Филологический ринг 9 класс
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Филологический ринг 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskiy_ring_9_klass.docx23.35 КБ
Office presentation icon filologicheskiy_ring_9_klass.ppt758.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9класс

Филологический ринг

Ведущий. Уважаемые участники боя, я вам предлагаю блеснуть знаниями русского языка в первом конкурсе-разминке. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если команда не справляется с заданием, на вопрос может ответить вторая команда. За правильный ответ присуждается 1 очко. Для проведения этого конкурса команды должны разбиться на две части.

Вопросы для разминки:

  1. - Изменяемая часть слова, которая образует форму слова. (Окончание)
  2. - Часть изменяемого слова без окончания. (Основа)
  3. - Значимая часть слова, которая находится после корня, служит для образования новых слов или форм слова. (Суффикс)
  4. - Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
  5. - Главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень)
  6. - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
  7. - Часть речи, которая обозначает признак предмета или его принадлежность и отвечает на вопросы какой? который? чей? (Имя прилагательное)
  8. - Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол)
  9. - Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. (Синонимы)
  10. - Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)
  11. - Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Диалектизмы)
  12. - Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)
  13. - Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)
  14. - Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? (Имя числительное)
  15. - Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия или признак признака, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (Наречие)
  16. - Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложных. (Союз)
  17. - Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? (Подлежащее)
  18. - Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? каков предмет? и т. д. (Сказуемое)
  19. - Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
  20. - Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет члены предложения, выраженные именем существительным. Отвечает на вопрос какой? чей? (Определение)
  21. - Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину и т. д. и отвечает на вопросы наречия. (Обстоятельство)

Ведущий. Попросим жюри подсчитать очки, а мы тем временем переходим в следующему конкурсу.

Командам дается карточка, на которой слева написаны нарицательные существительные, а справа имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного имя собственное, с которым оно этот оборот образует.

Задание для первой части команды:

  1. Азбука ________  Авгий
  2. Близнецы ________ Аладдин
  3. Бочка ________ Анюта
  4. Глазки ________ Ариадна
  5. Грамота ________ Ахилл
  6. Шапка ________ Вавилон
  7. Конюшни ________ Гомер
  8. Лампа ________ Гордий
  9. Меч ________  Сиам
  10. Язык ________ Китай
  11. Стена ________ Домокл
  12. Хохот ________  Диоген
  13. Нить ________  Мамай
  14. Огонь ________  Мономах
  15. Побоище ________  Морзе
  16. Пята ________  Пандора
  17. Столпотворение ________ Варфоломей
  18. Узел ________  Прометей
  19. Ящик  ________  Филька
  20. Ночь  ________  Эзоп

В итоге должно получиться следующее:

  1. Азбука Морзе
  2. Близнецы сиамские
  3. Диогенова бочка
  4. Анютины глазки
  5. Филькина грамота
  6. Шапка Мономаха
  7. Конюшни Авгиевы
  8. Лампа Алладина
  9. Домоклов меч
  10. Эзопов язык
  11. Китайская стена
  12. Гомеровский хохот
  13. Нить Ариадны
  14. Огонь Прометея
  15. ПобоищеМамаевское
  16. Ахиллесова пята
  17. Вавилонское столпотворение
  18. Гордиев узел
  19. Ящик Пандора
  20. Варфоломеевская ночь

Ведущий. В следующем конкурсе команды играют в игру «Кто быстрее». Суть ее состоит в том, что вы должны отгадать фразеологические загадки: я читаю вам фразеологизмы, а вы должны отгадать, о чем или о ком тот или иной фразеологизм. Кто первым поднимает руку, тот и отвечает. Если игрок команды ошибается, то право ответа у команды-соперника.

Задания для команд:

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)

3. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

4. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; об нее часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

5. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)

6. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)

7. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

8. С нею можно покончить, если она тебе надоела; между ней и смертью часто находятся люди в опасной ситуации; из нее можно уйти, но в нее же можно и вступить; к ней можно вернуть человека; мы часто бываем обязаны другим по ее гроб; в нее можно воплощать свои мечты. (Жизнь)

9. Он бегает от ладана; не хочет никому быть братом; постоянно дергает кого-то и, наверное, поэтому у него всегда сломана нога; вечно кого-то приносит и старается всех попутать; нас нередко к нему посылают на куличики, потому что он лысый; до него и его дюжины сородичей можно допиться; но с ним надо держать ухо востро, ведь ему одному все известно, и чем он только не шутит! (Черт)

10. С них часто спадает пелена, их не отрывают, не смыкают и не сводят; с них прогоняют долой, их выплакивают и высматривают; они не хотят сидеть на месте и часто лезут на лоб; порой из них сыплются искры; они часто находятся на мокром месте; их мозолят, не давая покоя, особенно когда они слипаются. (Глаза)

11. В нее можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чем-то умалчивает; а еще она везде появляется со своей подругой географией. (История)

