Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"
    методическая разработка по русскому языку (9 класс)

    В данной  методической  разработке  содержится  методика  проведения  урока  литературы, на котором  обучающиеся  учатся  анализировать стихотворение в прозе. На уроке применяются  активные  методы  обучения:  постановка  проблемных  вопросов;  работа  в  группах; обсуждение и обмен  мнениями. данные  методы  дают  возможность учащимся принимать  активное  учатие  в  процессе  обучения, обмениваться  мнениями, отстаивать свою  точку  зрения, подкрепляя  её словами  из  текста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая  разработка   урока  литературы  в 9 классе

                     Анализ    стихотворения   в  прозе  И.С. Тургенева   «Дурак»

       Задачи  урока:

    - обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;

    - развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя; совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли, чувства;  предоставить  возможность  для развития  коммуникативной  культуры

    - воспитательная: выявить нравственные  проблемы стихотворения ;

    -воспитывать уважение к мнению другого человека; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

    Ход  урока

    Слово  учителя

    И. С. Тургенев  писал «Стихотворения  в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. Цикл стихотворений в прозе  включает в себя 83 миниатюры.

    «Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но к счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Михаил Матвеевич Стасюлевич по дружбе уговорил Иван Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.

     - В чём особенность стихотворений в прозе, чем отличаются они от обычных стихов?

    (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его –прозаическая. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. В конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.)

    Сегодня  мы с  вами познакомимся с стихотворением  «Дурак».

    -  Мы  постараемся  посмотреть  на  привычное, обыденное,  с  детства  знакомое  слово «дурак», попытаемся понять, какой  смысл  вкладывал Тургенев в это слово.

    - Подумаем   над  тем, почему  каждый  считает себя умным ,а о  других  думает по-разному.

    - Как вы воспринимаете утверждение о том, что  «каждый    человек    хотя бы  в течение пяти минут   в день бывает дураком…»?

    - Подберите   синонимы и антонимы  к слову  «дурак». (син.-глупец, недоучка, простофиля ант.-мудрец, умный)

    - Вспомните   пословицы на  эту тему   (Дурак  дурака  видит  издалека.   Дурная голова  ногам покоя не даёт. Умный не  осудит  дурак  не  догадается.  Дурака  учить  что мёртвого лечить.  )

    - Из  умных  в  дураки     попасть   достаточно просто, а вот можно  ли наоборот?

    -  Посмотрим, что об этом думает  И.С.Тургенев .

      Раздаётся  текст стихотворения И.С.Тургенева «Дурак»  (в   тексте  нет последнего      слова, которое  учащиеся должны будут определить сами) Приложение 1

               Учитель   читает  стихотворение.

    Задание

     Запишите  фразу, которая удивила и запомнилась.

    По  совпадающим  фразам  создаются  группы для  общей  работы.

    Каждая группа  составляет вопросы  к  тексту.

    Группы  задают друг другу вопросы:

    -Что узнаём о прошлом  дурака? («Долгое время жил дурак припеваючи; понемногу   стали доходить до  него  слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.»)

    -Как воспринял эти слухи дурак?  Какие чувства испытал?  (Он «смутился» и  «начал   печалиться»)

    -Почему героя  стихотворения  автор назвал дураком?

     Как   автор  показывает глупое поведение героя? (Дурака    занимает  только то, что    думают  о нём  окружающие. Речь  дурака  однообразна;  сразу, не думая, приводит  в   исполнение  мысль,  «внезапно»  озарившую  его    «тёмный  умишко»)

    -Как ведут себя  и что чувствуют  знакомые при разговоре  с  дураком? (слова дурака   напугали людей, поэтому они поспешили согласиться с ним ;

     они  трусливо отказываются   от собственных суждений;

    все благоговеют перед  дураком)

    - Какими качествами обладает  дурак? (дурак   надменный, злой, хитрый, трусливый, наглый,  никого  не уважающий, завистливый)

    - Подумайте и скажите, какое же слово  нужно дописать  в  последнем   предложении: «Житьё  дуракам  между …» (трусами)

    Группы высказывают  своё мнение, объясняя его.

    Учитель   раздаёт  учащимся листы с афоризмами:

     1. Дураки  и безумцы обыкновенно говорят правду.(Р.Бертон)

    2. Дураки весьма склонны давать советы. (П.Бауст)

     3. Дурак не вступает в диалог с самим с собой. Первая же мысль   захватывает  его, не дождавшись  ответа  второй. (Д.Галифакс)

     4.Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (А.П.Чехов)

    5. Трудно считать  дураком человека,  который восхищается нами. (М.Энбер-Эшенбах)

    6. Когда опасность дураку  грозит, что в глупое он  влипнет  положение, приобрести он  может   умный вид,  чем очень многих вводит в заблуждение. (Э.Севрус)

    7. Человек  сотворён, чтобы думать. (Блез Паскаль)

    Задание.  Выберите афоризм, который мог бы  стать эпиграфом нашего  урока  и запишите его в тетрадь.

    Домашнее задание. Напишите рассуждение  над  афоризмом, который вы выбрали, приведите как доказательство стихотворение «Дурак» И.С. Тургенева.                                

    Приложение 1

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

    И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между … .



