научный и публицистический стили языка
учебно-методический материал по русскому языку

Трушова Елена Алексеевна

Представлен практический материал по научному и публицистическуму стилям языка, который учитель может использовать на этапе закрепления (повторения) темы или для организации контрольной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnyy_i_publitsisticheskiy_stili.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Научный и публицистический стили языка

Цель - закрепление знаний о стилях

Технология – частично-поисковая

  1. Как определить принадлежность текста к определенному стилю языка?
  2. К какому жанру речи в соответствующем стиле вы отнесете текст?
  3. Расскажите, как вы будете действовать.

Варианты ответа:

- научный (аннотация, научное описание, научное объяснение, энциклопедическая статья, научная статья)

- публицистический (репортаж, фельетон, очерк, интервью, заметка/информационное сообщение)

Определите принадлежность текста к научному/ публицистическому стилю:

  1. Рост дуба продолжается долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью.
  2. Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и её эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своём слушателе.
  3. Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полёта космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов, радиоприёмников склонились в деловом напряжении операторы.
  4. Странная жизнь. Совсем не хрестоматийная. Я уже слышу голос: что тут поучительного для нашей замечательной молодёжи? Научили тебя – работай. Назначили – служи. А если все станут бегать с места на место, то до чего мы  вообще дойдём? Так же нельзя! И я спешу согласиться: нельзя. Но потом я начинаю думать не вообще, не о всех (все, кстати, не станут бегать с места на место), а об одном человеке, данном, конкретном, с его упрямством, житейской неуклюжестью, со всеми его недостатками и со всеми достоинствами, я думаю о нём и убеждаюсь: прав.
  5. Мы дружно проливаем слёзы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка. А что у нас? Интервью только «эксклюзивное», встречи – «приватные», мышление – «креативное»… А что мы едим? Крекеры, чипсы, гамбургеры. От одних названий – несварение желудка…

«Спикеры», «брокеры», «рокеры» нам уже почти родные, «имиджмейкеры» и «спичрайтеры» отвоёвывают свои места под солнцем.

  1. Рассмотрим возникновение электромагнитного излучения на языке теории Максвелла. Система зарядов колеблется с какой-то частотой. В такт этим колебаниям меняется электромагнитное поле. Скорость распространения этого поля 300 000 км/с, поделённая на частоту колебаний V, даёт нам значение длины волны излучения.
  2. Информация о погоде в завершение выпуска. Завтра ожидается облачная с прояснениями погода. Ветер юго-восточный, пять- десять метров в секунду. Температура воздуха ночью минус 12-14, днём от 4 до 6 градусов мороза. Атмосферное давление 750 мм и будет постепенно расти, радиационный фон в норме.
  3. Ведущий:

- Итак, относитесь к этому занятию как к шутке, но в каждой шутке есть доля шутки. Быстрые ответы на вопросы. Первый вопрос, цена вопроса 5 баллов: «Сколько бабушек за свою жизнь вы перевели через дорогу?»

- В.Меладзе: Не помню.

  1. Книга академика РАН В.Г.Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности – информатике.

Автор исследует сущность, типы, источники социальной информации. В работе рассматриваются информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценка и результат.

  1. Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, для максимального раскрытия личности каждого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  ...

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"...

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"...

Тема:"Особенности научного и публицистического стилей речи"

Цели и задачи урока: обобщить и углубить знания по теме "Публицистический и научный стили речи"; закрепить знания о строении текста; проверка орфографических и пунктуационных навыков, п...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....