история и употребление числительных 3,Ю7.9 в русском фольклоре
проект по русскому языку (8 класс)

Проектная работа учащегося 8 класса Горелова Данила , раскрывающая историю и употребление русских числительных 3,7,9 в русском фольклоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Заявка

Название конкурсной работы

Сказочные числительные 3,7,9  в русской фразеологии

Секция конференции

Гуманитарно-просветительская

Полное название учебного заведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Фамилия, имя, отчество автора (авторов)

Горелов Данил Андреевич

Класс

8

Контактный телефон, e-mail автора

Фамилия, имя, отчество научного руководителя (руководителей)

Гаврилова Ольга Ивановна

Должность, место работы, контактный телефон

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, 7-00-72



Сказочные числительные 3,7,9

в русской фразеологии

Горелов Данил Андреевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

8 класс

Руководитель  - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Гаврилова Ольга Ивановна

Оглавление:

1.Цель работы

2. Актуальность исследования

3. Проблемы исследования

4. Ход исследования

5. Выводы

6. Информационные источники.

Введение.

Цель данного проекта:

раскрыть  историю употребления числительных 3,7,9 в русской фразеологии, раскрыть  значение данных числительных в фольклоре русского народа.

 Задачи проекта:

    - составить план работы;

    - проанализировать материал, отобрать тексты для сообщения и презентации;

    - проконсультироваться с учителем;

    - подготовить презентацию;

    - рассказать материал в увлекательной форме.

Актуальность данного проекта:

    Я выбрал эту тему, потому что мне интересен русский язык как объект исследования, его словарное богатство, которое имеет интересную историю. Кроме знания  значения фразеологических единиц русского языка, истории их возникновения и возможности употреблять  в речи фразеологические обороты, работая над данной темой,  я увеличивал свой словарный запас. А ведь именно это делает речь человека образной.  

      Практическая значимость: данная информация поможет учащимся 7-8 классов на уроках  истории, литературы  и русского языка.

       Русский народ использовал в своих произведениях разные числа. И мне стало интересно разобраться, случаен ли их выбор. Анализируя тексты сказок, пословиц и поговорок, я попытался выяснить и понять, насколько часто встречается использование тех или иных чисел, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их употребление.

Из истории числительных…

       История русских числительных очень интересна. Дело в том, что такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счетных слов, что люди практически не считали и в их сознании отсутствовали представления о количестве. Конечно, считали и счетные  слова в языке имелись. Правда их было мало.  (Слайд с названиями древнерусских слов-количества) В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сто, тысяча; с XIII века появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации приведенных выше слов. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте и т.д.

         Выделение числительного, как части речи, началось с XIV века, в XVII веке такая часть уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII века числительное окончательно сформировалось как часть речи. (Слайд с портретом Ломоносова + запись впервые назвал числительное самостоятельной частью речи)  В середине XVIII века М.В.Ломоносов впервые назвал числительное самостоятельной частью речи в своей грамматике. Структура современных числительных, их склонение, орфография таят в себе много следов их прошлой жизни. Немало интересного могут рассказать сложные числительные, возникшие из древних счетных словосочетаний. Поэтому и сегодня еще языковеды спорят о происхождении некоторых чисел. Как это ни  странно, но часто при изучении имени числительного в русском языке приходится обращаться и к такой науке, как нумерология.

Нумерология как наука

         Что же это за наука? (Слайд нумерология как наука) Нумерология занимается толкованием различных числовых закономерностей, поскольку каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему.

         (Слайд С изображениями учёных) У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще  многие и многие инженерные и технические гении человечества. Исходя из характерных особенностей тех или иных чисел выделились некоторые числа, которые принято считать магическими, то есть обладающими некими волшебными свойствами.

     - первое в магическом ряду число «три» (слайд складывалось из суммы предыдущих чисел 1+2=3). Время мы делим на три – прошлое, настоящее, будущее. (слайд изображение  времени и  пространства) Пространство мы тоже делим на три: ширина, длина, высота. Число три считалось чудодейственным и обладающим магической силой. Раньше считали один, два, много; следовательно число три стали применять вместо слова «много» и это стало его основным значением. Оно символизирует завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец.

          (слайд Троицы)  В христианской символике числительное три стало божественным числом – Святая Троица. Троица (Отец, Сын и Святой Дух) символизирует собой тройную энергию, в виде которой Бог троекратно ниспосылает на Землю свои милости.

