Статья «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва как основа саморазвития и самоорганизации обучающихся"
статья по русскому языку (9 класс)

Статья о роли книги Д.С..Лихачёва 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва как основа саморазвития и самоорганизации обучающихся

Он находил во всех краях России

Радетелей науки, школ и книг,

Чтоб с бременем, - ох! – “неудобь носимом”

      Подвижником стал каждый ученик…        

Геннадий Гоц

2006 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом Д.С. Лихачёва» – это был год столетнего юбилея великого учёного, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, Кавалера Ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы – Дмитрия Сергеевича Лихачёва. И это далеко не полный перечень его званий, наград и орденов. Известный учёный, автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Первый Почётный гражданин Санкт – Петербурга.

В России не было, пожалуй, человека более уважаемого, авторитетного в вопросах морали и нравственности, более известного защитника культуры. Дмитрий Сергеевич Лихачёв относился к тому типу людей, которые меняют лицо своей эпохи. Он был и есть  для России гарантом нравственности и порядочности, образцом интеллигентности. Его мнение становилось негласным законом. Дмитрий Сергеевич не только выдающийся учёный, но ещё и великий гражданин нашей страны, который всю жизнь стремился к тому, чтобы достижения отечественной культуры стали достоянием нашего народа, а также, чтобы они стали известны далеко за пределами нашей страны.

Есть ощущение, что Лихачев – это именно та фигура, которая нужна сегодня для самовоспитания и саморазвития молодого поколения.  В его работах есть ответы  на вопросы, которые так волнуют подростков:  кто мы? откуда мы? зачем мы? – и в самой личности Д.С.Лихачева мы находим ответы на эти вопросы.

        В 2016 году в связи с празднованием 110-летия со дня рождения академика Д.С.Лихачева в  ГБОУ гимназии № 513 проводился конкурс эссе, посвящённый «Письмам о добром и прекрасном».

        Согласно условиям конкурса ребята должны были познакомиться со сборником статей, выбрать те из них, которые особенно их заинтересовали, вызвали желание поразмышлять и высказать своё мнение о прочитанном – соглашаясь или полемизируя с академиком Д.С.Лихачевым. Учащиеся средней и старшей школы приняли активное участие в этом мероприятии, ребятами всех возрастов: с пятого по одиннадцатый класс – было написано 45 творческих работ на разные темы. Больше всего участников конкурса оказалось в старшей школе, что отчасти связано с необходимостью подбора литературного материала для итогового сочинения в 11 классе и сочинения в формате ЕГЭ, но не только. Главное, на наш взгляд, то, что будущие выпускники начинают по-настоящему задумываться о взрослой жизни и своём месте в ней.

        Надо отметить, что статьи, написанные Д.С.Лихачевым более тридцати лет назад в качестве наставления для поколения родителей нынешних школьников, продолжают оставаться актуальными и для их детей. «Вечные» вопросы, ответы на которые искали подростки в конце ХХ  века, волнуют и современных тинейджеров. Выбор тем, которые показались интересными участникам конкурса, оказался широким: в основу эссе  легли шестнадцать разных писем академика Д.С.Лихачева:

1. «В чём смысл жизни»

9. «Цель и самооценка»

2. «Когда следует  обижаться?»

10. «Путешествуйте!»

3. «О зависти»

11. «Круг нравственной оседлости»

4. «Молодость – это вся жизнь!»

12. «Память культуры»

5. «Уметь спорить с достоинством»

13. «Искусство ошибаться»

6. «Быть весёлым, но не смешным»

14. «Честь истинная и ложная»

7. «О жадности»

15. «Учитесь любить учиться!»

8.«Человек должен быть  интеллигентен»

16. «Путями доброты»

Как можно заметить по диаграмме, самый большой отклик вызвало у ребят письмо « В чём смысл жизни?». Пятая часть конкурсантов выбрали именно его в качестве основы для своей работы. И это не удивительно. Высказывая свое мнение о статье, ребята осознавали и то, что они не станут первыми, кто попытался ответить на поставленный вопрос, и то, что этот ответ всегда будет субъективным и никогда не станет окончательным: «С древних времен и философы, и обычные люди рассуждали о смысле жизни. Эта тема будет актуальна всегда, ведь ни одно мнение не станет универсальным, никогда не будет принято единого, верного для всех, окончательного решения, для чего же человек появляется на свет» (Яна Лунц, 10 класс). В своих эссе школьники ищут свой путь, наблюдая за окружающими: «Многие люди видят смысл жизни в том, чтобы прожить ее не зря. Но что это значит? Каждый понимает это «не зря» по-своему. Кто-то создает семью, чтобы подарить миру новую маленькую жизнь. Кто-то оставляет иную память после себя: чтобы о тебе знали и помнили, можно написать хорошую книгу, совершить прорыв в науке, изобрести что-то новое, спасти кому-нибудь жизнь… Вариантов много, главное – желание принести своим существованием пользу» (Анастасия Новоселова, 11 класс). Слова Д.С.Лихачева подтолкнули учеников к собственным размышлениям: «Это произведение заставило меня задуматься над  важными вопросами:  есть ли у меня принципы жизни? что значит для меня быть достойным человеком? счастлива ли я сейчас?» (Екатерина Логунова, 5 класс).

