Олимпиадные задания по русскому языку школьный этап для 9 класса.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку школьный этап для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО)

Коданева Ольга Владимировна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель русского языка и литературы  

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ» с.Керес Корткеросского района Республики Коми

Название материала

Олимпиада школьников по русскому языку школьный этап

Класс (возраст)

9 класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Ограничений нет. Применять может учитель, работающий по любому УМК

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку требуется достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом.

Цели,

Задачи материала

Цели:

-выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык;

-поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка;

-оценить уровень знаний обучающихся 9 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

                               

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет – источники.

1.Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.

2.Олимпиады по русскому языку./Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

3.Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

4.Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

5.http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

6.https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,        

7.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование,2012

8.Орфоэпический словарь русского языка/Сост.Т.Л.Федорова,О.А.Щеглова,М:ЛадКом,2012

9.Казбек-Казиева М.М.Готовимся к олимпиаде по русскому языку 5-11 классы,М: Оникс,2012

10.Львова С.И.ГИА 2014Русский язык: сборник заданий:9 класс/ С.И.Львова, М.:Эксмо,2013

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ            (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

9 класс

Спецификация олимпиадной работы (её особенности)

Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 9 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 9 классе состоит из семи разделов:

I. Фонетика. Орфоэпия.

II. Лексика. Фразеология.  

III. Морфемика и словообразование.

IV. Морфология.

V. Синтаксис.  

VI. История языка.

VII. Сравнительное  языкознание.

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе

1 вопрос

Знание орфоэпических норм русского языка

2 вопрос

Умение соотносить количество букв и звуков

3 вопрос

Умение видеть морфемы в словах

4 вопрос

Умение определять грамматическую категорию слов

5 вопрос

Умение квалифицировать слово как часть речи

6 вопрос

Умение определять слово по его лексическому значению

7 вопрос

Умение толковать фразеологизм и его лексическое значение, находить синонимичные и антонимичные пары

8 вопрос

Умение давать лексическое значение заимствованным словам

9 вопрос

Знание значений устаревших слов

10 вопрос

Умение выделять смысловые единицы и морфемы, определять их лексическое и грамматическое значение и конструировать из них искомую фразу

11 вопрос

Умение определять синтаксическую функцию слов, умение квалифицировать слово как часть речи.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Возрастная группа участников

Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   9 класса.

Количество олимпиадных заданий

Распределение заданий по содержанию

Содержательные разделы

Соответствующие номера вопросов

Фонетика. Орфоэпия

1;2

Лексика и фразеология

6;8;7

Морфология

4;5;11

Морфемика

3

Синтаксис и пунктуация

11

История русского языка

9

Сравнительное языкознание

 10

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий в каждом варианте свой:

1 вариант - 67,5 б.

2 вариант - более 62,5 б.

3 вариант-64,5

4 вариант-63,5 б.

Продолжительность олимпиады в академических часах

На выполнение заданий по русскому языку для 9 класса отводится  3 часа.

Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

Для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку требуется достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом.

Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.

1.Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.

2.Олимпиады по русскому языку./Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

3.Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

4.Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

5.http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

6.https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,        

7.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование,2012

8.Орфоэпический словарь русского языка/Сост.Т.Л.Федорова,О.А.Щеглова,М:ЛадКом,2012

9.Казбек-Казиева М.М.Готовимся к олимпиаде по русскому языку 5-11 классы,М: Оникс,2012

10.Львова С.И.ГИА 2014Русский язык: сборник заданий:9 класс/ С.И.Львова, М.:Эксмо,2013

               

                                       

                                     ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

9 класс

1 вариант

Фамилия, имя участника ______________________________________

  1. Расставьте ударения. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения:

Апостроф, бутик, вальдшнеп, вероисповедание, гусеница, древко,

дремота, запасник, знамение, избалованный, клала, коклюш, новорожденный,  обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, сливовый, украинский, эпиграф.

 

  1. Среди данных примеров найдите слова, которые состоят из семи звуков?

Маячить,разрежьте,бурьян,съехать,перешьют,поставь,уязвить,маль-чонка.

3. Сколько в стихотворении слов с окончанием –о?

Утро        

Какао долго остывало,

Пальто валялось где попало,

Метро закрыто, как назло.

Ужасно мне не повезло…

4. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?

5.Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются?

6.  Угадайте слово по толкованию его лексического значения :

а) воплощение чего-нибудь в образе живого существа;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

7. Подберите фразеологические антонимы:

 бросить якорь – …

витать в облаках – …

 кот наплакал – ….

