Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Романенко Ольга Анатольевна

Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"

Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской области  Романенко О. А. 2018 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Рабочая программа факультативного курса

по русскому языку для 7-8 классов «Диалоги вести не лапти плести».                                                  

                                        Пояснительная записка 


В развитии системы УУД в рамках реализации ФГОС особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильное оформление  своих  мыслей  в устной и письменной речи;
  • грамотное построение цепи логических рассуждений, выдвижение  гипотез и умелое  их обоснование;
  • свободное выражение мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знание особенностей  диалогической и монологической речи;
  • построение  речевого монологического высказывания  в соответствии с поставленными задачами.

В свете существующих изменений в ОГЭ в 9 классе и планируемого устного  экзамена в 11 (введение устной части, включающей в себя чтение и говорение) развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным. К сожалению, до введения устного экзамена по развитию устной неподготовленной речи уделялось недостаточно внимания, поэтому одной из важных задач на данном этапе становится развитие устной коммуникабельности учащихся, различных форм устной речи и аналитического чтения. Поэтому данная программа факультативного курса по развитию связной речи для 7- 8 классов послужит пособием обучающимся в овладении коммуникативными навыками.

В программе предусмотрена специальная работа по развитию речи, которая должна проводиться систематически на протяжении изучения всего курса.

Большое внимание в ней уделяется и обучению устной диалогической речи.

Так, в программе для 7 класса предусмотрен такой вид работы по развитию устной диалогической речи, как ответы-рассуждения по изученным грамматическим темам.

У учащихся должны быть сформированы следующие основные умения и навыки устной диалогической речи:

- вести диалог-беседу и диалог-расспрос с использованием реплик переспроса, сомнения, согласия, отрицания, утверждения, осуждения и одобрения;

- вести диалог-дискуссию на основе прочитанного текста или увиденного кино, телефильма.

В 8 классе  учащиеся должны уметь давать ответы-рассуждения на вопросы по картине, диафильму, теле- и кинофильму и участвовать в диалогах-дискуссиях (задавать вопросы, аргументировано опровергать чужую точку зрения и доказывать свою).

Программа данного факультативного курса рассчитана на 18 часов (1 час в 2 недели). Цели курса: 

  1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
  2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
  3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
  4. Совершенствовать культуру устной речи.

Задачи курса: 
1.  Развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать; 
2.  Развитие устной и письменной речи. 

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы; рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста», 7-8 класс Малюшкина А.Б. и «Русский язык. Комплексный анализ текста», 7-8 класс Сениной Н.А.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 7-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».

Уметь:

речевая деятельность:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;

фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг, оглавлению;

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;

- пересказывать фрагмент текста;

текст:

- определять признаки текста, его структуру;

- определять тему, основную мысль, проблему;

- распознавать типы речи и стили текста;

- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.);

культура речи:

- выразительно говорить и читать;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический).

Уметь:

- определять стиль речи;

- находить и исправлять стилистические, речевые, грамматические ошибки.

                                    Календарно - тематическое планирование

Часы

                     Модуль

Виды деятельности

Способ контроля

1

1

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Участие в диалоге с учителем.

Опрос.

2

1

Человек с человеком испокон веку ведут диалог.

Диалог в парах с использованием диалога-образца.

Самостоятельная работа.

3

1

Великое искусство быть приятным в разговоре.

Чтение в лицах диалога литературных героев.

Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания.

4

1

Поддакивание – вершина ораторского  искусства.

Создание диалога на тему «Красота».

Самостоятельная работа.

5

1

Искусство диалога — в умении говорить на языке собеседника.

Оценивание речевого оформления реплик участников диалога.

Взаимопроверка.

6

1

Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное…

Дискуссия на заданную тему

«Быть, а не казаться».

Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания.

7

1

Даже если у стен - уши, всё равно разговор, как со стенкой.

Анализ выступления участников диалога.

Фронтальный контроль в форме беседы.

8

1

Что находится в кувшине, то и льётся из него.

Конкурс «Юный интервьюер».

Конкурсное интервью на тему «Мой любимый предмет»

9

1

В твой монолог, спрятан "ума" диалог.

Диалог с текстом.

Индивидуальный контроль.

10

1

 Внутренний диалог – это ключ ко всему.

Создание диалога на тему «Школа будущего».

Индивидуальный контроль.

11

1

В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

(Марина И. Цветаева)

Игра «Интересная встреча с…».

12

1

Идеи рождаются в диалоге и в нём же и умирают.                             (Михаил Бахтин)

Дискуссия на тему «Что сильнее: зло или добро?»

Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания.

13

1

Мы говорим не только тогда, когда думаем, что нас слушают и понимают, но и про себя и для себя.         (А. А. Потебня) 

Диалог с текстом.

Индивидуальный контроль.

14

1

Продуктивный  диалог.

Участие в диалоге с учителем.

Фронтальный контроль в форме беседы.

15

1

Отработка задания 4 устной части

Диалог в парах (разыгрывание по ролям прочитанного текста).

Групповой контроль.

16

1

Отработка задания 4 устной части

Диалог в парах.

Групповой контроль.

17

1

Пробный экзамен

Диалог с учителем.

Индивидуальный контроль.

18

1

Работа над ошибками

Литература

  1. ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку.-  М., 2017.
  2. Егораева Г. Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018.
  3. И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с.
  4. «Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2010г.

                                              Рабочая программа

                        факультативного курса

                            по русскому языку

                «Диалоги вести не лапти плести»

                               для 7- 8 классов

                                                                  Разработана учителем русского языка  

                                                                    и литературы МБОУ СОШ № 21

                                                                   г. Сальска

                                                                  Романенко О. А.

                                                                 

                                                                   

                             

                                                         2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"

Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса  « Язык мой – друг мой»   Составила Непомнящая Татьяна АнатольевнаПояснительная запискаФакультативный курс рассчитан ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....