ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ.
статья по русскому языку

В чем особенность проектного обучения? Оно является непрямым, и в нём ценны не только результаты, но и ещё в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно личностно ориентировано и использует множество дидактических подходов. Почему следует обращаться именно к этому виду деятельности? Считаем, что именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat-t_kak_motivatsiya_k_obucheniyu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Ибрагимова Л.Т., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ.

В чем особенность проектного обучения? Оно является непрямым, и в нём ценны не только результаты, но и ещё в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно личностно ориентировано и использует множество дидактических подходов. Почему следует обращаться именно к этому виду деятельности? Считаем, что именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

- проблемной (умение поставить задачу и решить её);

- информационной (выбрать в огромном потоке информации то, что нужно в данный момент);

- коммуникативной (умение общаться);

- корпоративной (способность работать в группе).

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Проект – это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

В связи с этим выбрана методическая тема нашей гимназии «Создание интеллектуально-нравственной образовательной среды для формирования конкурентоспособной личности». Реализация осуществляется на основе авторской программы «Мы россияне». Это тоже проект.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

- концептуальность

Так программа «Мы россияне» основана на следующих концептуальных идеях:

  1. Возрождение этнокультуры русского и татарского народов, использование её потенциала в нравственном, духовном и социальном становлении современных школьников.
  2. Осуществление поликультурного подхода в формировании ценностных ориентиров.
  3. Создание целостности, системности и глубины учебно-воспитательного процесса, так как реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский и аналитический подход.

- системность – в течение всего учебного года;

- воспроизводимость – форумы;

- универсальность – разные формы (исследования, уроки, музей).

Приступая к работе над проектом, прежде всего задаём вопрос: «Что требуется от учителя?». Это:

- умение видеть  и отобрать наиболее интересные и практические значимые темы проектов;

- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

- способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем.

От учащихся требуется

- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения).

Этими же вопросами задаёмся при подготовке к урокам-проектам. Предлагаем материалы к уроку-проекту русского языка в 5 классе  по теме «Русской речи Государь по прозванию Словарь».

I. Разработка

1. Выбор темы (выдвижение проблемы)

2. Разработка паспорта проекта

II. Реализация

1.  Подготовительная работа с учащимися.

2.  Сбор и изучение информации

3.  Обработка информации по теме /чтение,  отбор/

4.  Создание продукта

5. Подготовка и проведение презентации  /защита работ/

III. Оценка

Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы/

Паспорт проекта:

- цели и задачи проекта;

- участники и сроки;

- знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы;

- мотивация к работе;

- материально-техническое и информационное обеспечение;

- ожидаемые результаты

Цели и задачи: 

- подготовить рекомендательный указатель словарей, имеющихся в школьной библиотеке;

- расширить свои знания о многообразии словарей;

- изучить правила работы со справочной литературой, место лингвистических словарей в фонде библиотеки;

- создать презентации:

Гипотеза: на сегодняшний день более востребованы Интернет-источники.

Участники проекта: учащиеся 5 класса

Сроки работы над проектом: с 10 по 20 декабря 2016 года

Этапы работы над проектом:

1.Разработка анкеты.

2.Анкетирование «Моя справочная библиотека».

3.Библиотечный урок «Лингвистические словари»

4.Создание творческих пар

5.Сбор информации по теме проекта

6.Создание презентаций

7.Защита проектов

Знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы

- первичные знания о словарях

- навыки работы с различными информационными источниками

- умение создавать слайды для презентаций

Мотивация:

- расширить знания о многообразии словарей, которые с различных сторон объясняют лексику русского языка.

- выполнить заказ школьной библиотеки

Материально-техническая база:

1. Книжный фонд гимназической библиотеки

2. Компьютерный парк

3. Возможности Интернета

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний о словарях, их структуре и  практическом использовании

- умение работать в паре

- создание рекомендательного указателя словарей

Анкета:

- Какие словари есть в Вашей домашней библиотеке (автор, название словаря, год издания, издательство)?

- Какими словарями Вы пользуетесь чаще всего?

Результаты анкетирования:

Все словари наших домашних библиотек:

1.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.

2.Школьный толковый словарь русского языка. М.С. Лопотухин

3.Орфографический словарь русского языка. Д.И. Ушаков.

4.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б.Т. Панов

5.Словообразовательный словарь русского языка. Федорова и Щеглова.

6.Этимологический словарь русского языка. Г.А. Крылов.

7.Словарь синонимов и антонимов. Борисковская Е.М.

8.Англо-русский, русско-английский словарь. В.К. Мюллер.

Часто используемые словари:

1.Толковый 93%

2.Орфографический 93%

3. Англо-русский, русско-английский 72%

4. Татарско-русский, русско-татарский 63%

Редко используемые словари:

1.Словообразовательный словарь 12%

2. Этимологический словарь 18%

3. Фразеологический 18%

4. Словарь синонимов  и антонимов  15%

Библиотечный урок:

1. Знакомство со словарями гимназической библиотеки

2. Обучение работе со словарями.

3. Организация пар (для работы над проектом)

4. Выбор словаря.

Подготовка презентаций и их защита:

1.Сбор информации

2. Анализ и систематизация материала

3. Создание презентаций и подготовка к защите

4. Защита презентаций

Оценивание работы в паре:

1. Соответствие содержания презентации плану.

- название словаря.

- сведения об авторе.

- выходные данные.

- количество слов и выражений.

- примеры словарных статей.

- использование в практической деятельности.

2. Защита презентации парой

3. Творческий подход к заданию

4. Наличие конечного продукта – рекомендательного указателя

Что помог узнать проект:

1. Словари занимают важное место в библиотечном фонде гимназии. Разнообразие словарей.

2. Как работать со словарями. (Помощники – алфавитные указатели словарей).

3. В каждом словаре своя особая структура статей.

Наша гипотеза не подтвердилась.

Итоги проекта:

1. Создали 7 рекомендательных указателей

2. Научились работать с разными информационными источниками, в первую очередь, со словарями

3. Совершенствовали навык работы в команде (в парах)

4. Формировали уважение к труду своих товарищей и бережное отношение к источникам информации

Проект способствовал формированию  компетентностей:

•        В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.

•        В информационной –  усвоение способов приобретения знаний из различных источников.

•        В социально-трудовой деятельности – по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая какой-либо полезный «продукт».

•        В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения к источникам информации и знаниям, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.

И  можно смело назвать эту деятельность творчеством, потому что в процессе работы над своим «продуктом» наши школьники самостоятельно применяли усвоенные знания, умения, навыки.  Кроме того, они проявляли гибкие умения при освоении новых видов деятельности,  комбинируя уже известные им способы деятельности или  придумывая  новые для них самих подходы к выполнению поставленной задачи.

Человек по-гречески «антропос». «Ан» - вверх, «тропос» - тянуться. Следовательно, для человеческой сущности характерно к чему-то стремиться, искать, узнавать. Именно этому и способствует проектная деятельность.

Литература

1.Улескина О.К., Гаврилина М.А., Ибрагимова Л.Т. Авторская программа «Мы россияне»/ О.К. Улескина, М.А. Гаврилина, Л.Т. Ибрагимова. – Казань, 2009. 15с.

 2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения математике»

В современном обществе оказались востребованными такие качества индивидуума, необходимые для успешного функционирования в любой сфере жизни человека, как способность самостоятельно принимать решения о...

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ.

В чем особенность проектного обучения? Оно является непрямым, и в нём ценны не только результаты, но и ещё в большей степени сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся...

Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида.

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность на уроках трудового обучения"....