 у черта на куличках – …

8. Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

9.Подберите к устаревшим словам современные названия:

Чело-

Ланиты-

Очи-

Выя-

Шуйца-

10.Посмотрите, как переводятся на иврит словосочетания:

Хороший юноша- бахур тов.

Красивая девушка-  бахура яфа.

Красивая лампа- менора яфа.

Красивые лампы- менрот яфот.

Белая сумка-тик  лаван.

Белые сумки- тиким лаваним.

Как сказать на иврите: хорошие девушки, красивые юноши, хорошая сумка?

11. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

 

Ответы:

Орфоэпия

1. апострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание, гУсеница, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, запАсник (хранилище) и запаснИк (военнослужащий запаса), знАмение, избалОванный, клАла, коклЮш, новорождЁнный, обнарУжение и обнаружЕние (варианты равноправны), оркестрОвый, откУпорить, пЕтля и петлЯ (варианты равноправны), слИвовый, украИнский, эпИграф.    За каждый правильный ответ-0,5 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Фонетика

2. Маячить, уязвить. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-2 балла.

Морфемика и словообразование

3.6 слов: утро, остывало, валялось, попало, закрыто, повезло. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-6 баллов.

Морфология

  1. Дерево. ( В.п. мн.ч у одушевленных совпадает с Р.п.: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья). За правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-1 балл.

Морфология

5.Одно местоимение- я; два союза- а,и; пять предлогов -о,у,с,к,в. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-8 баллов.

Лексика

6. а) олицетворение б) антракт, в) гротеск, г) эпитет. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-4 балла.

Фразеология

7.     бросить якорь – поднять паруса

         витать в облаках – спуститься с небес на землю

         кот наплакал –  куры не клюют

         у черта на куличках – под самым носом

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-4 балла.

Лексика

8. антитеза-противопоставление друг другу резко контрастных образов,

Секьюрити-охранник,

Имитация- подражание, подделка

 форс-мажор- чрезвычайное и непреодолимое обстоятельство, возникшее в силу непредусмотренных событий,

паритет-равноправие сторон

 кредо- чьи-нибудь убеждения, мировоззрение,

брифинг- короткая пресс-конференция информативного характера

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-7 баллов.

История языка

9. Чело-лоб

Ланиты-щеки

Очи-глаза

Выя-шея

Шуйца- левая рука

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-5 баллов.

Сравнительное языкознание

10.Хорошие девушки- бахурот товот, красивые юноши- бахурим явим, хорошая сумка-тик тов. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-3 балла.

Синтаксис и морфология

11. Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Он-местоим., бросил-глаг., невзначай-нар., последний-прилаг., взгляд-сущ., на-предлог, дом-сущ., который-мест, был-глаг, очень-нар., стар-прил, который-мест, несмотря-деепр., на-предлог, ветхость-сущ.,и-союз, запущенность-сущ., увы-межд., был-глаг, дорог-прил., ему-мест., и-союз, не-мест., оглядываясь-деепр., поспешно-нар., удалился-глаг.


За каждый правильный пунктуационный знак-0,5 баллов. Максимальное количество-3,5 балла.

За каждый правильное  определение части речи-0,5 баллов.  Максимальное количество-14 баллов.

Всего-17,5 баллов.

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий в каждом варианте свой:

1 вариант - 67,5 б.

                                     ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

9 класс

2 вариант

Фамилия, имя участника ______________________________________

  1. Расставьте ударения. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения:

         

Агент, баловать, вихриться, высока, избалует, газированный, дельфин, исподволь, кашлянуть, морщить, лгала, мелкооптовый, мусоропровод, нонсенс, обеспечение, одарить, парашют, пихта, сгнила, христианин.

2.Среди данных примеров найдите слова, которые состоят из шести звуков?

Подъезд,воробьи,обжечься,съешьте,въездной,увлечься,объедки,часики.

3.Сколько в сумме все следующие слова содержат суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.

Предсказатель, холодновато, соотечественник, пересортица, увидевшийся.

4.В каком примере слово КАК является наречием?

1)Ах! Как игру судьбы постичь?

2)Как! ЕЁ подозревают,упрекают!И в чём!

3)Как стемнело,Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи.

4)Однообразный и безумный,как вихорь жизни молодой.

5. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

  Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

6.  Угадайте слово по толкованию его лексического значения :

а) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности;

б) краткое народное изречение с назидательным смыслом;

в) обличающая, бичующая ирония;

г) перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.

7. Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много … — ….
Обмануть — …

8. Замените иноязычные слова мольберт, музей, офис, тираж, фобия, фол, цейтнот русскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

9.Подберите к устаревшим словам современные названия:

Десница-

Перст-

Чело-

Ланиты-

Очи-

10.Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

дърводелец

тесач

кожухар

крзнар

ловец

ловац

рибар

рибар

пекар

хлебар

овчар

овчар

орач

орач

 11. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

 Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.


Ответы:

Орфоэпия

1.АгЕнт,баловАть, вИхриться и вихрИться(варианты равноправны), высокА, избалУет, газИрованный и газирОванный (варианты равноправны),дельфИн,Исподволь, кАшлянуть, мОрщить (сдвигать в морщины) и морщИть(лежать негладко), лгалА, мелкооптОвый, мусоропровОд, нОнсенс, обеспЕчение,одарИть, парашЮт, пИхта, сгнилА, христианИн. 

За каждый правильный ответ-0,5 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Фонетика

  1. Съешьте, часики. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-2 балла.

Морфемика и словообразование

3.12 суффиксов.

 Пред-сказ-а-тель-2 суффикса

Холод-н-оват-о-3 суффикса

Со-отеч-еств-енн-ик-3 суффикса

Пере-сорт-иц-а-1 суффикс

У-вид-е-вш-ий-ся-3 суффикса. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-5 баллов.

Морфология

4.1 вариант верный. 1)Ах! Как игру судьбы постичь? За правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-1 балл.

Морфология

5. Преисполнен  решимости; исполнен  почтения; жертвовать деньги и  деньгами. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-3 балла.

Лексика

6.а) эпитет  б) пословица  в) сатира  г) инверсия . За каждый правильный ответ-1 балл.  Максимальное   количество-4 балла.

Фразеология

7. Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д. За каждый правильный ответ-1 балл.

Лексика

8. мольберт-подставка для закрепления холста

Музей- учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы истории, быта

Офис-контора, канцелярия

Пародия- шуточное, часто насмешливое подражание

Тираж-количество экземпляров одного издания

Фобия- навязчивое состояние страха

Фол-нарушение правил игры

Цейтнот-недостаток времени

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-8 баллов.

История языка

9.  Десница- правая рука

Перст-палец

Чело-лоб

Ланиты-щеки

Очи-глаза

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-5 баллов.

Сравнительное языкознание

10.Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

дърводелец

тесач

плотник

кожухар

крзнар

скорняк

ловец

ловац

охотник

рибар

рибар

рыбак

пекар

хлебар

пекарь

овчар

овчар

пастух

орач

орач

пахарь

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-7 баллов.

Синтаксис и морфология

11. Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Он-местоим., бросил-глаг., невзначай-нар., последний-прилаг., взгляд-сущ., на-предлог, дом-сущ., который-мест, был-глаг, очень-нар., стар-прил, который-мест, несмотря-деепр., на-предлог, ветхость-сущ.,и-союз, запущенность-сущ., увы-межд., был-глаг, дорог-прил., ему-мест., и-союз, не-мест., оглядываясь-деепр., поспешно-нар., удалился-глаг.


За каждый правильный пунктуационный знак-0,5 баллов. Максимальное количество-3,5 балла.

За каждый правильное  определение части речи-0,5 баллов.  Максимальное количество-14 баллов.

Всего-17,5 баллов.

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий в каждом варианте свой:

2 вариант - более 62,5 б.

                     

                                    ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

9 класс

3 вариант

Фамилия, имя участника ______________________________________

  1. Расставьте ударения. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения:

Окислить, наотмашь, пиццерия, пломбировать, подать, позвонит,

портмоне, предложишь, сирота, сосредоточение, средства, столяр, танцовщица,  творог, убранство, углубит, упрочение, форзац, проткнутый, эпиграф.

  1. Среди данных примеров найдите слова, которые состоят из двенадцати звуков?

Интервьюировать,сильнейшая,объединение,Забайкалье,несъедобная,перерабатывающий,фельетонист,безъядерный.

  1. Сколько в сумме все следующие слова содержат суффиксов?
    Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.


Невоспитанный, потихоньку, премудрость, рамочка, лампочка.

4.Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Всё великое ТЯЖЕЛО, поэтому трудно его удержать.

  1. наречие
  2. причастие
  3. глагол
  4. прилагательное

5.Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ?

6.  Угадайте слово по толкованию его лексического значения :

а) единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф;

б) стилистическая фигура или худ.прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления;

в) вид драмы,в котором характеры,ситуации,действия представлены в смешных формах;

г) вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении.

7. Объясните значения фразеологизмов.

Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.

