕЛЯЕМ ЗАПЯТЫМИ.

Слайд 3

Морфологически вводные слова и сочетания слов выражаются Специальными словами, которые употребляются только как вводные итак пожалуйста по-видимому впрочем следовательно

Слайд 4

Словами разных частей речи в особом употреблении Существительные, обычно в сочетании с предлогами: словом, без сомнения ; прилагательные: самое главное ; наречия: наконец, наоборот, напротив; глагол в спрягаемой форме: признаюсь; глагол в форме инфинитива: признаться; в форме деепричастного оборота: по правде говоря, мягко выражаясь.

Слайд 5

Условно можно разделить все вводные слова на несколько групп выражают степень достоверности факта выражают различные чувства характеризуют способ оформления мысли указывают на источник информации обращение к собеседнику, призыв к вниманию

Слайд 6

Степень достоверности сообщения, факта Без сомнения, безусловно, бесспорно, вернее сказать, верно, вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, в самом деле, в сущности, действительно, должно быть, думаю, естественно, известно, кажется, казалось, казалось бы, как видишь, как видно, конечно, может, может быть, наверное, надеюсь, надо думать, несомненно, оказывается, не правда ли, оказалось, очевидно, по-видимому, по всей вероятности, пожалуй, поистине, почитай, полагаю, по сути (по сути дела), по существу, правда, право, право слово, разумеется, само собой, стало быть, часом, что ни говори (говорите)

Слайд 7

Различные чувства Грешным делом, известное дело, как на беду, как назло, как ни странно, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению, на беду, на радость, на счастье, некоторым образом, не ровён час, нечего (что) греха таить, по несчастью, по счастью, странное дело, удивительное дело, чего доброго Без лести сказать, если сказать правду, кроме шуток, между нами, между нами будь сказано, между нами говоря, надо правду сказать, не к ночи будь сказано, нечего сказать, по душе, по-настоящему, по правде, по правде говоря, по правде сказать, по совести, по справедливости, правду говоря, правду сказать, признаться, признаюсь, прямо скажем, скажу вам, скажу вам прямо, сказать меж нами, сказать по совести, сказать по чести, смешно сказать, уверяю вас, честно говоря

Слайд 8

Источник информации Вижу, говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, как полагаю, как помнится, как помню, как слышно, на взгляд, по-вашему, по мнению (кого, чьёму), помнится, помню, по-моему, по понятию (чьёму), по пословице, по преданию, по рассуждению (чьёму), по сведениям (чьим), по слухам, по соображениям (чьим), по сообщениям (чьим), по-твоему, по убеждению (чьёму), сказывают, слышно, слышу, с точки зрения, судя по всему

Слайд 9

4. Обращение к собеседнику, призыв к вниманию Верите (ли), видите (ли), видишь (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, знаете (ли), знаешь (ли), как хотите, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помни(те), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), представь(те) себе, прости(те) меня, сделай(те) милость, скажи(те) на милость, согласи(те)сь, извини(те), прости(те), будьте добры, спасибо, будьте любезны

Слайд 10

5. Способ выражения и оформления мысли Вернее, виноват, вообще говоря, грубо выражаясь, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, как говорят, как ни говори, как угодно, короче говоря, короче сказать, легко сказать, между прочим, можно сказать, мягко выражаясь, мягко говоря, наоборот, одним словом, откровенно говоря, по выражению, попросту сказать, прямо сказать, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря, с позволения сказать, так сказать, что называется, в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, в общем и целом, вообще, во-первых, во-вторых и т. д., во всяком случае, впрочем, в частности, выходит, главное, главное дело, главным образом, значит, итак, как отмечалось, как указывалось, к примеру, сказать, к слову сказать, между прочим, наконец, например, напротив, напротив того, одним словом, однако, повторяю, подчёркиваю, помимо этого, прежде всего, примерно сказать, притом, при этом, сверх того, следовательно, со всем тем, с одной стороны, с другой стороны, со своей стороны, стало быть, таким образом, тем не менее

Слайд 11

Степень обычности Бывает, бывало, как водится, как всегда, обыкновенно, по обычаю, случается, случалось

Слайд 12

Ограничение или уточнение высказывания Без преувеличения, в той или иной степени, по крайней мере, по меньшей мере

Слайд 13

Не являются вводными слова Авось, будто, буквально, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьёму), по решению (чьёму), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы

Слайд 14

Знаки препинания при вводных словах и сочетаниях слов Вводные слова и сочетания слов выделяются ЗАПЯТЫМИ. Кто-то , видно, надоумил девочку отправиться с котёнком именно на птичий рынок.

Слайд 15

Если вводное слово или сочетание слов стоит в начале или в конце обособленного члена предложения, то оно НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ от него знаком препинания В одну ночь, должно быть из озорства, списком был оклеен фасад городской думы. Ср .: Около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть , им было страшно.

