Доклад на тему: " ФГОС-содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе"
статья по русскому языку

Борисова Елена Михайловна

Новизна, актуальность ФГОСов на уроках русского языка. Основные принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_konferentsiya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Багаевская Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ФГОС-содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе»

Подготовила

учитель русского языка

 и литературы

Борисова Е.М.

ст. Багаевская

2018 г.

В Декларации прав ребенка, принятой ООН, говорится: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Установление и введение федеральных государственных образовательных стандартов как раз и  отвечает требованиям Конституции РФ (ст. 43), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст.13) и Закону  «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11).

Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится содержательно-целевой основой обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и  средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

      Новизна его заключается в определении специфики педагогической деятельности в период перехода основного общего образования на федеральный государственный стандарт второго поколения. Этим обусловлено внимание к традиционным и инновационным формам работы педагога, что позволяет представить совершающуюся в недрах школы перестройку в конкретных механизмах, каждый из которых – часть сложного и неоднозначного этапа эволюции педагогической мысли.

Актуальность  определяется  тем, что развертывает перед педагогом процесс формирования новой дидактической  модели образования, основанной на компетентностном подходе в обучении. В ходе освоения стандарта учитель знакомится с путями перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся на основе системно-деятельностного подхода и соединения процесса обучения и воспитания. От «передачи знаний» и «формирования умений и навыков» к «организации учебно-познавательной и проектной деятельности» и «формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий» - стратегический вектор в развитии образовательный системы.  При этом прослеживается преемственность стандартов начальной, средней и старшей школы.

     Для успешной реализации стандарта нового поколения учителю-словеснику предстоит решить следующие задачи:

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.
  • Формирование готовности  к восприятию современного этапа эволюции педагогических технологий во всех формах и способах их функционирования.
  • Знакомство с моделями современных образовательных систем и анализ механизмов, влияющих на их инновационное восприятие.
  • Проектирование рабочей программы основного общего образования по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО.
  • Развитие умения построения собственной траектории работы в связи с изменениями содержательно-технологического компонента деятельности современного учителя.
  • Постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектно – технологической формы компетентностно – ориентированной деятельности учителя.
  • Построение собственной системы управления качеством образования при организации текущего, промежуточного и итогового контроля.

Учитель должен быть готов к освоению когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, к развитию надпредметных компетенций.

Стандарт раскрывает пути деятельности учителя для целенаправленной организации и планомерного формирования учебной  деятельности учащихся, которая представлена в деятельностной форме.

Базируется на принципах:

  • деятельности (получение знаний на основе их самостоятельного открытия, активное участие в приобретении метапредметных умений);
  • непрерывности (каждый предыдущий модуль обеспечивает начало нового модуля освоения программы);
  • целостного представления о предмете изучения (в ходе освоения предметов у обучающихся будет сформировано  представление о структуре и содержании предметов;
  • психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса и создание на уроках атмосферы сотрудничества);
  • вариативности (развитие у обучающихся вариативного мышления для выбора вариантов решения поставленных проблем);
  • творчества (ориентация на творческий потенциал обучающихся , приобретение ими собственного опыта творческой деятельности).

         Каким же должен быть современный урок, исходя из предложенных стандартов?

Из чего  состоят компоненты учебной деятельности на уроке?

Компоненты учебной деятельности включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Метапредметные (надпредметные, метапознавательные) учебные действия –  умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.  Метапредметные знания – отражение в сознании учащихся регулятивов познавательной деятельности в виде фактов, норм и способов деятельности, правил, алгоритмов, стратегий и т.п.

Блоки и конкретизация УУД для проектирования необходимых учебных ситуаций на уроке:

1) личностный: самоопределение, смыслообразование, оценивание, ориентация);

2) регулятивный (и саморегуляции): целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (саморегуляция: мобилизация, волевое усилие, преодоление);

3) познавательный: формулирование познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска;  моделирование;  структурирование знания; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; извлечение необходимой информации, основной и второстепенной информации;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

 логические действия: анализ и  выделения признаков; синтез, достраивание;  выбор оснований и критериев, сравнение,  классификация;  подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение и обоснование гипотез;

действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);

4) коммуникативный: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи.

Важным компонентом построения современного урока, соответствующего требованиям ФГОС,  является технологическая карта.