8. Замените иноязычные слова абориген, бенефис, вахтёр, дебаты, конкуренция, пирс, прецедент русскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

9.Подберите к устаревшим словам современные названия:

Чело--

Ланиты-

Рамена-

Выя-

Стан-

10.Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

ковач

ковач

готвач

овчар

овчар

шивач

крояч

грънчар

грнчар

дърводелец

тесач

орач

орач

 

11. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

 Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Ответы:

Орфоэпия

окИслитьи окислИть(варианты равноправны), наОтмашь, пиццерИяи пиццЕрия(варианты равноправны), пломбировАть, пОдать(устар.налог) и подАть(глагол), позвонИт, портмонЕ, предлОжишь, сиротА, сосредотОчение, срЕдства, столЯр, танцОвщица, твОрог и творОг(варианты равноправны), убрАнство, убранство,углубИт, упрОчение,фОрзац, прОткнутый, эпИграф. 

За каждый правильный ответ-0,5 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Фонетика

  1. Объединение, несъедобная. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-2 балла.

Морфемика и словообразование

3. 8 суффиксов.

Не-воспит-а-нн-ый-2 суффикса

По-тих-оньк-у-2 суффикса

Пре-мудр-ость-1суффикс

Рам-оч-к-а-2 суффикса

Ламп-очк-а-1суффикс

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-5 баллов.

Морфология

4.4 вариант. Имя прилагательное. За правильный ответ-1 балл. Максимальное   количество-1 балл.

Морфология

5. Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

За правильный ответ-1 балл. Максимальное   количество-1 балл.

Лексика

6.а) анафора  б) гипербола  в) комедия  г) метафора 

За каждый правильный ответ-1 балл.  Максимальное    количество-4 балла.

Фразеология

7.Значения фразеологизмов:

геенна огненная – место вечных мук грешников, ад. Геенна – долина вблизи Иерусалима, где приносились жертвы Молоху, сжигались трупы, всегда горел огонь.

соль земли  - лучшие представители общества.

внести свою лепту – принять посильное участие. Вдовица отдала Иисусу своё последнее, её подаяние – самое дорогое.

зарыть талант в землю – не дать развиться таланту, дарованию.

 имя им легион – о бесчисленном множестве чего-нибудь.

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-5 баллов.

Лексика

8. абориген-коренной житель какой-либо местности

Бенефис-спектакль в честь одного из его актеров

Вахтёр-дежурный сторож

Дебаты-прения, обмен мнениями по какому-либо вопросу

Конкуренция- соперничество, борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Пирс- сооружение для причаливания судов

Прецедент- случай или событие, имевшие место в прошлом и служащие примером для подобных действий в настоящем

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-7 баллов.

История языка

9.Чело- лоб

Ланиты-щеки

Рамена-плечи

Выя-шея

Стан-туловище

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-5 баллов.

Сравнительное языкознание

10.Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

ковач

ковач

кузнец

готвач

повар

овчар

овчар

пастух

шивач

крояч

портной

грънчар

грнчар

гончар

дърводелец

тесач

плотник

орач

орач

пахарь

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-7 баллов.

Синтаксис и морфология

11. Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Он-местоим., бросил-глаг., невзначай-нар., последний-прилаг., взгляд-сущ., на-предлог, дом-сущ., который-мест, был-глаг, очень-нар., стар-прил, который-мест, несмотря-деепр., на-предлог, ветхость-сущ.,и-союз, запущенность-сущ., увы-межд., был-глаг, дорог-прил., ему-мест., и-союз, не-мест., оглядываясь-деепр., поспешно-нар., удалился-глаг.


За каждый правильный пунктуационный знак-0,5 баллов. Максимальное количество-3,5 балла.

За каждый правильное  определение части речи-0,5 баллов.  Максимальное количество-14 баллов.

Всего-17,5 баллов.

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий в каждом варианте свой:

3 вариант-64,5

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

9 класс

4 вариант

Фамилия, имя участника ______________________________________

  1. Расставьте ударения. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения:

Мускулистость, обрушение, агент, баловать, бензопровод, брала, включит, гербовый, грустный, дозвонишься, закупорить ,заняла, исподволь, караоке, каталог, красивее, ломота, , одарит, пихта. острота.

  1. Среди данных примеров найдите слова, в которых все звуки являются мягкими?

Безмятежность,десятилетие,утешение,комментарий,съешьте,по-щучьему,часики,отличаешься.

  1. Сколько в сумме все следующие слова содержат суффиксов?
    Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.


Пронеслась, умывающийся, холодноватый, неистощимо, молчаливость.

  1. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной по отношению к слову ИЗЫСКАННЫ, употребленному в данном предложении

Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны.

