Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Лазунина Галина Александровна

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx55.34 КБ
Файл pryamaya_rech.pptx468.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Учитель Лазунина Г. А.

Тема:     Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Цель:   дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора.  

Задачи:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.

2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.

3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.

4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также  орфографические и пунктуационные навыки.

5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.  

Оборудование: учебник,  проектор, экран, карточки, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки.  

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и способов деятельности.      

Методы и формы обучения: компьютерная презентация, словесный, наглядный,  создание   проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.                                                                                                                                                  

Прогнозируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, используя различные глаголы –синонимы, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной   и  используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.                                                                                                                                                                                                                    

Ход урока:                                                                                                                           СЛАЙД №1

-Добрый день, уважаемые гости и ребята!

I. Организационный  момент.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

II. Введение в тему урока

1. Лингвистическая разминка        

-Скажите, с каким разделом языкознания мы продолжаем работу? (Синтаксис и пунктуация)

-Какие темы мы изучили на уроках? (Обособленные члены предложения, обособление вводных слов и обращений)

-Что значит пунктуация?        (Постановка знаков препинания).

2. Орфографическая диктовка

а) Запись слов под диктовку  (ученик работает у доски, объясняя орфограммы в словах)

      Речь (ь у сущ. 3 скл., ж. р.), автор (слово с традиционным написанием), прямой (безуд. гл.), двоеточие (безуд. гл., соед. гл.),  тире (слово с традиционным написанием), запятая (слово с традиционным написанием), кавычки(слово с традиционным написанием).

- Какое слово «лишнее»? Почему?

(прямой – прилагательное)

 -Найдите корень в слове запятая                                                                                                СЛАЙД №2

(соврем.: запят-; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж. р. от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать»)

3. Слово учителя

Посмотрите внимательно на те слова, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.  

III. Объявление темы и цели урока  (учащиеся определяют тему урока)

Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».           СЛАЙД №3

1. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

 -Какие задачи нам предстоит сегодня решить?                                                                         СЛАЙД №4

Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.  

- Как вы думаете, что такое чужая речь?

- Прямая речь?

2. Слово учителя 

В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи.

 Это:                                                                                                                                           СЛАЙД №5

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил:

«Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями:

Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;  

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  

И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;  

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи

источника сообщения:

Как говорят поэты, началась осень жизни.      

(К.Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

IV. Повторения сведений о предложениях с прямой речью

1. Работа с учебником (под редакцией Л. М. Рыбченковой): чтение & 35, стр. 200-201. 

2. Фронтальный опрос (беседа по вопросам):

-Что такое прямая речь?                                                                                                                СЛАЙД №6

(это точная передача чужого высказывания).

 - Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  

(состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»).

- Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?  

(прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:  

,,П”, - а.                А: ,,П”.        

 -Как пишется прямая речь?  

(прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)  

 -От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?  

(в каком порядке идут прямая речь и слова автора, от цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)

- Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора?                       СЛАЙД №7

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора:   А: ,,П”.

 А: ,,П!”  А: ,,П?”  

-Перед словами автора?   -

 Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами

автора:                                                                                                                                             СЛАЙД №8

,,П”, - а.   ,,П!” – а.    ,,П?” – а.  

4. Слово учителя

-Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.  

3. Тренировочное задание

а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам:                                       СЛАЙД №9

I группа:    А: ,,П”.     ,,П”, - а.    

II группа:  А: ,,П!”    ,,П!” – а.    

III группа: А: ,,П?”    ,,П?” – а.

б) Проверка

(обучающиеся читают составленные предложения в соответствии с правилами произношения предложений с прямой речью)                                                

V. Новый материал

1. Слово учителя

Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.

2. Работа с учебником (&45, стр. 202) (совместная работа учителя и обучающихся: по группам)

-Какие знаки препинания ставятся, если слова автора разрывают прямую речь?

VI. Закрепление  

1.  Работа с текстом   (тексты у каждого ученика на парте и на экране)                                СЛАЙД №10

а) самостоятельная работа учащихся

- Прочитать текст.

- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.

- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.

                                                           Семь дочек.

     Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

     Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла

пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая   Как вишневый сад высматривает соловья.

     А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

б) Проверка                                                                                                                                   СЛАЙД №11

                                                                               Семь дочек.

     Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

     «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».

     А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

в) Аналитическая беседа

- Определите основную мысль текста.  

- Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?

- Как догадались?

