Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала
учебно-методический материал на тему

Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ

через визуализацию учебного материала

Чагина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся              с ОВЗ №1»,

г. Нижневартовск

Детская природа требует наглядности.

К.Д. Ушинский

Как эффективно обучать русскому языку ребёнка с ограниченными возможностями здоровья?  

Обучающиеся с нарушением слуха испытывают особую трудность на уроках русского языка.  Параграфы   и задания учебника  и по содержанию, и по объёму трудны. Не обладая достаточным запасом слов, такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден, затрудняются в выделении главного, существенного признака, у них плохо развито воображение.  

 Как показывает опыт работы, практически весь успех усвоения материала  зависит  от правильного выбора учителем методов и приёмов, учитывающих индивидуальные особенности данных обучающихся.                                                  

Одним из основных средств обучения  детей с ОВЗ  становится преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств визуализации.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать некоторые условия:

  • хорошее качество наглядности;
  • должна соответствовать возрасту обучающихся;
  • должна использоваться в меру;
  • все обучающиеся должны  хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • чётко выделять главное, основное при показе иллюстраций;
  • детально продумывать пояснения,  они должны быть просты для восприятия;
  • должна соответствовать  содержанию материала.

В качестве оптимизации учебного материала на уроках русского языка я  использую следующие способы  обучения: 

1.   Применение картин, кино- и диафильмов. 

Использую репродукции картин, кино- и диафильмы, мультипликационные фильмы, фотографии, открытки. Цветные изображения производят на обучающихся большое впечатление, хорошо запоминаются.

Например, в 6 классе  при изучении темы «Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-» после просмотра фрагмента из  мультфильма "В стране невыученных уроков" обучающиеся делают выводы о правописании гласных в суффиксах.

2.  Использование объемных пособий.

            На уроках использую  объёмные пособия, которые есть в школе. Например, при работе в 5 классе над темой «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» через игру «Гора грамотеев» отрабатываем навык написания словарных слов. Предварительно  показываю обучающимся макет «горы», знакомимся из каких частей состоит гора.

3. Применение рисунков и схем.

 Составление, запись и вывешивание на доску основных понятий  изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.
        В качестве примера приведу речевой материал при изучении темы «Виды сказуемых» (8 класс):

Образец рассуждения:

[… - это простое глагольное сказуемое, оно выражено глаголом.]

[… - это составное  глагольное сказуемое, оно состоит из вспомогательного глагола … и неопределённой формы.]

 [… - это составное именное сказуемое, оно состоит из глагола-связки … и именной части …, которая выражена …]

Основные понятия: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, именная часть, неопределённая форма, глагол-связка, вспомогательный глагол, вспомогательные глаголы.

Рисунки, схемы  незаменимы в работе и применяются систематически.  Ученики лучше закрепляют материал, фиксируют главное в данной теме. 

4. Работа с таблицами, памятками.

Обучающиеся испытывают трудности  при  устном воспроизведении правил по русскому языку. Дети заучивают их механически, зачастую не понимая смысла прочитанного.

Поэтому необходимо систематически использовать адаптированные таблицы и памятки по русскому языку в качестве наглядного дидактического материала на уроках, а также при подготовке обучающимися домашних заданий.  (Приложение 1. «Памятки по русскому языку»)

С 5 класса обучаю составлению схем и таблиц на данное изучаемое правило, а с  7 класса ввожу понятие – «алгоритм».

По мере изучения тех или иных разделов программы, обучающиеся накапливают в речи определённые наборы словосочетаний, усваивают необходимую грамматическую терминологию, с помощью которой объясняют соответствующие языковые закономерности.

Не следует опасаться того, что обучающиеся часто смотрят  в памятки и будто бы не держат в голове определённых правил. Умение работать с ними ценнее технического заучивания учебного материала. 

5. Работа с учебными пособиями.

Немного меняю или дополняю инструкции к упражнениям из учебника (разумеется, если позволяет материал). Например, задание за 9 класс по теме «Сложносочинённые предложения с соединительными союзами»  трансформирую по следующему типу: «Спишите. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений». Иначе выполнение многих заданий  превращается в малопродуктивное механическое занятие.

6. Работа с дидактическим материалом. 

 Работа по выполнению упражнения  отнимает на уроке слишком много времени. Поэтому  я разрабатываю рабочие тетради по русскому языку.  Предлагаю вашему вниманию образец  рабочей тетради  для обучающихся 5 класса   по всем  темам раздела «Фонетика» (Приложение 2. Рабочая тетрадь по русскому языку по разделу «Фонетика» для 5 класса ).

        Задания расположены по возрастанию сложности. Пятым заданием каждой темы является упражнения для развития логического  и образного мышления, воображения, зрительного восприятия и внимания, развивают  письменную речь.

Планирую эту тетрадь сделать в электронном виде, чтобы  работа стала более эффективной и современной.  

В работе постоянно применяю различные виды карточек, индивидуальных заданий, тесты, кроссворды. (Приложение 3. Дидактический материал).  С пособиями индивидуального пользования  учителю легче организовать занятия.

7. Применение звуковых пособий.

Материалы звукового пособия:  электронные приложения к учебнику, прозаические и стихотворные тексты, звуки окружающего мира. Добавляю музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

8. Использование ИКТ (презентации, компьютерные тесты, компьютерные обучающие программы).

Для повышения качества обучения учеников мною разработана система компьютерных тестов в  программе - конструктор тестов easy Quizzy.

Такой вид работы позволяет мне осуществить оперативную диагностику уровня усвоения учебного материала каждым учеником, обеспечивает одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку, повышения интереса к предмету, экономит учебное время

Используя подобную  систему тестирования, уроки получаются интересными, насыщенными разнообразной информацией.  

Применяю и бумажный вариант тестов, контрольных и проверочных работ.

Активно использую на уроках ноутбуки, мультимедийную презентацию , интерактивную доску, электронный учебник, диски,  интернет – ресурсы (Приложение 4. Слайды мультимедийной презентации по теме «Буквы О и А на конце наречий» (7 класс) 

Это всё расширяет кругозор детей, прививает любовь к русскому языку и активизирует познавательные интересы на уроках.

В своём выступлении я попыталась раскрыть коррекционно – развивающую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья через визуализацию учебного материала. Ведь это так важно для детей, имеющих нарушение слуха.

Литература

1. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998.

2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.

-М.: Просвещение,  2002.

3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.- М.: Просвещение, 1984.

4. Лорсанова А. А., Лорсанова Л. С. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11.

5. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. М., Издательский центр «Академия», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 7 классана 2020-2021 учебный год( по итогам ВПР)...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...