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

тщательного планирования каждого этапа деятельности;

максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

В структуре карты есть блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить):

- тема урока;

- цель урока;

- планируемый результат: знания, умения, навыки;

- личностноформирующая направленность урока;

инструментальный (средства достижения):

  - задачи урока;

  - тип урока;

  - учебно-методический комплекс;

организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции):

  - таблица-схема "План урока";

  - диагностика результатов урока;

  - домашнее задание.

Моноструктурная карта для учителя-практика является более оптимальной – как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления.

Работая над уроком необходимо помнить о том , что сегодняшний урок невозможен без использования ИКТ, потому что именно они являются средой РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .

К используемым  ИКТ на уроках русского языка и литературы относятся мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, игровых компьютерных программ, электронных библиотек, компьютера, интерактивные доски,  Интернет, видеомагнитофон, видеоплееры и DVD – плееры.

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал). Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Поиск образовательных ресурсов в сети интернет.

 Использование ИКТ в системе контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык; 1С: Репетитор. Литература).

«НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВВЕДЕНИЕ ФГОС ООО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

 Основные положения Закона «Об образовании в РФ». 

Закон «Об образовании в РФ»(2012). Типы ОУ. Независимая оценка результатов обучения. Новая роль учителя в школе. Информационная открытость образовательного процесса. Права учителя. Профессиональные требования к учителю. Новое во взаимоотношениях учителя и ученика. Общая структура системы образования.

Реализация общеобразовательных программ. Компетенция и ответственность ОО. Государственный контроль качества образования. Права работников ОО и меры их социальной поддержки. Трудовые отношения в системе образования.

Задачи филологического образования в школе, реализующие потребности современного общественного сознания. Стандарт как общественный договор. Назначение и функции стандарта. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования. Структура компонентов государственных стандартов общего Образования.

Профессиональный стандарт педагога. Основные требования. Права и обязанности педагога. Стандарт педагога русского языка: права и обязанности.

 Стандарт по русскому языку и особенности фундаментального ядра.

Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку. Русский язык как предмет изучения и средство изучения других предметов в школьном образовании. Метапредметные образовательные функции русского языка, определяющие универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык как основа развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Русский язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации личности.

Цели изучения русского языка в основной школе.

Предметные и метапредметные цели обучения на основе компетентностного подхода.

Функциональная грамотность. Обеспечение общекультурной компетенции учащихся в ходе изучения русского языка. Основные содержательные линии изучения предмета «Русский язык». Требования к результатам изучения данного предмета. Место курса «Русский (родной) язык) в БОПе.. Методы и приемы реализации стандарта.

         Стандарт по литературе и особенности фундаментального ядра

Фундаментальное ядро содержания общего образования по литературе. Цели школьного курса предмета «Литература» и их соотношение с задачами гуманитарных дисциплин, изучаемых в основной школе. Литература как предмет изучения и средство воспитания.

Формы пробуждения и развития личностного отношения учащихся к литературе.

Наиболее эффективные направления модернизации литературного образования.

Основная задача предмета литературы – воспитательная. Соотношение обучения и воспитания в преподавании литературы. Соответствие содержания литературного образования читательскому развитию школьника.

Политическое значение диалога национальных культур в интеркультурном образовании. Бикультурное сознание школьников и пути его формирования в современной школе. Реализация диалога культур в процессе обучения. Приобщение учащихся через литературу к общечеловеческим ценностям бытия.

Литература как один из основных источников обогащения речи учащихся.

Пути достижения метапредметных и предметных целей обучения на предмете «Литература» на основе компетентностного подхода.

Основные содержательные линии курса литературы.

Требования к результатам изучения предмета «Литература». Место курса «Литература» в БОП.

«МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ»

Сопоставительный анализ УМК по литературе

Современные учебники по литературе, находящиеся в федеральном перечне. Проблема выбора УМК.  

Примерная программа как способ обеспечения возможности вариативной реализации содержания образования. Ориентирующий характер примерных программ. Творческий подход к составлению рабочей программы с акцентом на вариативную часть. Содержание Примерных программ по литературе для основной школы.

Целеполагание предметных курсов на уровне метапредметных, предметных и личностных целей, образовательных результатов и учебных действий.

Структура Примерной программы. Коммуникативно-деятельностный подход, реализованный в примерной программе. Метапредметные результаты обучения литературе. Учебно-методический и календарно-тематический план. Осуществление контроля обученности учащихся. Учебно-методическое обеспечение программы. Создание алгоритма составления рабочей программы.

Сопоставительный анализ УМК по русскому языку

 Современные учебники по русскому языку, находящиеся в федеральном перечне. Проблема выбора УМК.

