Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Прокопьева Татьяна Ильинична

Конспект урока Русского языка в 7 классе "Правописание частиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коснпект урока33.48 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу «Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит» спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Ученик.

Ученик.

Учитель.  Вы готовы удивлять всех своими знаниями?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Заполняем листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Домашнее задание. Упр.241

Задание 1. Дополнить таблицу.

Задание 2.Проверяем знания и умения. 

П38. Кластер.  

Упр.343. Письменно.

   Принцип заполнения оценочных листов таков: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?», если нет «-».

Учитель.  Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

Ученики. Да!

Учитель. Проверяем домашнее задание. (2 минуты)

Собираем тетради.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель.

1. Дополните таблицу: (5 минут).

Смысловые

Усилительные

Указательные

Восклицательные

Ограничительные

Определительно-уточняющие

Выражающие сомнение

Смягчающие просьбу

Образующие условное наклонение

Не, ни, нет, вовсе нет

разве неужелили

дажелишь ни же уже и ведь все-таки -то

что за как простону и прямо

да точно так

Лишь лишь толькопочти хотя бы

точно почти как раз

да

давай

давайте

пусть пускай

Проверяем по эталону.

    Учитель. Какие затруднения вы испытали?

2. Проверяем знания и умения.  Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)

1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!

Проверяем по эталону.

Учитель.  У кого все получилось?  Какие затруднения вы испытали?

Ученики.  Мы не знаем как пишутся частиц.

   

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

 Учитель. Что мы сегодня будем изучать? 

Ученики: как правильно написать частицы.

                   Как сформулируем тему урока?

Ученики: Правописание частиц.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод  работы с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Откройте  учебник стр.241, параграф 38. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин.

Учитель.  Что вы узнали?
Ученики: Правило легко запомнить: частицы бы(б), ли (ль),будто, мол, вот,  оке и.др. пишутся раздельно, частицы –то, -ка, -с, -де, -таки, -тко присоединяются к словам дефисом. Главное - уметь отличать частицы от других частей речи.

Учитель: Когда частица таки пишется раздельно, когда через дефис?

Ученики:….

  Учитель. Составляем кластер по параграфу и запишем его в тетрадь.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель.  Теперь будем работать над закреплением темы и выполним упражнение фронтально  342. (объясняется задание). Устно. Читаем предложения по цепочке.

Учитель. Какой вывод вы можете сделать?

Ученик. Частица –то имеет усилительное значение, придает слову или высказыванию смысловую весомость, употребляя в разговорной речи. А в остальных случаях оно является словообразовательной морфемой.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?

Ученик. Да/нет

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Вы уверены в своих умениях?

Ученики. Да/нет

Учитель. Упр. № 343.

Учитель. Сравним и проверим. По цыпочке.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. В основном с заданием справился. Но …

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. Тогда выполним следующее здание .

Вставьте пропущенные буквы. 

  1. А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
  2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
  3. Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
  4. Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
  5. Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

Проверяем по эталону.

  1. А внутри домика какие перемены! Не  видать ни Захара, ни  Анисьи! (Гонч.)
  2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.)
  3. Не стыдно ли, не грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
  4. Я человеческим делам не  удивляться не могу (В.Ф.).
  5. Впрочем, все эти вопросы были ни новые, ни  внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, определяя союзы по своему строению.

Ученики. Нет! Мы не знаем

Учитель. А значит какая будет тема следующего урока?

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель.Что нового узнали на этом уроке?

Ученик. Мы узнали

Запишите домашнее задание: П 38 упр.344.

Приложение.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Домашнее задание. Упр.241

Задание 1. Дополнить таблицу.

Задание 2.Проверяем знания и умения. 

П38. Кластер.  

Упр.343. Письменно.

Задание 1. Дополните таблицу: (5 минут).

Смысловые

Усилительные

Указательные

Восклицательные

Ограничительные

Определительно-уточняющие

Выражающие сомнение

Смягчающие просьбу

Образующие услов

ное наклонение

Не, ни, нет, вовсе нет

разве неу-

жели или

Даже лишь ни

же уже

и

ведь все-таки

-то

что за как просто ну и прямо

да точно так

Лишь, лишь только почти хотя бы

точно почти как раз

да

давай

давайте

пусть пускай

Задание 2. Проверяем знания и умения.  Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)

1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. 

  1. А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
  2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
  3. Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
  4. Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
  5. Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Домашнее задание. Упр.241

Задание 1. Дополнить таблицу.

Задание 2.Проверяем знания и умения. 

П38. Кластер.  

Упр.343. Письменно.

Задание 1. Дополните таблицу: (5 минут).

Смысловые

Усилительные

Указательные

Восклицательные

Ограничительные

Определительно-уточняющие

Выражающие сомнение

Смягчающие просьбу

Образующие услов

ное наклонение

Не, ни, нет, вовсе нет

разве неу-

жели или

Даже лишь ни

же уже

и

ведь все-таки

-то

что за как просто ну и прямо

да точно так

Лишь, лишь только почти хотя бы

точно почти как раз

да

давай

давайте

пусть пускай

Задание 2. Проверяем знания и умения.  Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)

1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. 

  1. А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
  2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
  3. Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
  4. Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
  5. Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Презентация « Правописание частицы не с глаголами».

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...

правописание частиц не и ни (7 класс)

разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...

Повторение правописания частицы НИ в VII классе

Разработка урока русского языка для 7 класса...

Презентация на тему "Правописание частиц НЕ и НИ"

В этой презентации я  рассказжу о правилах написания частиц НЕ и НИ. На примерах обьясню  раздельное и слитное написание....