        Такие чувства, как обида и зависть, особенно остро переживаются в подростковом возрасте, и, конечно, письма «Когда следует обижаться?» и «О зависти» не могли не обратить на себя внимания ребят, к разным выводам приходят они, читая письма академика Д.С.Лихачева, – иногда привычным для нас: «Надеяться, ожидать, что кто-то будет подстраиваться под вас из-за ваших обид, глупо. Ожидания могут затянуться до конца жизни, возможно, мы даже забудем, на что обиделись, но всё равно будем несчастны, ведь спутник этих ожиданий —  переживания, из-за которых возникает душевный дискомфорт.  Получается, в обидах нет никакой пользы, они только наносят вред настроению и самооценке» (Екатерина Смирнова, 11 класс), а иногда – парадоксальным: «Зависть - мощный источник энергии. Завидующий получает импульс, заставляющий его, к примеру, с утра до ночи тренироваться на спортивных снарядах только потому, что этот  человек хочет превзойти кого. Не завидующий человек лишается этого источника энергии. Да, соглашусь с тем, что зависть приносит беспокойство, но она же даёт повод для самосовершенствования».

Статья «Быть весёлым, но не смешным» в большей степени привлекла внимание мальчиков, ведь в ней автор затронул тему мужского поведения и внешнего вида. Кто-то соглашался с академиком: «Я, как человек, который позиционирует себя жизнерадостным и веселым действительно зачастую «перегибаю палку», что приводит к превращению моего веселья в шумный и навязчивый поток острот. Может, к счастью, а, может быть, и наоборот, я и сам замечаю в таких ситуациях свое преображение. Я становлюсь шутом в глазах не только окружающих, но и самого себя. Я перестаю воспринимать себя как человека, чье поведение достойно» (Александр Герасимов, 11 класс). А кто-то, напротив, вступал в заочную полемику с Д.С.Лихачевым: «Автор рассказывает о том, как по его мнению, должен одеваться и вести себя мужчина, чтобы не казаться смешным, но ведь каждый человек – индивидуальность и имеет свой собственный стиль, характер, мировоззрение, поэтому говорить о едином для всех «стандарте» не совсем правильно» (Андрей Бельков, 11 класс).

        Писали ребята об умении спорить, сохраняя самообладание, и достойно справляться с неизбежными ошибками, о важности внутреннего развития и постоянного движения вперед, о сути интеллигентности и истинной чести.

Можно подытожить: конкурс эссе подстегнул в ребятах стремление анализировать, рассуждать, спорить, вступать в мысленный диалог с ровесниками и взрослыми, пробудил в них желание мыслить – и все это произошло благодаря замечательной публицистике академика Д.С.Лихачева, заслуженно являющегося почетным гражданином нашего города. «Наша жизнь слишком коротка, чтобы прожить её плохо. Нынешнее время и положение заставляет людей забывать о самом главном. Непрерывный поток информации совершенно обесценил её, люди не желают и не умеют учиться. Мы заново должны учиться жить… Вот для чего были написаны "Письма о добром"! Мы должны помнить или вспомнить, что значит быть Человеком!» (Андрей Павленко, 9 класс).                  

Примечание (список литературы)

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб. : Издательство «Logos», 2006, - 256 с. : ил.

2. Литературная газета. Выпуск № 47 (6095)

http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg472006/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии

В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...

Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»

Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

Банк аргументов для подготовки к ГИА (по "Письмам о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва)

Матеиал будет полезен учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание 27)....

Урок. Развиваем в себе интеллигента (по страницам книги академика Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".)

Начнём урок:Как вы думаете, какое качество, по мнению Д.С. Лихачёва важно развивать в себе, чтобы жить счастливо и долго? (интеллигентность)И что, по его мнению, равно нравственному здоровью? (интелли...