Проект учебного занятия с использованием технологии ИОСО.(индивидуально-ориентированной системы обучения)
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Ушакова Ольга Викторовна

Проект учебного занятия с использованием ИОСО.

  • Ф.И.О. разработчиков:

Ушакова Ольга Викторовна.

  • Предмет: Русский язык.  Класс - 11.
  • Тема учебного занятия «Подготовка к ЕГЭ. Часть С».
  • Задачи уч. зан.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

Метапредметные: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение;

4) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_proekt_po_tehnologii_ioso_ushakovoy_o.v.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия с использованием ИОСО.

  • Ф.И.О. разработчиков:

Ушакова Ольга Викторовна.

  • Предмет: Русский язык.  Класс - 11.
  • Тема учебного занятия «Подготовка к ЕГЭ. Часть С».
  • Задачи уч. зан.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

Метапредметные: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение;

4) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • Тип учебного занятия: объяснение нового материала.
  • Дидактическое обеспечение и оборудование  + указать выходные данные учебника и др. используемой литературы.
  • Ход (схема, сценарий) учебного занятия.

Схема индивидуально-ориентированного учебного занятия (примерная)

№ п/п

Этап занятия

Оргдеятельностная схема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой на деятельность

1.Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Учебная ситуация:

Зачем мы учим русский язык? Когда ЕГЭ по русскому языку будет нестрашным? Мне очень нравится высказывание Анатоля Франса: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  

2.На прошлом уроке я давала индивидуальное задание - выяснить, какая часть ЕГЭ вызывает наибольшее затруднение и вызывает страх при выполнении. Нужно было составить диаграмму ответов анкеты. (Ученик у доски, используя ИКТ, рассказывает об анонимном анкетировании в классе и в диаграмме показывает полученный результат: «Статданные по исследованию вопроса». (Ответ: Часть С Написание сочинения в %).

3.Сформулируем тему и цель урока (тема - 

- Ну что же, желаю удачи! Поглощайте знания с удовольствием.

Фронтальная работа.

-Вспомним: из каких частей состоит сочинение?

Оценивание готовности к уроку по модулю.

Вывод о том, что выпускник должен быть грамотным,

надо знать русский язык для успешной сдачи ЕГЭ. Когда есть крепкие знания.

личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Дети формулируют тему и цель урока. (Тема:ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ

 ЗАДАНИЯ части С НА ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) 

 Цель: научиться писать сочинение.)

Дети отвечают: сочинение состоит из следующих частей: вступление, проблема, комментарий, авторская позиция, собственная позиция, 2 аргумента, вывод

Изучение нового материала

Возьмите текст и внимательно прочтите его, подчеркните ключевые слова для определения темы и проблемы.

А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили, используя клише. (Приложение 5). Подробно опишите ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу прочитанного. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте.

-Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. (Памятку «Синквейн – особая форма понимания происходящего» выдаю учащимся на уроках по развитию речи.)

«Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно        существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.
  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Индивидуальная работа с текстом из Демоматериалов ЕГЭ-2014

Закрепление нового материала

А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Ребята работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.  Учащимся выдаю памятки по работе в парах. 

«Возможные вопросы для работы в парах».

  1. Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?

2.  Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?

3.  Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Групповая работа по применению нового материала

Приложение № 6

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы (5-6 человек). У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной проблеме. На это отводится 3-4 минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предлагаю проработать материал полученного текста сочинения, используя позиции в группе. Докладчик зачитывает улучшенный вариант. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Позиции в группе

  1. Позиция «Руководитель группы».
  2. Позиция «Организатор коммуникации».
  3. Позиция «Организатор рефлексии».
  4. Позиция «Схематизатор».
  5. Позиция «Держатель норм».
  6. Позиция «Докладчик».

Работа в группах по выявлению проблемы текста, авторской позиции и комментария, используя  памятку ( Приложение №6 «Письмо по кругу).

В листке контроля оценивается работа каждого в группе по 5-бальной системе  (табло учета).

Рефлексия

Легко ли вы справились с заданием?

Почему?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Знаю – Хочу узнать – Узнал.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и

что нам

осталось узнать

 

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

А.

В.

С.

Д.

  1. Источники информации:

1.

2.

3.

4.

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.

Затем учащиеся повторно читают  текст статьи или рассказа из Демо ЕГЭ друг другу (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.У этой формы работы есть ещё один резерв – это вторая и третья части таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы, которые они заполнят дома.

Ответы могут быть заслушаны в классе.

Формулируют задачи: определить, что такое наречие, каковы его морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выявление степени усвоения материала. Ребята работают с помощью карточек-рук (на магнитах)выходят к доске и прикрепляют тот вариант, который, на их взгляд, соответствует оценке полученных знаний на уроке.        

Домашнее задание.

На дом:

Задание на 3 – по тексту определить тему сочинения, написать вступление, обозначить проблему и авторскую позицию.

Задание на 4 – написать собственное мнение по проблеме  текста и аргументировать.