Слайд 16

Если вводное слово или сочетание слов находится внутри обособленного члена предложения или внутри вставной конструкции, то оно выделяется У паперти собора толклись люди, чего-то, видимо , ожидая . Вводные слова и сочетания слов, стоящие на границе однородных членов предложения или частей сложного предложения и относящиеся к следующему за ним слову или предложению, не отделяются от него запятой Лось шёл скачками в сторону озёр, должно быть спешил на водоём.

Слайд 17

Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Можно ли опустить вводное слово без нарушения структуры предложения? ДА ВЫВОД: запятая после союза ставится Ей надо передать важное И, должно быть, невесёлое письмо. НЕТ ВЫВОД: запятая после союза не ставится Шла жизнь весёлая, А МОЖЕТ БЫТЬ, скудная.

Слайд 18

Не отделяются запятой вводные слова от союзов, стоящих в начале предложения. И действительно, он скоро уехал.

Слайд 19

Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия проявляются в контексте. Придёт, бывало , и начнёт рассказывать. Ср.: С антенной бывало у него много хлопот.

Слайд 20

Нужно отличать ОДНАКО ВВОДНОЕ СЛОВО Внутри или в конце предложения. Ганин, однако , никогда не был щедр на похвалу. СОЮЗ Соединяет однородные члены или части сложного предложения. Туман густел, однако (= но) крыши домов были ещё видны. Отец обещал приехать из города рано, однако (= но) задержался.

Слайд 21

НАКОНЕЦ ВВОДНОЕ СЛОВО Подытоживает какое-либо перечисление Явное : во-первых, наконец. Ребёнок устал: во-первых, уроки в школе; во-вторых, кружок и, наконец, чтение. Скрытое : как итог некоторых событий. Вот пальцы уже определили предмет… Вот в руке, наконец , сверкает листок… Может подчёркивать резкую форму волеизъявления. Уйдёшь ты, наконец ! НАРЕЧИЕ В значении «под конец», «напоследок» (спустя некоторое время, в результате потраченных усилий). Можно поставить частицу –ТО. Мы его долго ждали, и он наконец пришёл. Ср.: Мы его долго ждали, и он наконец-то пришёл. Мы его долго ждали, и он спустя некоторое время пришёл.

Слайд 22

Так ВВОДНОЕ СЛОВО в значении «например». Члены предложения бывают разные. Так , это могут быть обстоятельства, дополнения, определения. НАРЕЧИЕ Так он работал – придумывал на ходу фразы, потом записывал их.

Слайд 23

Вообще ВВОДНОЕ СЛОВО в значении «вообще-то», можно добавить слово «говоря»: Он, вообще, чудак. ЧАСТИЦА: Его ждали, а он вообще не приехал. НАРЕЧИЕ: Я говорю о людях вообще.

Слайд 24

В ОБЩЕМ ВВОДНОЕ СЛОВО в значении обобщающего вывода: В общем , ничего не вышло. НАРЕЧИЕ : можно заменить на «в целом», «в общих чертах». Твоя работа в общем хороша.

Слайд 25

ЗНАЧИТ ВВОДНОЕ СЛОВО : указывает на вывод (= следовательно): Значит , так ничего и не было? СКАЗУЕМОЕ ИЛИ = ЧАСТИЦА «ЭТО»: Для меня это значит много. Любить – значит терять.

Слайд 26

Расставьте недостающие знаки препинания К нашему счастью Иван приедет уже завтра. К нашему счастью, Иван приедет уже завтра. Этому между нами будь сказано никто не рад. Этому , между нами будь сказано, никто не рад. Во-первых сядь во-вторых успокойся затем наконец расскажи всё толком. Во-первых, сядь ; во-вторых, успокойся ; затем , наконец, расскажи всё толком. Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец.

Слайд 27

Карточка 1. Расставьте недостающие знаки препинания Вообще я не такой уж любитель танцев. Проститься я однако не смог. Я пытался однако не смог… Их недовольство очевидно. Очевидно им это не нравится. Может быть это и случится. Этого не может быть ! Бесспорно шахматы арабское слово так как арабы привезли эту игру из Индии в Персию.

Слайд 28

Ключ к карточке 1 Вообще , я не такой уж любитель танцев. Проститься я , однако , не смог. Я пытался , однако не смог… Их недовольство очевидно. Очевидно , им это не нравится. Может быть , это и случится. Этого не может быть ! Бесспорно , шахматы арабское слово , так как арабы привезли эту игру из Индии в Персию.