Анализ заданий в разных УМК по русскому языку для определения     системы творческих и развивающих заданий,  для обогащения активного и потенциального словарного запаса, способствующего достижению более высокого результата при изучении других предметов.

Учебник как главный помощник в освоении русского языка. Место заданий, которые расширяют и систематизируют научные знания о языке, в разных учебниках. Освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.

    Сравнительный анализ заданий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции в разных УМК по русскому языку. Сравнительный анализ упражнений и заданий по культуре речи.

Структура рабочей программы

         Фундаментальное ядро образования по русскому языку. Элементы структуры рабочей программы. Соотнесение примерной , авторской и рабочей программ.  Творческий подход к составлению рабочей программы с учетом ОУ и уровня подготовки учащихся в данном классе. Роль пояснительной записки. Тематический план. Вариативная часть. Учет требований ФГОС ООО.

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ  РУССКОГО ЯЗЫКА»

Язык как знаковая система.

Изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. Формирование базовых умений, обеспечивающих возможность изучения не только родного языка, но и дальнейшего изучения других языков, с установкой на билингвизм. Обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие  с окружающим миром в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования. Использование коммуникативных эстетических возможностей русского и родного языков. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.

Компетентностный подход и его  воплощение в современных школьных УМК  по русскому языку.

   Принцип выбора УМК по русскому языку  с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовки к обучению в основной школе. Овладение всеми видами речевой деятельности. Методы и приемы работы на уроке для овладения учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры  устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы. Сравнительный анализ заданий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции в разных УМК по русскому языку. Сравнительный анализ упражнений и заданий по культуре речи. Начальные этапы основных видов информационной переработки текста. Выявление заданий, помогающих работе с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Оценка заданий для создания устных монологических и диалогических высказываний на актуальные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Методика написания сочинений, предлагаемая автором УМК.

  Развитие культуроведческой компетенции на уроках русского языка   

    Осознание языка как формы выражения  национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Сравнительный анализ разных УМК по русскому языку, направленных на овладение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Анализ заданий, способствующих обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширению объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мысли и чувств адекватно ситуации и стилю общения. Анализ заданий для овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретения опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Методы и приемы работы учителя для формирования мотивации к речевому самосовершенствованию, ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Составление рабочий программы по русскому языку. Составление рабочей программы по литературе

 «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ  ЛИТЕРАТУРЫ»

Развитие общекультурной компетенции на уроках литературы

     Получение доступа к литературному наследию и через него с к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации.

Формирование основы для понимания особенностей разных кцультур и воспитания уважения к ним. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание  коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся  произведений российской  и мировой культуры.

   Составление синхронистических таблиц для формирования общекультурной компетенции. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Формирование читательской компетенции

    Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития учащихся. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

   Воспитание культурного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать  свое досуговое чтение.

   Овладение техникой  литературоведческого анализа текста.

Методы и приемы  формирования ценностно-мировоззренческой компетенции при изучении литературы

   Отражение духовно-нравственных поисков человека в лучших образцах художественной литературы. Литература – главный предмет в воспитании духовно – развитой личности. Это заставляет особенно серьезно относиться к выбору УМК, в которых отражены основные требования современной школы. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Использование краеведческого материала при изучении литературы.

 «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

ФГОС ООО»

 Общие подходы к формированию системы оценки результатов освоения  программы по русскому языку и литературе

Содержание стандарта и содержание оценки. Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Методология оценки. Критериально-ориентированный подход к оценке. Накопительная система в качестве критериев для оценки. Оценивание на основе «сложения», а не «вычитания».

Объективность оценки. Валидность измерителей и оценочных процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ. Операционализация измерения достижения большинства требований, т.е. конкретизация с ориентацией на «измеряемость». Процесс операционализации измерения (создания измерителей, шкалы и критериев оценивания достижения требований, способа представления результатов и т.д.).

Уровневый подход к представлению результатов.

Уровневая модель оценки результатов освоения программы по русскому языку и литературе

Основные компоненты системы. Ограничения и границы применимости модели, возможные риски, которые могут появиться при ее введении, механизмы, которые будут способны уменьшить предполагаемые риски.

Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ по русскому языку: целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения); поддержка развития системы образования (ориентация не на контроль  и оценку состояния системы и результатов образования, а на оценку динамики развития системы и управление качеством образования); комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.); учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения, натаскивание на содержание проверки, перегруженность учителей и учащихся и др.).

