Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Екатерина Петровна Викулина

Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fonetika_i_orfoepicheskie_normy_10_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс «Фонетика и орфоэпические нормы»

Пояснительная записка

Тема «Фонетика и орфоэпия. Произносительные нормы» – первая в ряду изучаемых норм и разделов, и поэтому ей уделяется всегда особое внимание. От того, как воспримется учащимися работа на этом занятии, зависит и восприятие последующих тем.

Кроме того, это та тема, которая важна и интересна для человека любого возраста, ведь вопросы, связанные с правильным произношением возникают как у выпускников школ (сейчас основные элементы этих норм необходимо знать в связи с экзаменами ЕГЭ), так и у взрослых людей, живущих современной насыщенной жизнью.

И, наконец, освоение правильного произношения – это первая ступень к овладению речевой культурой вообще. Сейчас уже прошёл тот период, когда произношению не уделялось достаточного внимания. Теперь уже слово, произнесенное с ошибкой, вызывает насмешки окружающих, а у самого человека порождает неуверенность в себе.

Чтобы обобщить уже имеющиеся сведения о произношении и восполнить пробелы каждого слушателя, необходимо использовать форму диалога, которая позволит предусмотреть возникающие вопросы.

Для закрепления сказанного материала возможно использование дидактических материалов (тренировочные упражнения для произношения различных частей речи), а в конце занятия в качестве обобщения предлагается иллюстрация с обобщением.

Всё перечисленное и определяет основные цели данного практического занятия:

  • образовательная цель: обобщение занятий, связанных с произношением
  • развивающая: вырабатывание умения видеть речевые ошибки в своей и чужой речи и уметь их объяснять
  • воспитательная: воспитание серьёзного и осознанного отношения к своей речи как части общей культуры человека

Тип занятия – комбинированное (практическое)

Комбинированное занятие предполагает:

  • опрос по предыдущим темам
  • объяснение нового материала в форме диалога
  • закрепление нового с использование дидактического материала (тренировочные упражнения по теме)
  • подведение итога всему повторенному материалу

в качестве иллюстраций используется презентация «Орфоэпические нормы».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели занятия.

Тема «Фонетика и Орфоэпия. Произносительные нормы.» Цель – знакомство с новым материалом и обобщение знаний, связанных с литературным произношением.

  1. Вопросы по теме «Введение. Язык и речь»:
  1. Что такое речь?
  2. Каковы функции речи?
  3. Какие виды речи и в чём особенности письменной речи?
  4. Что такое язык?
  5. Каковы функции языка?
  6. Какие стили существуют?
  7. Что объединяет эти стили?
  8. Что включает в себя понятие «языковая норма»?
  9. Какие нормы существуют в русском языке?
  10. Что входит в понятие «культура речи»?
  1. Тема занятия, над которой мы работаем связана  произношением. Кроме того, вы сами можете объяснить название темы

– Что изучает такой раздел русского языка как «Фонетика»? (звуки и буквы)

Именно фонетика объясняет произношение гласных и согласных звуков.

Основной закон произношения гласных звуков – одни гласные произносятся чётко (под ударением), другие гласные (безударные) нечётко, т.е. с ослабленной артикуляцией, и такие гласные называются редуцированными.

Основной закон произношения согласных – оглушение и уподобление. Так обычно мы произносим слово просьба с буквой «з» в середине слова, а слово варежка – с буквой «ш» в середине слова. В слове город, труд и других подобных звонких согласных на конце слышится глухая согласная.

Второе слово в названии темы вы тоже, наверняка, можете объяснить

– Что изучает орфоэпия? (правильная речь, т.е. правильное произношение)

Каждая область, входящая в состав России имеет свои особенности произношения – так складывалось исторически. Объединяющим для всех стало литературное произношение – оно является для всех образцом, нормой.

Таким образом появились произносительные нормы. Они же по-другому называются орфоэпические. Эти нормы объясняют

  • особенностями ударения в слове
  • произношением в словах Ё или Е
  • произношением твёрдых или мягких согласных
  • правильное произношение гласных или согласнх в отдельных словах

Когда-то в основу литературного произношения. Как и любое другое оно имело свои особенности. До сих пор старые москвичи произносят мягкое [р’] в словах верх, церковь. Кроме того, как и когда-то, в московском говоре, мы произносим сочетание [шн] в словах: булочная, сливочный, горчичники, перечница.

Самое сложное в произношении – разобраться в постановке ударения. Особенности ударения изучает раздел произносительных норм – акцентологический. Ударение действительно сложно изучать, т.к. в русском языке оно  является свободным и разноместным.

  1. Больше всего сложностей возникает с ударением. Дело в том, что ударение в русском языке свободное (т.е. подвижное, может перемещаться от корня к окончанию: герб-гербы´, бинт-бинты´) и разноместным, т.е. не фиксированным на определённом слоге, как во французском или польском языках.

Более того в русском языке существуют слова с двойным ударением или акцентологические варианты. Варианты могут равноправны: бáржа и баржá, пéтля и петля´, ки´рзовый-кирзóвый.

И варианты могут быть неравноправными. Один из них предпочтительней для официальной речи, другой (дополнительный вариант) возможен только для разговорной речи.