Слайд 29

Жучка поднялась на задние лапы и к величайшему удовольствию собравшихся исполнила собачий вальс. Черепахи несомненно относятся к самым долговечным животным. Некоторые считают что они живут до пятисот лет но это скорее всего преувеличение. Колумб должен был под испанским флагом плыть на запад пока не достигнет сказочных стран где по слухам находились клады. Долго плыли мореплаватели в поисках золотого руна и наконец приплыли в Колхиду. Герострат не обладал никакими талантами однако хотел прославиться. Наконец он сжёг храм богини Артемиды который считался чудом искусства.

Слайд 30

Жучка поднялась на задние лапы и , к величайшему удовольствию собравшихся , исполнила собачий вальс. Черепахи , несомненно , относятся к самым долговечным животным. Некоторые считают , что они живут до пятисот лет , но это , скорее всего , преувеличение. Колумб должен был под испанским флагом плыть на запад , пока не достигнет сказочных стран , где , по слухам , находились клады. Долго плыли мореплаватели в поисках золотого руна и , наконец , приплыли в Колхиду. Герострат не обладал никакими талантами , однако хотел прославиться. Наконец он сжёг храм богини Артемиды , который считался чудом искусства.

Слайд 31

Карточка 2. Вставьте пропущенные вводные слова … завтра будет хорошая погода. Если мы поторопимся, то … успеем в театр. Путешествие по узкой горной тропе … закончилось благополучно. Туристы долго обсуждали маршрут и … выбрали путь к разрушенному замку. По пути к клетке павлина мы ожидали увидеть прекрасную птицу, и … птица оказалась великолепной.

Слайд 32

Карточка 3. Поработайте корректором! Исправьте пунктуационные ошибки Вероятно это, и была первая любовь. Мне было, я думаю пять лет. Девочка пожалуй была старше но не слишком. Помню сумерки на улице перед оградой, какой-то садик. Вероятно поблизости взрослые, но мы, с ними не общаемся. Отца я можно сказать помню совсем молодым. Пожалуй ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь стоит молодой человек я вижу как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает, именно меня, я наоборот увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

Слайд 33

Ключ к карточке 3 Вероятно , это и была первая любовь. Мне было , я думаю , пять лет. Девочка , пожалуй , была старше , но не слишком. Помню , сумерки , на улице перед оградой какой-то садик. Вероятно , поблизости взрослые , но мы с ними не общаемся. Отца я , можно сказать , помню совсем молодым. Пожалуй , ему нет ещё и тридцати лет , когда я уже знаю , что это мой отец. Передо мной , как вспоминаю я теперь , стоит молодой человек , я вижу , как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили , что я похож на отца. Когда я уже научился понимать , что зеркало отражает именно меня , я , наоборот , увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

Слайд 34

Домашнее задание. Карточка 4. расставьте недостающие знаки препинания К счастью всё необходимое оказалось под рукой. К счастью стремится каждый человек. Он может быть моим другом. Может быть мы станем друзьями. Действительно завтра открывается молодёжный фестиваль. Приглашение действительно на всю неделю. Дерево в хлопьях снега кажется Дедом Морозом. Кажется и Снегурочка где-то рядом. Вероятно мы сумеем поехать в экспедицию Такое развитие событий вполне вероятно. По-моему всё идёт хорошо. Всё идёт по моему плану. Ты мог сказать это другими словами. Другими словами ты отказываешься отвечать.

Слайд 35

Ключ к карточке 4 К счастью, всё необходимое оказалось под рукой. К счастью стремится каждый человек. Он может быть моим другом. Может быть, мы станем друзьями. Действительно, завтра открывается молодёжный фестиваль. Приглашение действительно на всю неделю. Дерево в хлопьях снега кажется Дедом Морозом. Кажется, и Снегурочка где-то рядом. Вероятно, мы сумеем поехать в экспедицию Такое развитие событий вполне вероятно. По-моему, всё идёт хорошо. Всё идёт по моему плану. Ты мог сказать это другими словами. Другими словами, ты отказываешься отвечать.

Слайд 36

К радости ребят в доме появилась пушистая ёлка. Допустим в город приедут туристы. Мы их допустим на территорию монастыря. Тебе это только кажется. Кажется я опоздала. Напротив села девочка из соседнего класса. Напротив ты угадал. Правда я выиграла? У каждого своя правда. Словом всё закончилось хорошо. Этим словом теперь редко пользуются. С одной стороны ты поступил правильно. Здание просматривалось с одной стороны. Я повторяю эту в последний раз. Ты повторяю ошибся. Однако всё произошло по-другому. Ты однако фрукт.

Слайд 37

К радости ребят, в доме появилась пушистая ёлка. Допустим, в город приедут туристы. Мы их допустим на территорию монастыря. Тебе это только кажется. Кажется, я опоздала. Напротив села девочка из соседнего класса. Напротив, ты угадал. Правда, я выиграла? У каждого своя правда. Словом, всё закончилось хорошо. Этим словом теперь редко пользуются. С одной стороны, ты поступил правильно. Здание просматривалось с одной стороны. Я повторяю эту в последний раз. Ты , повторяю, ошибся. Однако всё произошло по-другому. Ты , однако, фрукт.