    Предварительный просмотр:

    Методическая  разработка   урока  литературы  в 9 классе

                     Анализ    стихотворения   в  прозе  И.С. Тургенева   «Дурак»

       Задачи  урока:

    - обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;

    - развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя; совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли, чувства;  предоставить  возможность  для развития  коммуникативной  культуры

    - воспитательная: выявить нравственные  проблемы стихотворения ;

    -воспитывать уважение к мнению другого человека; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

    Ход  урока

    Слово  учителя

    И. С. Тургенев  писал «Стихотворения  в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. Цикл стихотворений в прозе  включает в себя 83 миниатюры.

    «Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но к счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Михаил Матвеевич Стасюлевич по дружбе уговорил Иван Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.

     - В чём особенность стихотворений в прозе, чем отличаются они от обычных стихов?

    (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его –прозаическая. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. В конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.)

    Сегодня  мы с  вами познакомимся с стихотворением  «Дурак».

    -  Мы  постараемся  посмотреть  на  привычное, обыденное,  с  детства  знакомое  слово «дурак», попытаемся понять, какой  смысл  вкладывал Тургенев в это слово.

    - Подумаем   над  тем, почему  каждый  считает себя умным ,а о  других  думает по-разному.

    - Как вы воспринимаете утверждение о том, что  «каждый    человек    хотя бы  в течение пяти минут   в день бывает дураком…»?

    - Подберите   синонимы и антонимы  к слову  «дурак». (син.-глупец, недоучка, простофиля ант.-мудрец, умный)

    - Вспомните   пословицы на  эту тему   (Дурак  дурака  видит  издалека.   Дурная голова  ногам покоя не даёт. Умный не  осудит  дурак  не  догадается.  Дурака  учить  что мёртвого лечить.  )

    - Из  умных  в  дураки     попасть   достаточно просто, а вот можно  ли наоборот?

    -  Посмотрим, что об этом думает  И.С.Тургенев .

      Раздаётся  текст стихотворения И.С.Тургенева «Дурак»  (в   тексте  нет последнего      слова, которое  учащиеся должны будут определить сами) Приложение 1

               Учитель   читает  стихотворение.

    Задание

     Запишите  фразу, которая удивила и запомнилась.

    По  совпадающим  фразам  создаются  группы для  общей  работы.

    Каждая группа  составляет вопросы  к  тексту.

    Группы  задают друг другу вопросы:

    -Что узнаём о прошлом  дурака? («Долгое время жил дурак припеваючи; понемногу   стали доходить до  него  слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.»)

    -Как воспринял эти слухи дурак?  Какие чувства испытал?  (Он «смутился» и  «начал   печалиться»)

    -Почему героя  стихотворения  автор назвал дураком?

     Как   автор  показывает глупое поведение героя? (Дурака    занимает  только то, что    думают  о нём  окружающие. Речь  дурака  однообразна;  сразу, не думая, приводит  в   исполнение  мысль,  «внезапно»  озарившую  его    «тёмный  умишко»)

    -Как ведут себя  и что чувствуют  знакомые при разговоре  с  дураком? (слова дурака   напугали людей, поэтому они поспешили согласиться с ним ;

     они  трусливо отказываются   от собственных суждений;

    все благоговеют перед  дураком)

    - Какими качествами обладает  дурак? (дурак   надменный, злой, хитрый, трусливый, наглый,  никого  не уважающий, завистливый)

    - Подумайте и скажите, какое же слово  нужно дописать  в  последнем   предложении: «Житьё  дуракам  между …» (трусами)

    Группы высказывают  своё мнение, объясняя его.

    Учитель   раздаёт  учащимся листы с афоризмами:

     1. Дураки  и безумцы обыкновенно говорят правду.(Р.Бертон)

    2. Дураки весьма склонны давать советы. (П.Бауст)

     3. Дурак не вступает в диалог с самим с собой. Первая же мысль   захватывает  его, не дождавшись  ответа  второй. (Д.Галифакс)

     4.Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (А.П.Чехов)

    5. Трудно считать  дураком человека,  который восхищается нами. (М.Энбер-Эшенбах)

    6. Когда опасность дураку  грозит, что в глупое он  влипнет  положение, приобрести он  может   умный вид,  чем очень многих вводит в заблуждение. (Э.Севрус)

    7. Человек  сотворён, чтобы думать. (Блез Паскаль)

    Задание.  Выберите афоризм, который мог бы  стать эпиграфом нашего  урока  и запишите его в тетрадь.

    Домашнее задание. Напишите рассуждение  над  афоризмом, который вы выбрали, приведите как доказательство стихотворение «Дурак» И.С. Тургенева.                                

    Приложение 1

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

    И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между … .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."

    на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образну...

    Внеклассное мероприятия для учеников младших классов. Анализ стихотворения Р.С. Сефа «Необычный пешеход».

    На внеклассном мероприятии знакомимся со стихотворением Р.Сефа "Необычный пешеход".Выясняем с детьми ,что одно и тоже лицо можно назвать разными словами.Воспитывем чувство патриотизма и гражданского д...

    Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

    Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

    Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

    В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

    Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

    Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

    Стихотворение Р.Рождественского "О дураках"

    Данное стихотворение поможет провести сопоставительный анализ на уроке...

    Урок развития речи в 8 классе. Работа над текстом стихотворения И.С.Тургенева «Дурак»

    «От пошляка к цинику» (культурологические концепты «пошлость» и «цинизм».Цели урока:1.  Овладение  культурологическими понятиями2. Развитие логического и ассоциативно-образного ...