Основные компоненты системы: объекты и содержание оценки;  процедуры, инструментарий и критерии оценки; методы и средства оценки; основные группы пользователей; цели использования результатов.

Интерпретация и использование результатов.

Объект и содержание оценки.

Требования к результатам освоения образовательных программ по русскому языку как основа для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; основа для аттестации работников школы; основа для аттестации учреждений общего образования; критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основные документы, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки результатов освоения программ по русскому языку и литературе.

Зачетно-балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Применение модели оценки результатов освоения учебной программы по русскому языку к конкретной ситуации в классе, в школе, к конкретному ученику.

Инструментарий для оценки результатов освоения программы по русскому языку и литературе. Обучающая функция контроля

Реализация системно-деятельностного подхода к обучению, целевой компонент планируемых результатов. Показатели достижения планируемых результатов в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. Примеры учебных заданий. Нормативная основа оценки – представление о трех основных рангах (ступенях) опосредствования: освоение смысла и формы действия; раскрытие существенного основания способа действия; функционализация способа действия (пополнение сферы психологических ресурсов действия).

Оценка действий учащихся на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Основные принципы разработки структуры заданий.

Базовые параметры и принципиальная структура теста по каждой «грамотности». Матрица, в которой указываются основные предметно-деятельностные линии по каждой учебной дисциплине и уровня выполнения заданий.

Анализ инструментария, его качества, применение к образцам ученических работ.

 «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД»

 Универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся. Описание ценностных ориентиров основного общего образования. Формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству.  Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.  Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Механизмы формирования универсальных учебных действий

 Организация  учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.  Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Формирование УУД средствами содержания материала

Изучение художественных произведений на уроках литературы как способ формирования личностных универсальных действий. Возможности новых УМК по русскому языку в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование УУД средствами методик и технологий

Сквозные педагогические технологии в современном образовательном пространстве. Технология развивающего обучения. Технология оценивания образовательных достижений, направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников.

Роль учебных предметов русский язык и литература в формировании УУД

Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания. Типовые задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Типовые задания, нацеленные на личностные результаты. Типовые задания, определяющие регулятивные универсальные учебные действия. Типовые задания, развивающие познавательные универсальные действия.  Типовые задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ по русскому языку: целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения); поддержка развития системы образования (ориентация не на контроль  и оценку состояния системы и результатов образования, а на оценку динамики развития системы и управление качеством образования); комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.); учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения, натаскивание на содержание проверки, перегруженность учителей и учащихся и др.).

Основные компоненты системы: объекты и содержание оценки;  процедуры, инструментарий и критерии оценки; методы и средства оценки; основные группы пользователей; цели использования результатов.

Интерпретация и использование результатов.

Объект и содержание оценки.

Требования к результатам освоения образовательных программ по русскому языку как основа для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; основа для аттестации работников школы; основа для аттестации учреждений общего образования; критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основные документы, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки результатов освоения программ по русскому языку и литературе.

Зачетно-балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Применение модели оценки результатов освоения учебной программы по русскому языку к конкретной ситуации в классе, в школе, к конкретному ученику.

Инструментарий для оценки результатов освоения программы по русскому языку и литературе. Обучающая функция контроля

Реализация системно-деятельностного подхода к обучению, целевой компонент планируемых результатов. Показатели достижения планируемых результатов в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. Примеры учебных заданий. Нормативная основа оценки – представление о трех основных рангах (ступенях) опосредствования: освоение смысла и формы действия; раскрытие существенного основания способа действия; функционализация способа действия (пополнение сферы психологических ресурсов действия).

Оценка действий учащихся на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Основные принципы разработки структуры заданий.

Базовые параметры и принципиальная структура теста по каждой «грамотности». Матрица, в которой указываются основные предметно-деятельностные линии по каждой учебной дисциплине и уровня выполнения заданий.

Анализ инструментария, его качества, применение к образцам ученических работ.

 «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД»

 Универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся. Описание ценностных ориентиров основного общего образования. Формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству.  Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.  Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Механизмы формирования универсальных учебных действий

 Организация  учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.  Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Формирование УУД средствами содержания материала

Изучение художественных произведений на уроках литературы как способ формирования личностных универсальных действий. Возможности новых УМК по русскому языку в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование УУД средствами методик и технологий

Сквозные педагогические технологии в современном образовательном пространстве. Технология развивающего обучения. Технология оценивания образовательных достижений, направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников.