Слайд 38

Тест. Найдите правильный вариант ответа. Расставьте знаки препинания Предложение с вводным словом. а) Может это и правда а может и нет. б) Он вполне может успеть на поезд. в) В сущности проблемы разобраться нелегко. Предложение со словом омонимичным вводному. а) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт. б) Такое решение вполне вероятно. в) Вероятно ты выполнишь мою просьбу. Предложение со словом однако в роли вводного. а) Он глуп однако хитёр. б) Однако ты невесел. в) Скоро однако мы увидим море.

Слайд 39

Предложение с противительным союзом и вводным словом, которое можно переставить. а) Ты не сразу сказал мне о случившемся а следовательно боялся признаться. б) Он не мог знать об этом а значит не беспокоился. в) Он придёт не один а похоже со всей семьёй. Предложение с вводным словом внутри обособленного оборота, выделяющимся запятыми. а) Она спешила вероятно думая что опаздывает. б) Навстречу мне попался подросток по-видимому никого не замечающий вокруг. в) Мальчишка заметив что-то по его мнению необыкновенное помчался изо всех сил.

Слайд 40

Ключ к тесту 1 2 3 4 5 а б в в в

Слайд 41

Блиц-опрос В предложении Трудно привыкнуть к несчастью : а) есть вводное слово к несчастью , так как к нему нельзя задать вопрос; б) нет вводного слово, так как можно задать вопрос к чему? – к несчастью . В предложении Девушка однако очень устала : а) слово однако является вводным и выделяется запятыми, так как стоит в середине предложения; б) слово однако не является вводным, так как стоит в начале предложения. В предложении Он приедет не один а вероятно с друзьями : а) после союза а перед словом вероятно нужно ставить запятую, так как вводное слово можно перенести в любое место предложения; б) после союза а перед словом вероятно не нужно ставить запятую, так как вводное слово нельзя перенести в другое место предложения.

Слайд 42

В предложении Она обратилась к тебе разумеется рассчитывая на твою помощь : а) запятая после вводного слова разумеется не ставится, так как оно стоит в начале обособленного обстоятельства рассчитывая на твою помощь ; б) запятые до и после вводного слова разумеется ставится, так как оно стоит внутри обособленного обстоятельства рассчитывая на твою помощь . В предложении Он бывало гостил у нас неделями : а) частица бывало запятыми не выделяется; б) частица бывало запятыми выделяется.

Слайд 43

Ключ к блиц-опросу 1 2 3 4 5 б а а а б

Слайд 44

Задание для тех, кто допустил ошибки. Карточка 5. Расставьте знаки препинания Его другом я конечно не была. Но у Гумилёва вообще не было друга. Это должно быть длилось только мгновение но мне показалось что очень долго. Мне казалось напротив что я всё время сбиваюсь с шага. Так однажды он достал с полки Блейка и протянул мне. И всё-таки я ухитрялся забираться на самую верхушку ели. Я на вас надеялся однако вы меня подвели. Ты однако меня обманул.

Слайд 45

Ты молчишь а значит ты неправ. Ему об этом не говорили а значит он сам догадался. Вызван был человек без сомнения имеющий к этому делу непосредственное отношение. Вызван был человек имеющий к этому делу без сомнения непосредственное отношение. Я мол всё понимаю. Напротив есть ещё палисадничек. На столе лежали ручки карандаши и наконец тетради. Мы долго шли по лесу и наконец вышли на опушку.

Слайд 46

Ключ к карточке 5 Его другом я , конечно, не была. Но у Гумилёва вообще не было друга. Это , должно быть, длилось только мгновение , но мне показалось , что очень долго. Мне казалось , напротив, что я всё время сбиваюсь с шага. Так однажды он достал с полки Блейка и протянул мне. И всё-таки я ухитрялся забираться на самую верхушку ели. Я на вас надеялся , однако вы меня подвели. Ты , однако, меня обманул.

Слайд 47

Ты молчишь , а значит, ты неправ. Ему об этом не говорили , а, значит, он сам догадался. Вызван был человек , без сомнения имеющий к этому делу непосредственное отношение. Вызван был человек , имеющий к этому делу , без сомнения, непосредственное отношение. Я , мол, всё понимаю. Напротив есть ещё палисадничек. На столе лежали ручки , карандаши и , наконец, тетради. Мы долго шли по лесу и наконец вышли на опушку.

Слайд 48

Использованные источники: 1. http://sc11nyurba.narod.ru 2. http://www.safronova/ 3. http://fio.novgorod.ru 4. http://emeraldsoft.do.am 5/ http://wiki.iteach.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Вводные слова и пунктуация при вводных словах...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...