«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо»
статья по русскому языку

Самусенко Сергей Петрович

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_zhyuri.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый из нас и учитель, и ученик всегда выбирают в какой ситуации каким стилем речи воспользоваться. Ведь все мы хотим чтобы нас понимали, хотим понравиться окружающим. Но к сожалению не всегда удается правильно сформулировать и оформить свое высказывание.

В настоящее время к проблеме сохранения культуры устной речи, добавляются проблемы и в письменной речи.(Видео) К сожалению затруднения в письменной речи возникают не только у сказочных персонажей, но и вполне реальных людей. Мы всё чаще сталкиваемся с такими  проблемами  как отсутствие умения смыслового чтения, упрощение письменной речи, умышленное игнорирование правил синтаксиса, орфографии, пунктуации, и, конечно же, с не желанием учащихся понимать и исправлять свои ошибки. Все это может привести к большим нарушениям в развитии речи обучающихся и к дальнейшим проблемам в обучении, ведь качественное владение устной и письменной речью помогает ученикам  лучше усваивать содержание школьных предметов, придают уверенность в своих силах, позволяют достичь успехов в учебной и иной деятельности.

Тема моего методического семинара – «Развитие речи учащихся в условиях реализации федерального образовательного стандарта».

На минуту возвратимся к сказочным персонажам. Побудьте секунду принцами и принцессами и ответьте на мой вопрос: «Скажите, каким должен быть урок? » ….интересные…. скучные……  Спасибо. А теперь на секунду перевоплотимся в другого сказочного персонажа педагог, магистр наук, ответьте на тот же вопрос: «Каким должен быть урок» ….метод. грамотные. ..Спасибо. Возвращаемся в нашу реальность. А теперь скажите о каком уроке вы мечтаете?......... …..продуктивные…. У каждого из нас свое представление об идеальном уроке, но все мы предполагаем, что идеальный урок подразумевает  творческую активность учителя и ученика, сотрудничество, урок с атмосферой переживания успеха – но это мечта. А в жизни мы чаще сталкиваемся с такой ситуацией, когда мы даем знания ученику, а он не хочет воспринимать их ни в какую, вопрос: «Почему ученик не воспринимает учебный материал............... Верно, обычно мы говорим, что не хотят ничего, неохотно читают или вообще не читают, у них не развита речь, творческое мышления и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к учебной деятельности. Я вчера им и так, и этак, а они сегодня как чистый лист. Или другая ситуация, когда ребенок знает ответ, понимает, как выполнить задание, а рассказать, объяснить, правильно оформить не в состоянии. И снова мы сталкиваемся с проблемой развития речи учащихся.

Оптимальным выходом из этой ситуации становится реализация в школе системно-деятельного подхода в обучении учащихся.  

Чтобы правильно говорить, излагать свои мысли, как письменно так и устно, необходимо научиться мыслить как можно более эффективно. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. А развивать мышление – значит развивать умение думать и говорить. Для этого я использую разнообразные приемы современных технологий. Но ведущее место в моем образовательном процессе занимает следующая технология.

Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем.

Т – технология Р – развития К – критического М – мышления через Ч –  чтение и П – письмо .                Правильно. Спасибо.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». У  меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из трёх этапов.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На данном этапе могут использоваться разные приемы. Их выбор может зависеть от типа, целей урока, от подбора учащихся и других факторов.

Я хочу привести примеры приемов, которые я более часто использую в своей повседневной практике.

Ученики моих классов не всегда активны в начале урока, поэтому для активизации их деятельности я часто использую приём «Круги по воде».

«Круги по воде»

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются слова, связанные с изучаемой темой. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Пример вы видели в начале моего выступления.

Для повышения мотивации к изучению нового материала я часто использую приём  «Верные – неверные утверждения». Я предлагаю несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.

Ученики рассматривают утверждения, напротив каждого ставят  «+», если согласны с ним, «-» - если  не согласны. Затем утверждения обсуждаются и ответы исправляются, а главное – дети вспоминают, обобщают информацию и формулируют свою мысль, чётко и правильно её излагают. Данный приём можно провести и в устной форме, когда дети поднимают руки, если они согласны с утверждением, и не поднимают если не согласны.

Следующий прием «Тонкие и толстые вопросы» В моем выступлении вы так же приняли участие и в этом приёме.

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации работы учащихся, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный, точный и краткий  ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания,  рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

Данный прием способствует развитию речи учащихся, т.к. необходимо не только правильно сформулировать вопрос, но и грамотно вести диалог и отвечать на поставленные вопросы.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа.

Наиболее популярным  на этой стадии является прием «Кластер», который позволяет моим ученикам видеть зрительно результат своего труда и учит их внимательному чтению.

  «Кластер»

Данный прием используется мной, так как у многих моих учеников зрительная память развита лучше, чем слуховая, поэтому именно этот приём приходит мне на помощь. Он очень нравится моим ученикам, и я применяю его на разных стадиях, в зависимости от типа урока.

На слайде вы можете увидеть кластер, который был составлен семиклассниками при изучении произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.

На стадии рефлексии возвращаюсь к приему «Верные – неверные утверждения», чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие ошибочными. Неверные утверждения стираю с доски или вычёркиваем из карточек.

Одним из эффективных приемов развития образной речи учащихся, является прием под названием «Синквейн»,

работа над созданием нерифмованного стихотворения. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять.

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися  7 классов после прочтения и изучения художественных произведений.

Данный прием помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, помогает развивать мышление и речь.

Использование приемов технологии  развития критического мышления способствуют повышению уровня качественного владения устной и письменной речи у учащихся. На начало 2016-2017 учебного года 44 процента учащихся могли самостоятельно, верно и точно строить как устные так и письменные высказывания по изученным произведениям. Наконец учебного года процент таких учащихся достиг семидесяти семи.    (18-8-14).

Закончить свое выступление хотелось бы словами Л.Н.Толстого: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»        

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...