Урок русского языка для обучающихся с ОВЗ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Блинова Елена Викторовна

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._urok_v_5_klasse_ovz.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Урок русского языка.

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель:  обобщить и актуализировать имеющиеся знания по теме, способствовать формированию грамотного письма;

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить знания  обучающихся о правописании  звонких и глухих согласных в корне слова.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость.
  3. Воспитательная:  воспитывать стремление к получению знаний.

Оборудование: учебник, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», карточки, таблица  «Звонкие и глухие согласные».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Давайте ответим на вопросы, которые нам задает стихотворение.

                 Почему на небе тучи?

                 Почему ежи колючи?

                 Почему снежинка тает,

                 До ладони долетая?

                 Почему звезда упала?

                 Почему я знаю мало?

                 Видно, надо не лениться,

                 А учиться и учиться.   Эта часть стихотворения закрыта.

- Как вы можете ответить на эти вопросы?  - Какие знания вы применили, отвечая на эти вопросы? (знания окружающего мира)   - Что нужно делать, чтобы дать ответы на эти вопросы?  Прочитать хором последние 2 строчки.   – Прочитаем. Это будет девиз нашего урока.

II.Проверка домашнего задания.

- Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

(Опрос нескольких учащихся).

III.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, к нам обратился с просьбой  о помощи Незнайка, давайте попробуем ему помочь! (На доске написаны предложения):

Сшила Саша Сашке ша (п, б) ку,

Сашка ша(б,п)кой шишку сши(б,п).

Чтобы помочь правильно написать слова, какое правило нужно знать?

- А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром: з-с, п-б, д-т, г-к, в-ф).

- Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные»).

IV. Проверка знаний.

1. Придумывание однокоренных слов.

- Предлагаю вам узнать, о каком дереве пойдет речь?

                      Не заботясь о погоде,

                      В сарафане белом ходит,

                      А в один из теплых дней

                      Май сережки дарит ей.

- Верно, береза.

- Какую работу можно провести с этим словом?  (подобрать однокоренные слова, выделить орфограмму)  Слова напечатаны на карточках: березонька, подберезовик, березка.

- Выполняем.

- Почему эти слова называются однокоренными?  (они имеют общую часть корень)

- Выделим.

2. Повторение парных согласных и правила проверки написания парных согласных.

 Минутка чистописания.

- Открываем тетради, отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

- А сейчас запишем предложение и  выполним синтаксический разбор предложения:

Красный гриб на тонкой ножке вырос прямо у дорожки. (Прост., распр., повест.)

Задание: Выписать слова, которые вызвали у вас затруднение, выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

- Четко ли мы слышим последнюю согласную?

- Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

Послушаем  стихотворение, и все вместе будем  находить ответы на вопросы:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«Зуб»-на «зубы»,»лед»-на «льды»-

Будешь грамотным и ты.

-Где растет морковь? -На грядках.

-Буквы пишут где? -В тетрадках.

-Чистим что мы? -Чистим зубки.

-Одеваем в холод… -Шубки.

-Любим все: -Снежки, салазки.( санки)

-А читаем часто? -Сказки!

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? -Нет грядок.

А тетрадка? -нет тетрадок.

Зубки! Изменили - зубы.

Шубки! Проверяем - шубы.

Ждем снежинок и салазок.

И побольше чудных сказок!

3. Нахождение орфограммы.

ВЕСНА ДА ОСЕНЬ - НА ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ.

- Почему так говорят? Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Меняется погода.

- На доске облака со словами:

ло*ка, клю*ка, но*ка, кры*ка, доро*ка, ко*ка, игру*ка, кату*ка, кни*ка, варе*ка.

А на тучках буквы - Ж, Ш.

- Разгоним облака на небе. Два человека работают у доски.

- Остальные списывают пословицу и находят орфограмму, которую мы сегодня повторяем.

- Проверим. На какие две группы разбили слова?

- Теперь небо ясное.

Физкультминутка.

— Я  буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

 то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

4. Упражнение в написании парных согласных.

                     

Это  задание на внимательность,  вам нужно записать стихотворение, вставляя пропущенную согласную. Чтобы проверить слово,  необходимо подобрать проверочное слово.

Карточка.

Взял я в руки гибкий пру… (прутик)

И погнал гусей на пру…(пруды)

В руки взял зеленый лу… (луковица)

И пошел гулять на лу.. .(луга)

Смастерил из бревен пло… (плотик)

А на груше спелый пло… (плоды)

5. Составление предложений. Работа по карточкам.

Следующее задание вам нужно выполнить самостоятельно, выбрав одну из указанных букв, выделить корень, подобрать проверочное слово.

Карточка:

  1. З или С? Ре…кий, ни…кий, бере...ка, про…ьба.
  2. Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.
  3. Д или Т? Ре…кий, сла…кий, блю…це, салфе…ка.

- А теперь проверяем задание друг у друга, не забываем, что оценки за самостоятельную работу пойдут в журнал (выборочно проверить, оценки прокомментировать).

VI. Итог.

- Какую тему мы сегодня закрепляли?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать парную согласную?

- Давайте еще раз это правило произнесем.

- И в итоге я хочу убедиться, как вы готовы к проверочной работе на следующем уроке. Выполним небольшой тест. У вас на партах варианты ответов, которыми вы будете сигнализировать правильный ответ.

- В каких словах будем писать букву В? …

V. Итог урока. Тест и самопроверка.

Тест.

1. Букву В будем писать в словах:

А) ло*кий

Б) жира*

В) варе*ка

- В каком варианте все парные согласные?

2. Все согласные парные:

А) б, д, р, т, ж

Б) г, с, б, п, ф

В) ш, щ, ж, ч, з

- Какое слово является проверочным к слову загадка?

3. Проверочное слово для слова ЗАГАДКА:

А) отгадка

Б) загадать

В) загадки

- Проверим.

1. а), в), 2. б), 3. б).

Оценки за урок.

Оцените урок  (смайлики на доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

Урок русского языка для обучающихся 7 класса. Тема:"Семь цветов наречия".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии (посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.Оборудование урока: таблица, акварельны...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

Разработка урока русского языка  по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...

Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала

Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)...