Задание на 5 – написать сочинение по тексту.

Работа на дом по индивидуальным марщрутам.

Приложения

Приложение №1.

Знаю – Хочу узнать – Узнал.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

 

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

А.

В.

С.

Д.

  1. Источники информации:

1.

2.

3.

4.

Приложение №2.

 Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

     «Тонкие» вопросы

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

Приложение №3.

Памятка «Правила написания синквейнов».

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно        существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  • Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.
  • Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Приложение №4.

Памятка «Возможные вопросы для работы в парах».

  1.  Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?

2.  Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?

3.  Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?

Приложение №5.

Памятка по написанию сочинения (клише).

1.Вступление.

 Автор  (ФИО) повествует о том, (ОЧЕНЬ краткое  содержание)____________________________________________________________________________

Комментарий к теме. Думаю, _________________________________________________

Автор поднимает проблемы (сформулировать проблемы, поднятые в тексте)__________

_______________________________________________________________________

Актуальность этих вопросов очень важна, потому что______________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Позиция автора. Важность рассматриваемого материала, по словам автора, состоит в следующем: (ввести цитату, если это возможно; это предложение может быть в тезисе, в самом начале текста; может быть в конце текста – тезис-вывод).

3. Я-позиция. Полностью согласен с автором в том, что____________________________

____________________________________________________________________________

Тому немало жизненных примеров (привести пример-доказательство, прокомментировать и сделать вывод) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Известный классик русской литературы, (кто), в своем произведении (каком) рассказывает, как герой…_______________________________________________________

(привести второе доказательство, прокомментировать и сделать мини-вывод).

Разделяя точку зрения создателя статьи, хочу подчеркнуть, как…

_____________________________________________________________________________

5. Для того чтобы привлечь внимание людей  к исследуемой проблеме, автор использует различные изобразительно-выразительные средства. Так, чтобы убедить своего читателя в __________________________________________________________, он прибегает к __________________________________________________(предложение …). А чтобы вызвать особое состояние эмоциональности, сопереживания к описываемым событиям (ситуации), писатель применяет_______________________________________.

6.Заключение. Данный текст, я думаю, имеет немаловажное значение для____________,

так как ____________________________________________________________________.

 ВЫВОД  должен соотноситься с вступлением.

Текст сочинения.

Учиться говорить и писать

        (1) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2)Думает! (3)Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь этого человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то о чём, мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (6)О русском языке как языке народа писалось много.

        (7)Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивающийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. (8)Тургенев говорил о русском языке: (9) «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

        (10)Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер, - прислушаться к тому, как он говорит.                                

         (11)Итак, язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.        (12)Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (13)А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». (14)Для каждого расхожего понятия у него необычные слова, а жаргонные выражения. (15)Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее окружающих, над всем смеётся, ничего не боится.                        

         (16)А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.                 (17)Посмотрите, послушайте, о чём такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами-плевками»? (18) Вы сразу заметите, что всё то, что его страшит, от чего он ждёт неприятностей себе, что не в его власти.                                                        (19)Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. (20)Как говорит, так, следовательно, и думает.                                                                                                                                                                                                                (Д.Лихачёв)

Приложение № 6

Алгоритм создания письменного текста

1. Инвентаризация.

Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.

2. Составление чернового текста.

Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный  характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.

Если пользоваться свободным письмом как приёмом «инвентаризации», можно сделать «опись» своих мыслей по данному предмету, а потом составить черновой текст, в котором будут использованы самые удачные идеи, возникающие в ходе свободного письма.

Чтобы боязнь сделать ошибку не мешала возникновению образов и идей, достаточно крупными буквами озаглавить лист словом «Черновик».

3. Правка.

Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа.

4. Редактирование.

На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.

Навыки редактирования состоят из трёх моментов:

-забота о том, чтобы произведение было правильным;

-умение видеть ошибки;

-умение исправить ошибки.

5. Издание.

Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.

Издание можно провести в различных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, читка в «писательском кресле». Для этого необходимо выбрать один стул (если нет кресла), который будет служить центром сцены, и на котором будет сидеть доброволец, (обратите на это внимание, так как читать вслух свои сочинения ребята должны по желанию), зачитывающий своё сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект конспекта Учебного занятия с использованием ЦОР

Класс 2Предмет  английский языкТема учебного занятия: «Праздник алфавита»Продолжительность учебного занятия: 45 минутТип учебного занятия: урок...

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...

Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии «Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка»

Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока. Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы ...

Методическая разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий по теме Природа и музыка

Урок «открытия». Цель урока: формировать представление  о способности музыки отображать картины природы.  Познакомиться с  понятием  «романс», «певец...

План-конспект учебного занятия с использованием технологий проблемного обучения и применением интерактивных мультимедийных систем

Цель занятия:- стимулирование и формирование практических умений и навыкоы, необходимых при овладении иноязычной речью;- формирование коммуникативных компетенций в говорении, чтении и письме;- повышен...