Как успешно подготовить учащихся к ЕГЭ? (из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Полякова Маргарита Владимировна

    В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.

   Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_egeiz_opyta_raboty.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Полякова М.В.,

учитель русского языка и литературы

    В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.

   Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением.

    Несомненно, что успех его сдачи зависит от множества причин и составляющих :уровня подготовки учащихся, пришедших в 10 класс, количества часов, отведенных на  подготовку к ЕГЭ, учебника, по которому ведётся  работа, взаимодействия родителей, учеников и учителя и т.д.

Пособия по ЕГЭ

     На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru), представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена. Используя в практике различные учебные пособия, (а их огромное количество)  я попыталась выбрать для себя наиболее эффективные, которые бы работали и на ученика, и на учителя. Это авторский коллектив И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, О.М. Крайник, В.В. Львов, Н.В.Соколова, Т.Н., Сокольницая, И.П.Цыбулько. А также книгу С.В. Драбкиной , Д. И. Субботина «Оптиальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ» В настоящем пособии представлена пошаговая система подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме. Предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов. Рассматриваются типичные ошибки, которые абитуриенты допускают при выполнении заданий. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения части С, образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Учебник Г.Ф. Хлебинской

Издаётся в `Мнемозине` ( с издательством `ОЛМА` автор договор расторгла).
Несколько лет получаю удовольствие, работая по этим учебникам. Результаты высокие. Очень удобно готовить к экзамену. Заложен главный принцип - все в одном. Это и справочник: много точных, с хорошими примерами-иллюстрациями статей. Интересная система упражнений. Тестовые задания в формате ЕГЭ. Контрольные работы после изучения больших тем с использованием тестовых заданий и сочинения в формате ЕГЭ. Тесная связь с курсом литературы в 10-11 кл. Прекрасные тексты для работы, которые могут стать аргументами в экзаменационном сочинении.
Автор: Хлебинская Г.Ф.

 Механизмы отработки тестовой части

     Учебно-тренировочный процесс по отработке тестовой части построен на повторении основных разделов школьного курса русского языка. Учебник Г.Ф. Хлебинской позволяет это сделать очень успешно.
     

     Блочные схемы, которые составляем вместе, позволяют ученикам оперативно повторить теоретические вопросы. А дальше – практическая отработка заданий через тематические и комплексные тесты.

    Несколько тестов прорабатываем вместе с учащимися, затем идёт самостоятельная работа, в ходе которой каждый ученик получает индивидуальный тест. Он может задать вопросы учителю, если что-то непонятно при выполнении работы. Конечно, на учителя ложится большая нагрузка, так как необходимо подойти к каждому ученику, проверить, как он выполнил тест, а если допущена ошибка, дать возможность исправить и объяснить. 
Эффективность системного подхода в подготовке учащихся к ЕГЭ подтверждается результатами: на протяжении нескольких лет средний балл ЕГЭ 74 %

Диагностика

     Использованная мною технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

Тестирование уровней подготовленности учащихся включает в себя:

- диагностическое;

- оперативное (во время урока);

- контрольное (по завершению четверти);

- итоговое тестирование (в конце учебного года).

Большое внимание уделяю диагностическому тестированию. Диагностический тест обычно соотнесён по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену.

После каждого диагностирующего теста провожу анализ ошибок, который помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу.

Диагностическая работа позволяет смоделировать «ситуацию успеха», когда ученик, основываясь на положительной динамике знаний по предмету, получает дополнительный импульс в процессе подготовки к экзамену.

Листы индивидуальных достижений

     В рамках организации системного и комплексного мониторинга по подготовке к ЕГЭ  все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ,  собираются в папки, которые хранятся в кабинете. Лист достижений позволяет отследить динамику роста у каждого ученика, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены. Листы индивидуальных достижений используются также для корректировки процесса обучения через повторение, для организации индивидуальной работы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...

Как успешно подготовить учащегося к ЕГЭ по обществоведческим дисциплинам

Краткое содержание о подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

Телесно - ориентированная терапия в работе с учащимися с ОВЗ (из опыта работы)

В данной статье автор делится с читателями собственным практическим опытом работы по использованию методов и приемов телесно - ориентированной терапии в работе с учащимися с ОВЗ....