         )  За тридевять земель, в тридесятом царстве… Именно с таких слов чаще всего начинаются все сказки. Далеко не каждый знает, что это своего рода определенные расстояния до того места, где происходили события. Эти выражения пошли от крестьян.

          Тридевять земель – это ни что иное, как число 27=3*9;  (слайд с изображением и надписью) именно такое количество дней по древнему календарю длился лунный месяц в течение которого пришлось бы идти пешком. А вот тридесятое государство, то есть число 30=3*10 – значит, что это место находится настолько далеко, поэтому дойти туда просто нереально. (слайд  тридесятого государства Это все было следствием незнания нашими предками больше числа 10.

- число «семь». Используется, чтобы указать на что-то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества (слайд с изображением радуги, семи чудес света, семи небесных светил, семи дней в неделю).  В поговорках и пословицах число семь часто выступает в роли «много». С семеркой также связано создание Богом человека на седьмой день.

             Числительное «семь» символизирует спасение. Семерка всегда считалась очень счастливым числом, одним  из ряда священных чисел. С семерками связана какая-то тайна. Недаром почти у всех народов есть выражение, означающее, что тайна скрыта за семью печатями или за семью замками (слайд За семью печатями).

        - «девятка». Девять – тройная триада, означает всемогущество. Это полнота, исполнение, достижение, начало и конец, целое, число небесное и ангельское, рай на Земле. Конец потому что предел цифровой серии-возврат к единице.

            Число «девять» нередко используется в народном фольклоре. Это понятно по  тому, как именно народный фольклор  близок к магии, которая без счетных слов никуда.

Фразеология как наука

           Русская фразеология является разделом  языкознания и  изучает  устойчивые речевые обороты и выражения, то есть фразеологические единицы. Наука фразеологии изучает несвободные словосочетания, поговорки и пословицы.

          Фразеология - это сокровищница языка. Во  фразеологизмах находит отражение история народа, своеобразие его культуры и быта, они часто носят ярко национальный характер.

   Поскольку  я работал над темой использования  числительных в русской фразеологии, то меня заинтересовали   устойчивые сочетания с числительными 3,7,9 или, так называемыми, «волшебными числами»

Фразеологизмы с числительными 3,7,9

           Фразеологизмы -  это устойчивые сочетания слов, которые включаются в словари как особые единицы языка.    

 Поработав с фразеологическим словарём, я выяснил, что оборотов с числительным «3» в русском языке  19, с числительным «7» - 5, а вот с числительным  «9» -

  С три короба. (Пословица)

  Бог Троицу любит. (Пословица)

  Обещанного три года ждут. (Пословица)

Третий лишний. (Пословица)

 Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени-только три дня. (Поговорка) (слайд )

  Что известно троим, известно всем. (Пословица) (слайд)

  - с числительным «семь»:

  Семеро одного не ждут. (Пословица)

  Семь бед – один ответ. (Пословица)

  Лиса семерых волков проведет. (Пословица)

  Семь пятниц на неделе. (Пословица)

  За семью морями. (Поговорка)   (слайд)

  Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Пословица) (слайд)

- с числительным «девять»:

  Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке – девять, что ровно делит. (Пословица)

  Девять человек-все равно что десяток. (Пословица)  

  Девять мышей вместе потянули-крышку с кадушки стянули. (Поговорка)

  За тридевять земель, в тридевятом царстве… (Пословица)

  Девятый вал. (Пословица)

Информационные источники

  1. Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел. М.: Художественная литература, 2004
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Просвещение, 2004
  3. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб, Дидактика Плюс, 2009
  4. Пословицы, поговорки.  http://www.poskart.ru/tsifry.html
  5. Пословицы про счёт. http://posl.sc11tavda.edusite.ru/p3aa1.html
  6. Числа и пословицы.http://gimnasy.tukalinsk.omskedu.ru/index.php/component/content/article/225.html
  7. Волина В.В. Русский язык: веселая грамматика: имя числительное / М.: Дрофа, 2001
  8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е перераб. – СПБ. , «Авалон», «Азбука-классика», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Урок русского языка в 6 классе_Употребление числительных в речи

Цели:Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обр...

Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...

Урок русского языка в 6 классе "Употребление числительных в речи"

Урок построен в полном соответствии с ФГОС второго поколения. Здесь показаны элементы технологии развития критического мышления у обучающихся:  работа с кластером и  понятийно-терминологичес...

Урок русского языка «Употребление числительных в речи»

Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант...