Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по теме:" Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова"  разработан в соответствии с ФГОС, составлен в игровой форме. К конспекту урока прилагается технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx31.64 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5  классе на тему:

 «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова».

Учитель Борисова Н.Г.

Педагогическая  цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умение использовать этикетные слова, способствовать развитию умения использовать их в речи, делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • Закрепить   умение использовать этикетные слова в различной речевой ситуации,
  • формировать умение подбирать слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением, умение использовать в речи
  • углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;

Метапредметные результаты:

Регулятивные

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•умение высказывать своё предположение (версию);

•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

•умение адекватно воспринимать оценки.

Познавательные

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•нахождение ответов на вопросы;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные

•умение слушать, слышать и понимать;

• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников;

умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

Личностные результаты:

  • обогащение  словарного запаса  учащихся
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
  • формирование  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь; ИКТ: раздаточный материал, листы, карандаши, фломастеры, проектор, экран, компьютер, интернет - ресурсы.

Тип урока: урок -объяснение нового материала

Вид урока: урок - игра

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология формирующего оценивания.

Принципы обучения:

  1. Сознательность и активность
  2. Доступность
  3. Связь теории и практики
  4. Систематичность и последовательность
  5. Наглядность
  6. Научность
  7. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
  8. Прочность усвоения знаний

Ход урока:

  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

                      

Урок начинается с песни «Только добротой сердец…»

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!» -

Солнцу и птицам.

«Доброе утро!» -

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера

Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О чем он? Выделим ключевые  слова (доброта, добрый)

 Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (помогать друг другу, не обижать, солнце, весна, заботиться)

-Ребята, какие вы знаете стихи, песни, пословицы о добрых словах, доброте.

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова? (Вежливые слова, а еще их называют этикетными) 

  1. Проверка домашнего задания. Упражнение 331 (2)

Выпишите слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя их написание через подбор однокоренных проверочных слов

Ж…лья- жИть, изд…вна- дАвний, св…той- свЯтки, прон…кало-пронИкнуть, ст…ршинству- стАрший, сп..ла- спАть, п..чное- пЕчь, дв…рной- двЕрь.

 Назовите орфограмму в данной группе слов

  1. Актуализация. Деконструкция - работа с материалом

-Назовите тему нашего урока.

Запишите число, тему урока

Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.

Карта деятельности ученика.

Мои шаги в освоении темы:

  1. Целеполагание_________________________________________________
  2. Что я знаю об этикетных словах?_______________________________
  3. Что хотел бы узнать? ____________________________________________
  4. Ключевые слова________________________________________________
  5. Настроение_____________________________________________________

Цели урока.

Ребята, обратимся к словарю.

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе.. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Общаясь с людьми, мы часто используем слова речевого этикета, которые употребляются во время приветственной речи, прощания или в момент принесения извинений. Они позволяют передать близким сердцу людям теплоту своих чувств, указывают на готовность человека находить компромиссы, выслушивать точку зрения окружающих и не чувствовать себя стесненно в обществе незнакомцев. Добрые и ласковые слова приятно слышать от любого человека. Главное – произносить их искренне. Реализация элементов и формул этикетных отношений может происходить на различных языковых уровнях:

  • лексическом, а также уровне фразеологии (путем использования специфических слов – «Спасибо!», «дамы/господа»);
  • грамматическом (за счет акцента на множественное число и постановки вопросительных предложений взамен повелительных – «Не могли бы вы…»);
  • стилистическом (благодаря употреблению уместных, точных, корректных слов);
  • интонационном (за счет сохранения спокойствия даже в момент выражения требования/недовольства);
  • орфоэпическом (при употреблении слов в полной, а не сокращенной форме – «Здравствуйте!» вместо «здрасьте»).

Этикет , этикетные слова, вежливые слова

- Как вы думаете, зачем люди придумали вежливые слова? И нужны ли они человеку, может быть, можно обойтись и без них?

- Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поблагодарить, пожелать добра  и счастья, поздороваться – это значит пожелать здоровья, подарить кому-то, радость

 Группы вежливых слов

 - Итак, всякий уважающий себя человек, человек культурный и воспитанный, обязательно использует в своей речи этикетные слова.

Посмотрите, какие красочные у меня журналы. Каждый журнал живёт по своим законам. Я предлагаю вам создать свой красочный журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день».  Сегодня я буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками

Первая  страница Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте».

История слова «здравствуйте» (выступает ученик)

Слово «Здравствуйте»- слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.

- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.

Приветствие: (презентация). Запись слов в тетрадь

здравствуй (те)

наиболее употребительное

добрый день (утро,вечер)

дружеское, с указанием на время встречи

привет

дружеское, фамильярное

здорово

дружеское, чаще между мужчинами

  • Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи.

Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.

А если мы заглянем, в словарь А.Г.Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.

Так вот, в этом словаре 383 выражения!


1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.

Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости) Запись слов в тетрадь

Из истории слов

Слово "спасибо" произошло от сокращения фразы "Спаси  бог". Этой фразой на Руси издревле выражали благодарность. Впервые слово "спасибо" зафиксировано в 1586 году, в словаре-разговорнике, изданном в Париже.Есть замечательное стихотворение Агнии Барто ( учение читает)

В ответ на привет

Не молчит он, как рыба.

В ответ на привет

Произносит - спасибо!

Билет на футбол

Вы ему принесли бы,

За это - спасибо,

Спасибо, спасибо!

А если б его

От контрольной спасли бы,

За это - спасибо,

Сто тысяч спасибо!

А если б за ним

Прибежали ребята,

На помощь кому-то

Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б

Не молчал он, как рыба,

Сказал бы в ответ:

"Удружили! Спасибо!"

Словом «пожалуйста»  вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени

Благодарю  - старославянское слово. В старославянском языке глагол оформился в результате калькирования греческого сложения со значением частей: "благо, хорошо" и "давать, преподносить".

Извините- Это простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.

 Задание

Составьте диалог из 2-3 реплик с вежливыми словами.Запишите

Физминутка. Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня (звучит спокойная музыка)

Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).

Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места

Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!».  

До свидания говорит о том, что новое свидание состоится.

 Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают.

В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).

Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!

Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. Заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово». В приложении к словарю 225 прощаний.

Я предлагаю для нашего журнала открыть юмористическую страничку.

У вас на партах листочки.  Вы должны вместо точек вставить слова .

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

(После выполнения задания зачитать стихотворения)

Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Задания для групп.

Для закрепления пройденного материала выполните задания в группе.  

1 группа. Разыграйте сценку «В автобусе». Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться вежливыми словами для выражения просьбы.

2 группа. Речевая ситуация «Просьба». Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения

3 группа. Речевая ситуация «Отказ» .Представьте, что вы попали  в подводное царство, и Царь предлагает  сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда.

Какой вариант отказа вы выберете?

4 группа. Речевая ситуация «Утешение»

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.

Наши выводы: Чем больше  в речи человека этикетных слов, тем приятнее  с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие люди.

Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала…Но в конце каждого номера на последней странице написано «Творческая мастерская». Я предлагаю вам на выбор  домашнее задание. Таким образом , мы завершим первый выпуск нашего журнала

Домашнее  задание - дифференциация:

  1. Напишите сочинение (рассказ), используя этикетные слова;
  2. Составьте несколько пунктов правил  речевого поведения
  3. Упражнение 338- работа с орфограммами путем подбора однокоренных слов

 Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Вернемся к карте деятельности. Учащиеся зачитывают свои записи

Оцениваем  себя. Ребята, Вам  удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции?

Ребята, произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку – самоанализ урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Педагогические технологии

Планируемые  результаты

Предметные

УУД

1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Настрой на урок.

Отвечают на наводящие вопросы, определяют тему урока и ставят цели  

Настраивает на урок, желает всем положительных эмоций.

Через наводящие вопросы спрашивает о теме урока и его цели

групповые технологии, педагогика сотрудничества  

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос

Регулятивные:

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Коммуникативные: умение слушать и слышать

2.Актуализация знаний и способов действий Деконструкция - работа с материалом  

Параллельная работа – индивидуальная и групповая

создаёт мотивацию на совместную работу

игровые технологии, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности

формировать умение  подбирать слова , умение использовать в речи этикетные слова

Познавательные:

- анализ, сравнение;

- ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).

Личностные:

-развитие познавательных интересов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

 

3.Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения  

Групповая работа  - решение проблемных задач

На новом этапе работы  даёт новое задание

проблемное обучение

углубить знания употреблении этикетных слов в речи

Познавательные:

- подведение под понятие;

- нахождение ответов на вопросы, используя учебник. 

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.Физминутка

Выполняют  упражнения – гимнастику для глаз

Руководит физминуткой

здоровьесберегающие технологии

Уметь определять часть речи

Личностные:

-развитие познавательных интересов;

-развитие самостоятельности

-физическое развитие

5.Афиширование  

Выступление индивидуальное или от группы с творческой работой, выполнение упражнения

Даёт задание составить предложения со словами, значение которых учащиеся определили по толковому словарику  

групповые технологии, педагогика сотрудничества

углубить знания о роли этикетных слов в речи

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение (версию) -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

-умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать

Познавательные:

- анализ, сравнение.

Личностные: 

-обогащение  словарного запаса  учащихся

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

6.Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других

Выставляют оценки себе и членам группы

Предлагает оценить  себя и членов своей группы

технология формирующего оценивания

уметь работать самостоятельно  и в группах

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

7.Домашнее  задание - дифференциация

Выбирают, записывают домашнее задание

Даёт дифференцированное домашнее задание – на выбор – творческие задания

технология уровневой дифференциации

уметь работать со словарями, уметь составлять свой свод правил, уметь писать сочинения

Познавательные:

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

Личностные:

  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

8.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)  

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

технология формирующего оценивания

формировать умение  подбирать слова –использовать в речи синонимы и антонимы, углубить знания о роли этикетных слов в в речи.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Опорные конспекты русский язык 5 класс

Опорные конспекты по русскому языку для 5 класса по всем темам программы....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...