1)наречие

2) прилагательное

3)причастие

4)местоимение.

  1. Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

6.  Угадайте слово по толкованию его лексического значения :

а) перенесение черт человека на неодушевленные предметы и явления;

б) повторение однотипных согласных звуков в произведениях;

в) вид драмы,в котором характеры,ситуации,действия представлены в смешных формах;

г) жанр лирической поэзии,ведущий жанр высокого стиля с каноничными темами(прославление Бога,Отечества).

  1. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:

а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

8. Замените иноязычные слова резюме, репутация, тет-а-тет, фобия, эвакуация, экспромт, инкогнито русскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

9.Подберите к устаревшим словам современные названия:

Перси-

Стан-

Рамена-

Десница-

Длань-

10. Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа- Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа  хатул лаван- Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум- Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения:

Кот видит коричневую корову.  Юноша видит белую сумку.

11. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

 Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

 

Ответы:

Орфоэпия

1.мУскулистость и мускулИстость(варианты равноправны),обрушЕние и обрУшение(варианты равноправны), агЕнт,баловАть, бензопровОд,бралА, включИт, гЕрбовый, грУстный, дозвонИшься, закУпорить, занялА, Исподволь, караОке,каталОг, красИвее, ломОта, наОтмашь, одарИт, пИхта,острОта(остроумное выражение) и остротА( сущ. От прил.острый).

За каждый правильный ответ-0,5 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Фонетика

2.десятилетие, часики 

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-2 балла.

Морфемика и словообразование

3. 12 суффиксов.

Про-нес-л-а-сь-2 суффикса

У-мы-ва-ющ-ий-ся-3 суффикса

Холод-н-оват-ый-2 суффикса

Не-ис-тощ-им-о- 2суффикса

Молч-а-лив-ость-3 суффикса 

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-5 баллов.

Морфология

2) прилагательное

За правильный ответ-1 балл. Максимальное   количество-1 балл.

Морфология

5.Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

За правильный ответ-1 балл. Максимальное   количество-6 баллов.

Лексика

6.  а) олицетворение;

б) аллитерация;

в) комедия;

г) ода

За каждый правильный ответ-1 балл.  Максимальное    количество-4 балла.

Фразеология

7. А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек. 

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-4 балла.

Лексика

  1. Резюме-документ,  содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры для найма на работу

Репутация- создавшееся общее мнение о чьих-либо достоинствах и недостатках

тет-а-тет- наедине, с глазу на глаз

фобия- навязчивое состояние страха

эвакуация-вывоз населения, предприятий, учреждений, из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения или стихийного бедствия

экспромт- короткая речь, небольшое стихотворение, музыкальное произведение, сочиненные в момент произнесения или исполнения, без подготовки

инкогнито- тайно, скрывая свое имя

 За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-7 баллов.

История языка

9. Перси - грудь

Стан-туловище

Рамена-плечи

Десница- правая рука

Длань-ладонь

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное  количество-5 баллов.

Сравнительное языкознание

10.Хахатул роэ пара хума,  хабахур  роэ тик лаван.

За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество-2 балла.

 Синтаксис и морфология

11. Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Он-местоим., бросил-глаг., невзначай-нар., последний-прилаг., взгляд-сущ., на-предлог, дом-сущ., который-мест, был-глаг, очень-нар., стар-прил, который-мест, несмотря-деепр., на-предлог, ветхость-сущ.,и-союз, запущенность-сущ., увы-межд., был-глаг, дорог-прил., ему-мест., и-союз, не-мест., оглядываясь-деепр., поспешно-нар., удалился-глаг.


За каждый правильный пунктуационный знак-0,5 баллов. Максимальное количество-3,5 балла.

За каждый правильное  определение части речи-0,5 баллов.  Максимальное количество-14 баллов.

Всего-17,5 баллов.

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий в каждом варианте свой:

4 вариант-63,5 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по английскому языку (школьный этап)

Задания для проведения олимпиады по английскому языку для 6-7 классов на школьном уровне. Задание состоит из 3 этапов: чтение, лексика, письмо....

Олимпиадные задания по английскому языку (школьный этап)

Данные материалы предназначены для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 5 класса....

Олимпиадные задания по русскому языку Школьный тур 5 класс

Олимпиадные задания по русскому языку Школьный тур 5 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2018-2019 учебный год

Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором о...

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса (школьный этап)

Олимпиадные задания по русскому языку: 9 класс, школьный этап: вопросы и ответы...

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)...

Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап. 9 класс

Олимпиадные задания по русскому языку  Школьный этап. 9 класс...