г) Слово учителя          

Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:                                                                             СЛАЙД №12

- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;  

- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;  

- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться,

возмутиться, усмехнуться и др.;

- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.

- называния субъекта речи: кто говорит;

- характеристику речи: тихо, печально, с жаром

2.                                                                                                                                                 СЛАЙД №13  

 Задание: вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные

способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составить схемы предложений.

I группа: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.

II группа: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.

III группа: Тише! Слышите, как заливается соловей

3.  Работа с учебником (упражнение № 314)

  А) Списать предложения, графически объяснив орфограммы и пунктограммы. Составить схемы предложений. 1 группа: 1-3 пр., 2 группа: 4-6 пр., 3группа: 7-9 пр.

  1) Что это уд..вился Мишка Кто это тут навр..дил Кто раск..вырял землю 2) Ц..плята в яйцах уже должны   быть живые говорю я Может быть уже можно услышать как они там ш..велят(?)ся 3) Вот вид..шь говорит Мишка мне теперь все р..бята на нас ра(с,сс)..рдились А за что на нас  с..рдит(?)ся

4) Вот досада ог..рчился Серёжа теперь пр..дёт(?)ся нач..нать всё снов.. 5) Что(же) вы смотр..те закричал он Пчёлы разл..тают(?)ся а они смотрят 6) Тише ты заш..пел Павлик Испуга..ш.. ведь пчели(н,нн)ый рой 7) Ты Шишкин зам..чательный вр..тарь сказал Юра Касаткин Если(бы) ты и(с,з)правно стоял в воротах, наша к..манда была(бы) (не)победимой 8) Чего(же) ты (не)делаеш.. уроки спр..сила Лика Ведь твой мозг наверно давно отдохнул 9) Пусть дума..т закр..чали р..бята (не)надо его торопить                                                                                                    

  Б) Проверка.                                                                                                          

                                                                                                                                               Слайд № 14.

4.Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

                                                                                                                 (Поднимают сигнальную карточку)

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил Слава начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

                                                                                                                                                     Слайд № 15

VII. Рефлексия

-Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог)

Какие задачи ставили на уроке?                                                                                                   Слайд №3

-Достигли их? Докажите. 

-Что узнали сегодня на уроке?

-Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

-Как пишется прямая речь?

-Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

-Что вам помогло преодолеть затруднения? 

-Какой шаг был самым интересным?

-Какой шаг был самым простым?

-Какой шаг был самым трудным?

-Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)

VIII. Домашнее задание: &45, (по выбору )                                                                         Слайд № 16                                                                                                                                        

1) подобрать  предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.

Слайд № 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Слайд 3

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Слайд 4

Задачи: 1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах. 2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи. 3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них. 4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки. 5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.

Слайд 5

Способы передачи чужой речи: а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: « Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».; б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней .; в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.; г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Слайд 6

Прямая речь – речь другого лица, которую автор воспроизводит дословно, сохраняя ее содержание и форму.

Слайд 7

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора : А: ,,П”. А : ,,П!” А: ,,П?”

Слайд 8

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора: ,, П”, - а. ,,П!” – а. ,, П?” – а.

Слайд 9

Составить и записать в тетрадь предложения по схемам: I группа: А: ,,П”. ,,П”, - а. II группа : А: ,,П!” ,,П!” – а. III группа: А: ,,П?” ,,П?” – а. Тренировочное задание

Слайд 10

Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю . Дочки стали говорить, как они скучали. Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая Как вишневый сад высматривает соловья. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Слайд 11

Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Слайд 12

Автор , передавая чужую речь, использует для этого: - глаголы речи, мысли : сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить , закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др .; глаголы , осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить , согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.; глаголы , обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание : улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться , усмехнуться и др.; - характеристику речи: тихо, печально, с жаром

Слайд 13

Задание : вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении . Составить схемы предложений . I группа: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма. II группа: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков. III группа: Тише! Слышите, как заливается соловей ?

Слайд 14

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу. 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!» 4) «П,- а,- п»!

Слайд 15

Найдите предложения с прямой речью . 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Слайд 16

2. «П! - а. - П !» 5. «П, - а, - п ?» 6. А: «П ». 8. «П?» - а.

Слайд 17

Домашнее задание : 1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок; 2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью .

Слайд 18

У нас всё получилось. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

План - конспект урока в 8 классе, построенный на работе с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).Цели: - повторить и закрепить изученные в 5 классе сведения — прямой речи и способах её оформления,...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них...