К таким словам относятся

  1. кулинáрия – кулинари´я
  2. тéфтели – тефтéли
  3. иначе – инáче
  4. твóрог – творóг
  5. апартамéнты – апартáменты
  1. Постановка ударения может зависеть от значения слова
  • языковóй барьер - языкóвая колбаса
  • первозданный хáос - в доме хаóс
  • переноснóй радиоприёмник – перенóсное значение
  • харáктерная роль – характéрный поступок
  • развитáя промышленность – рáзвитый не по годам ребёнок
  1. Разноместность ударения может быть связана с хронологическими рамками:

Украинский(современное) — украинское(устаревшее)

Запасной (совр.) – запасный(устар.)

  1. Ударение в существительных может быть связано с конкретным сочетанием звуков. Например, сочетания:
  • áтай  (в словах глашáтай, завсегдáтай, ходатáйство)
  • вóд (в словах газопровóд, мусоропровóд)
  • лéние (в словах мышлéние, углублéние)
  • óт (в существительных, образованных от глагола: зевóта, дремóта)
  • лóг (в существительных неодушевлённых: каталóг, некролóг)
  1. Ударение в существительных связано и с происхождением слова. Допустим, пришедшие из французского языка сохранили ударение на последнем слоге: партéр, жáлюзи, диспансéр, адюльтéр, несессéр, адюльтéр.
  2. Многосложные существительные чаще всего имеют ударение на последнем слоге: психиатрия, тахикардия, ассиметрия, некрофилия. Но есть среди них такие, где ударение притягивается в середину слова древним латинским корнем: филантрóпия, демокрáтия, гомеопáтия, флюорогрáфия, кинематогрáфия.
  3. При изменении по числам или падежам в коротких (одно-двух-трёхсложных) существительных ударение чаще всего перемещается на конец слова: герб-гербы, на гербах, бинт-бинты, в бинтах. Но запоминать надо те, в которых ударение остается неподвижным при изменении слова: тóрт-тóрты, крáн-крáны, тóст-тóсты, договóр-договóры.
  4. Существительные, образованные от глагола будут сохранять ударение на том же слоге, что и в глаголе:

обеспéчение (т.к. обеспéчить)

вероисповéдание (т.к. исповéдать)

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1, зад 1а

  1. Прилагательные чаще всего сохраняют ударение на том же слоге, что и в существительных от которых они образованы (áвгуст-áвгустовский) кроме некоторых слов, в которых ударение перемещается на следующий слог (óпт-оптóвый).
  2. Важно запомнить только отдельные формы прилагательных
  1. красивый – сравнительная степень красивее

превосходная степень – красивейший

  1. он прав, она  права, Вы правы, они правы

Закрепление на тренировочных упражнениях лист 1, задание 1б

  1. среди глаголов неопределённой формы особенно важно выделить 3 группы:
  • 1 группа слов – с ударением на конец слова: начать, принять, облегчить, углубить, избаловать, премировать, пломбировать.
  • 2 группа слов – с ударением на начало или  середину слова: исчерпать, откупорить, принудить, опошлить, блокировать, транспортировать.
  • 3 группа – варианты поперчить-поперчить, окислить-окислить, искриться и искриться
  1. Кроме того, важно помнить о некоторых глаголах настоящего  времени, ударения в которых всегда остаётся неизменным

позвонить-позвонит, созвонимся, позвонишь

включит-включит, заключит, отключить

заразит-заразишь, заразишься

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1г, лист 2, зад 4, 5

  1. И, наконец, последнее правило: буква Ё всегда будет ударной, в какой бы части слова она ни была: свёкла, новорождённый, осуждённый

Выполнение задания 3 из тренировочного упражнения с использованием словарей

  1. Демонстрация презентации «Орфоэпические нормы».

Вопросы после просмотра презентации:

  1. Кто устанавливает орфоэпические нормы?
  2. Какое произношение лежит в основе русского литературного?
  3. В каких языках фиксированное ударение?
  4. В каких языках ударение остаётся неподвижным при изменении?
  5. Чем отличаются глаголы и отглагольные прилагательные женского рода?
  6. В каких словах сохраняется старое московское произношение?
  1. Подведём итоги. Сегодня мы познакомились с
  1. основными законами орфоэпии
  2. существующими вариантами ударений
  3. особенности ударения в существительных, прилагательных, глаголах
  4. историей орфоэпических норм

Домашнее задание связано с тем, что сказано на занятии: упр. 421, 422, 432, 433 – выписать из словаря значения и произношение неизвестных вам слов.

Список литературы для преподавателя к практическому занятию:

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Под редакцией

 О. Я. Гойхмана.  М.: ИНФА-М, 2004

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Автор-составитель  И. Б. Лобанов. М.: Академ проект, 2007
  2. Справочник-практикум. Культура устной и письменной деловой речи. – М.: Флинта, Наука,  2006
  3. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения/ Под редакцией        Л.А. Введенской. Москва - Ростов-на-Дону,  2006
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение./ Под редакцией Резниченко И. Л. - М.: Рус. яз. – Медиа, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".

Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...

Конспект урока «Фонетика. Орфоэпия. Готовимся к ЕГЭ. Нормы произношения (имя существительное)»

В уроке рассматриваются нормы постановки ударения в имени существительном....

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема: Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

Цели урока: знакомство с заданиями экзаменационной работы по теме «Орфоэпические нормы»; формирование представления об орфоэпических нормах; отработка навыков использования орфоэпического словаря...

Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.

Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...