Роль учебных предметов русский язык и литература в формировании УУД

Учебные предметы русский язык и литература играют ключевую роль в достижении обучающимися личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания. Результат вытекает из типовых заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий. Это типовые задания, нацеленные на личностные результаты. Типовые задания, определяющие регулятивные универсальные учебные действия. Типовые задания, развивающие познавательные универсальные действия.  Типовые задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акулова О.В. и др. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся СПб:изд-во КАРО, 2008.-96с.
  2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров.- М.: АПК и ПРО, 2004.-116с.
  3. Баранников, А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) / А.В. Баранников // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 114.
  4. Беркалиев Т.Н. и др. Инновации и качество школьного образования.- СПб: КАРО, 2008-144с.
  5. Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
  6. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа школьников. – № 4. – 2004. – С. 21 – 31.  
  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
  9. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте.- М: ин-т практической психологии, 1996.-98с.
  10. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника.- СПб.: КАРО, 2008.-144с.
  11. Горячев, А.В. Стандарты на вырост (Интересы государства и образовательные стандарты) / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 3. – С. 3-5.
  12. Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы / В.П. Дронов, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-26 .
  13. Загвоздкин, В.К. О стандартах второго поколения / В.К. Загвоздкин // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 9-20.
  14. Загвоздкин, В.К. Требования к качественным стандартам / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 25-30.
  15. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Издательство «Омега –Л», 2007.-86с. – (Закон Российской Федерации).
  16. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.- М.: Русское слово, 2006.-240с.
  17. Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып. 4 / [редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.]; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М. : Просвещение, 2007. – 606 с.
  18. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. –168с.
  19. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения.-М.: АПК и ПРО, 2006.-120с.
  20. Кондаков, А.М. Стандарт: инновационность и преемственность / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 14-18.
  21. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
  22. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2009.-39с.
  23. Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т.В.Корсакова// Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 46-50.
  24. Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы/Н.Г.Корниенко, Воронеж: Изд. ВОИПКиПРО, 2004.-52с.
  25. Корниенко Н.Г.Очерки литературной жизни Воронежского края/ Н.Г.Корниенко, Воронеж: ВОИПКиПРО.- 2012.- 78 с.
  26. Корниенко Н.Г.Преодоление/ Н.Г.Корниенко , Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края.- 2011.- 224 с.
  27. Косцов А., Косцов В. Все о персональном компьютере. Большая энциклопедия. М.: Мартин, 2003.
  28. Кохичко, А.Н. О категориях ценности и ее реализации в новом образовательном стандарте / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 80-83.
  29. Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как к основе базовых национальных ценностей / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 7-11
  30. Краткий самоучитель работы на компьютере. 3-е изд. – СПб.: Питер. 2010. – 363с.: ил.
  31. Кузнецов, А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования / А.А. Кузнецов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 3-10.
  32. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  33. Лебедев А.Н. Компьютер для начинающих. Завтра на работу: Самоучитель. СПб.: Питер. 2009. – 272с.: ил.
  34. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994. – 192 с.
  35. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1 / авт.-сост. Г.С.Меркин.-9-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2011.- 336с.
  36. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 2 / авт.-сост. Г.С.Меркин.-9-е изд.- М.: ООО «Русское
  37. Логинова, И.М. Акмеологический аспект апробации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа) / И.М. Логинова, Г.Л. Копотева // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 76-82.
  38. Майстер, А.В. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте модернизации образования в Калининградской области / А.В. Майстер // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 95-102.
  39. Мисаренко, Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г.Г. Мисаренко // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 62-68.  
  40. Низиенко, Е.Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования /Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Образовательная политика. – 2010. – № 1-2. – С. 108-113.
  41. Низиенко, Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.
  42. Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6, март. – С. 7–11.
  43. Основы интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. –112с
  44. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс. /Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – С. 34 – 39.
  45. Пичугин, С.С. К вопросу об основной образовательной программе образовательного учреждения / С.С. Пичугин // Учитель Башкортостана.– 2010. – № 9. – С. 36 – 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

ФГОС - содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Доклад по теме «ФГОС – содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ». В рамках августовской конференции работников образования Зерноградского района....

Выступление на методическом объединении учителей информатике "Основа обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ"

Выступление на методическом объединении учителей информатике "Основа обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ" 2014 год...

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....

Доклад "Как применить известные приемы и технологии для повышения качества образования и мотивации на уроках русского языка и литературы"

Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неуме...

Доклад на заседании Школы педагогического мастерства 20 апреля 2022г. "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе"

Текст выступления на Школе педагогического мастерства на тему "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе" 20 апреля 2022г....