12. Обычно он без костей и очень длинный, поэтому его надо держать за зубами, а еще лучше — на привязи, чтобы он не молол что попало; он может отсыхать, развязываться, заплетаться и не поворачиваться; иногда на него можно так попасть, что мало не покажется; за него часто дергает черт, отчего он чешется и ломается; нередко он является врагом человека; у некоторых он очень плохо подвешен, а у других — очень злой и острый, так что хочется его укоротить. (Язык)

13. В него можно смотреть, внимательно слушая человека, но палец, конечно, лучше в него не класть; он может быть полон хлопот, а может и воды, которую туда набрали; при удобном случае его можно заткнуть, особенно тем, кто слишком часто его раскрывает. (Рот)

14. В них часто берут себя, но в то же время именно из них многое выпускают; из них постоянно все валится; работать лучше их не покладая; изворотливым людям часто с них все сходит; с ними пустыми в гости лучше не ходить; ими можно загребать жар, если они чужие; их можно умыть, наложить на себя, держать по швам, развязывать; они могут опускаться, отваливаться, чесаться; идут обычно ноги, а не доходят именно они, но если уж до чего-то дошли, то то, что вы ими, золотыми, сделаете, оторвут с ними и ногами. (Руки)

15. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; на нее надевают хомут и гонят в нее; ее можно намять, свернуть, свихнуть, сломать, намылить; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)

Ведущий. Похоже, что с фразеологией у команд нет затруднений. Все справились с поставленной задачей. Попросим жюри объявить баллы за оба конкурса.

Жюри объявляет баллы.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое анаграммы? Это слова, получившиеся из других слов при перестановке в них букв и слогов или при обратном чтении. Давайте и мы попробуем составить анаграммы.

Следующий конкурс :Составь анаграмму

Вывешивается лист, на котором написаны слова-анаграммы. Команды работают со словами коллективно. Команда, первая правильно выполнившая задание, получает за каждое верно составленное слово 2 очка, вторая команда за каждое слово — 1 очко.

Слова для конкурса «Составь анаграмму»:

Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), кит (тик).

Ведущий. Наши участники показали себя хорошими составителями слов, и я предлагаю продолжить бой в том же ключе. На ринг приглашаются капитаны.

На выполнение этого задания вам дается минута. За это время вы должны составить из одного слова как можно большее количество других слов, причем это должны быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Выставляется слово СТРОИТЕЛЬСТВО. Капитаны начинают по сигналу ведущего работу.

Ведущий. Участники команды тоже могут составлять слова, так как у вас будет возможность один раз помочь своим словом вашему капитану.

После того как капитаны составили слова, они по очереди их зачитывают. Побеждает тот, кто больше составил слов.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш филологический ринг. Все задания выполнены. Осталось только узнать окончательный итог игры.

Жюри оглашает баллы. Победители награждаются памятными подарками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра по русскому языку Филологический ринг

Слайд 2

1. Конкурс -разминка

Слайд 3

Конкурс 2: Слева написаны нарицательные существительные, а справа имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного имя собственное, с которым оно этот оборот образует. Азбука ________ Авгий Близнецы ________ Аладдин Бочка ________ Анюта Глазки ________ Ариадна Грамота ________ Ахилл Шапка ________ Вавилон Конюшни ________ Гомер Лампа ________ Гордий Меч ________ Сиам Язык ________ Китай Стена ________ Дамокл Хохот ________ Диоген Нить ________ Мамай Огонь ________ Мономах Побоище ________ Морзе Пята ________ Пандора Столпотворение ________ Варфоломей Узел ________ Прометей Ящик ________ Филька Ночь ________ Эзоп

Слайд 4

В итоге должно получиться следующее: Азбука Морзе Близнецы сиамские Диогенова бочка Анютины глазки Филькина грамота Шапка Мономаха Конюшни Авгиевы Лампа Алладина Дамоклов меч Эзопов язык Китайская стена Гомеровский хохот Нить Ариадны Огонь Прометея Побоище Мамаевское Ахиллесова пята Вавилонское столпотворение Гордиев узел Ящик Пандора Варфоломеевская ночь

Слайд 5

3. Конкурс «Кто быстрее»

Слайд 6

4. Конкурс: «Составь анаграмму» Это слова, получившиеся из других слов при перестановке в них букв и слогов или при обратном чтении.

Слайд 7

Сокол, ракета, мать, арфа, лето, кайма, баня, куст , масло, веки, остров, игра, дно, адрес, фарш, липа, сосна, кит.

Слайд 8

СТРОИТЕЛЬСТВО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.

Элективный предмет "Современная отечественная литература"....

Филологический брейн-ринг

Занятие для учащихся....

Календарно-тематическое планирование по литературе для профильного (социально-гуманитарного, филологического) 11 класса

Планирование составлено по программе С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, рассчитано на 170 часов.В планировании подробно представлены темы уроков, тип урока, планируемый результат, виды самостоятельной деятельн...

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...