Доклад
материал по русскому языку

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 24.68 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»

Д   О   К   Л   А   Д

на заседание школьного

методического объединения учителей

русского языка и литературы

«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

Автор: Гасанова Эльмира Абдулмуслимовна, учитель русского языка и литературы.

Сел. Султанянгиюрт, 2017 г.

Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению.

Особенностью современного этапа развития современного общества является усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к когнитивному информационному обществу. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обуславливает ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе.

В условиях резкого увеличения объёма знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить – на воспитать» и с «научить – на научить учиться».

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мысли тельной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формирование у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру, такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов, является организационной рамкой исследования.

Раньше считалось, что проект может быть только технологическим. Сегодня мы убеждаемся, что проектная технология с успехом может использоваться и при изучении других предметов, так как овладение исследовательскими и проектными методами развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, формирует умения и навыки, повышает учебную мотивацию, стимулирует стремление к самосовершенствованию. Но в отличие от проекта технологического гуманитарный проект имеет ряд отличительных черт:

- предполагает интегрированные знания и содержание;

-приоритет отдается воспитательным целям перед обучающимися и развивающимися;

- значимость – не в готовом продукте, а в новых знаниях и опыте общения с окружающим миром и людьми, так как в проектном обучении ценны не только результаты, но в большей степени сам процесс;

- этапы работы над проектом могут варьироваться, сокращаться;

- критерии оценки готового проекта и его защиты меняются в зависимости от целей и специфики деятельности,

Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических образовательных задач:

- вычленять проблему и формулировать темы проектов;

- определять свою позицию;

- подбирать пути и способы решения проблемы;

- аргументированно и обоснованно излагать и защищать свою позицию;

- понимать роль и значение работы в команде.

Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.

На уроках гуманитарного цикла учителя нашей школы применяют различные виды проектов.

Мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных источников и произведений литературы. Работу организуют по группам, итогом которой является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.

Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определённого народа в конкретный период.

Длительные (или долгосрочные) проекты по проведению ученического исследования по проблеме (ученический реферат исследовательского характера), на которые отводится период от одной четверти до года. К долгосрочным проектам можно отнести урок обобщения. Можно классифицировать проекты на индивидуальные (реферат, мультимедийная презентация), парные и групповые (проекты-инсценировки, ролево-игровые или творческие по какой-либо эпохе, цивилизации). Деятельность учащихся оформляется в виде какой-либо продукции (ролик, видеофильм, журнал, сценарий, сайт), сопровождается пояснительной запиской, в которой указываются тема, цели, задачи, форма представления (защиты) и краткая аннотация (описание содержания)

Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, самоопределенческую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся. Знания, полученные в процессе личностно-значимой и эмоционально-окрашенной деятельности, будут более прочными и глубокими, а умение рефлексировать помогает учащимися анализировать свою и чужую деятельность, вносить в неё коррективы, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблемы. Также эта деятельность способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, которая в большей степени будет востребована в ВУЗах.

Диагностика результативности проектной деятельности учащихся отслеживается через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; анкетирование учащихся; наблюдение за учеником; тестирование межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе; сравнение результатов учащегося по возрастным этапам; портфолио достижений учащегося; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Организация исследовательской работы с учащимися в изучении гуманитарных дисциплин дает возможность решить ряд задач: осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся; познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании; показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов; включить ребенка в контекст научного исследования; научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи; приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.

В Кучуковской школе большое внимание уделяется развитию учащихся, вовлечению их в различные виды деятельности: исследовательской (создано научное общество «Юный филолог» с 2007 года, проектной (ежегодно в школе проходит конкурс идей и проектов), социальной (в 2007 году создан центр социального проектирования). Все виды деятельности способствуют формированию у учащихся ключевые компоненты, которые направлены на социализацию личности выпускника. Педагоги школы понимают, что в современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализы своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Этот вопрос подвинул нас на сотрудничество и успех? Этот вопрос подвинул нас на поиск новых форм работы. Так преподаватели русского языка и литературы школы внедряют ключевые компетенции в учебно-воспитательный процесс по двум подходам:

1. Внедрение ключевых компетенций на уроке.

2. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе внеклассной работы (элективные курсы, факультативы, социальные проектирование). Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроке являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта. Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в структуру уроков. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью. На уроке литературы девятиклассникам было предложено разработать урок-спектакль о жизни Н.В.Гоголя. Разбив на группы учащихся, было предложено каждой группе найти материал о писателе, друзьях, семье, особенностях, творчестве Н.В.Гоголя. Работа над проектом позволила переработать материал, связанный с жизнедеятельностью Гоголя, провести исследования по теме, составить сценарий. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью во время работы над проектом урока-спектакля у учащихся формировались информационные компетенции: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение обрабатывать информацию, использовать её. От учебных проектов, в условиях развития проектировочной деятельности в школе, учителя русского языка активно включаются в социальное проектирование, целью которого является овладение общими умениями не только в стенах школы, но и в социокультурной среде. Проект направлен не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа над проектом формирует у учащихся опыт деятельности в общении с представителями властных структур, разработки собственного варианта решения проблемы, реализации плана действий.

Через активные формы обучения, проектировочную деятельность формируются важные ключевые компетенции, такие как социальная (способность учащихся брать ответственность решать проблемы общества), коммуникативная (владение устным и письменным общением с представителями разных слоёв населения), информационная (владение новыми технологиями, способность оценивать информацию, перерабатывать её). Сегодня ученику необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т.д.), опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определённой сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...