Мягкий знак после шипящих на конце наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;
2.Развивающие: формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике; развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности; развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;
3.Воспитательные: воспитывать культуру речи; чувство коллективизма и ответственности при работе в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); умение на практике применять теоретические знания.
Метапредметные: формирование лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей.
Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; коллективная, индивидуальная, работа в паре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна
Место работы: МБОУ «СОШ №46»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Базовый учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова /- Москва.: «Просвещение»,2017г.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;
2.Развивающие: формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике; развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности; развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;
3.Воспитательные: воспитывать культуру речи; чувство коллективизма и ответственности при работе в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); умение на практике применять теоретические знания.
Метапредметные: формирование лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей.
Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; коллективная, индивидуальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология здоровьесбережения.
Раздаточный материал: карточка с заданием.
Технологическая карта урока
Предварительный просмотр:
Лист самооценки результативности деятельности на уроке по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Ф.И. ученика_____________________________________________________________________________
1. Этап актуализации знаний. Решение лингвистической задачи.
Выпишите слова из словосочетаний, разделяя их на группы в зависимости от части речи и вставляя после шипящих мягкий знак, где необходимо.
Затопиш… печ…, сплош… зарос, обжеч…ся кипятком, обознач…те условия, золотая рож…, ждать невмоч…, сметают с крыш…, оставаться невтерпёж…, нужно береч…, намаж…те джемом, ветер жгуч…, упасть навзнич…, свариш… борщ…, богатырь могуч…, распахнуть настеж…
2. Этап первичного закрепления.
Исправьте ошибки и осуществите взаимопроверку.
1.Проч, проч, с глаз моих идите! 2.Кнопка упала возле какой-то двери, открытой настеж. 3. Когда же за стол? Прямо невтерпежь! 4.Человек наотмаш распахнул дверь и сощурился от яркого света. 5. Лошадь понеслась вскач среди замелькавших перед глазами осиновых стволов.
Подберите наречия, оканчивающиеся на шипящие.
Уйти в сторону - Открыть до конца – Ударить с размаху –
Упасть вверх лицом – Густо засыпать – Отсутствие терпения –
3. Этап закрепления полученных знаний.
1уровень сложности.
Вставьте ь знак после шипящих, объясните условие написания.
1)Зелень пастбищ…; 2) нужно береч_.; З) установившаяся тиш_.; 4) взять реванш_.; 5) воздух свеж_.; 6)радость встреч…; 7 )проголодаеш…ся; 8) открыть настеж_.; 9) быстро учиш…; 10) интересный репортаж…
2 уровень сложности.
Выпишите из следующих сочетаний слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих», распределяя их по столбикам:
Ь после шипящих пишется | Ь после шипящих не пишется |
Утеш…те малыша, вражеских полчищ…, невтерпеж… догонять, калач горяч…, выпускники училищ…, хлестнёт наотмаш…, удерживать невмоч…, внимательный сторож…, снег колюч…, выдать замуж…, береч…ся от дождя, метнеш…ся проч…
3 уровень сложности
По рисунку (упр.584 зад.2) придумайте шутливый текст, используя в нем предложенные наречия.
4. Этап рефлексии. Оцените результаты собственной деятельности.
Я умею находить в предложениях нужную орфограмму | |
Я умею правильно писать наречия с Ь знаком после шипящих | |
Я умею правильно писать и объяснять условия выбора орфограммы | |
Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора |
Шкала самооценки: «+» - знаю и умею применять; «-» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1- Определить, в каких случаях мы будем писать мягкий знак после шипящих на конце наречий. 2 – Создать алгоритм 3 - Сделать вывод.
Пишется Не пишется 1.если наречие оканчивается на Ч и Ш 1. после ж (кроме: настежь) Исключение: уж, замуж, невтерпеж Ь после шипящих на конце наречий Пишется Не пишется 1.Если наречие оканчивается на Ч и Ш 1. после ж (кроме: настежь) Исключение: уж, замуж, невтерпеж
1.Определить, какая это часть речи . 2.Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений. 3.Если нет, пиши мягкий знак АЛГОРИТМ
1.Прочь, прочь, с глаз моих идите! 2.Кнопка упала возле какой-то двери, открытой настежь. 3. Когда же за стол? Прямо невтерпеж! 4.Человек наотмашь распахнул дверь и сощурился от яркого света. 5. Лошадь понеслась вскачь среди замелькавших перед глазами осиновых стволов. Ключи
Уйти в сторону - прочь Открыть до конца – настежь Ударить с размаху – наотмашь Упасть вверх лицом - навзничь Густо засыпать – сплошь Отсутствие терпения – невтерпеж Ключи
Ь после шипящих пишется Ь после шипящих не пишется Утешьте Наотмашь Невмочь Беречься Метнешься Прочь Полчищ Невтерпеж Горяч Училищ Колюч Замуж 1 уровень. 1)Зелень пастбищ_( Р.п.мн.ч .); 2)нужно береч _(глагол); З)установившаяся тиш _(ж.р.); 4)взять реванш_(м.р.); 5)воздух свеж_( кр.прил .); 6)радость встреч_( Р.п.мн.ч .); 7) проголодаеш_ся (глагол); 8)открыть настеж _(нареч.); 9)быстро учиш _(глагол); 10)интересный репортаж_(м.р.). Ключи Ь после шипящих пишется Ь после шипящих не пишется Утешьте Наотмашь Невмочь Беречься Метнешься Прочь Полчищ Невтерпеж Горяч Училищ Колюч Замуж 2 уровень
ДоД Домашняя работа: 1.Изучить параграф. 2.Упр. на стр.584 (по Львовой) 3.Из художественных произведений выписать 5 на изученную орфограмму. упр. 251 На «3» – списать, раскрывая скобки На «4» – Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Ь после шипящих. На «5» – Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Ь после шипящих. Составить 5 предложений, употребляя как можно больше слов из упражнения.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока русского языка по теме:
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний проводится в 7-ом классе по учебнику «Русский язык» (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова /- Москва.: «Просвещение»,2017г.)
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;
2.Развивающие: формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике; развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности; развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;
3.Воспитательные: воспитывать культуру речи; чувство коллективизма и ответственности при работе в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); умение на практике применять теоретические знания.
Метапредметные: формирование лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей.
Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; коллективная, индивидуальная, работа в паре.
Урок построен в технологии системно-деятельностного метода, который позволяет сформировать умение определять условия написания Ь знака после шипящих на конце наречий и тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение адекватно оценивать свою деятельность. На уроке знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их необходимо добывать самостоятельно. Учащиеся самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания.
Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Цель урока: познакомить учащихся с условиями написания ь знака после шипящих на конце наречий, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания ь знака после шипящих на конце наречий.
На данном уроке я применила элементы проблемного обучения, что способствовало активизации учащихся на уроке, позволило чередовать письменную работу с устной.
При подготовке к уроку учитывала возраст и индивидуальные особенности учащихся. В соответствии с этим подбирала разноуровневые задания. В данном классе необходимо придерживаться высокого темпа подачи материала. Для поддержания внимания и интереса учащихся к уроку был использован кластер (правило-таблица) для самостоятельного заполнения, взаимопроверка.
Структура урока соответствует целям урока и его типу. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, ребятам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись практическими. Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на некоторые вопросы с места.
Перед началом урока была подготовлена доска, мультимедийная установка. В начале урока был использован прием целеполагания: проанализировав слова, учащиеся сами определили тему и цель урока.
На уроке удалось вовлечь в активную работу всех учащихся, сочетались фронтальные и индивидуальные формы работ. Перегрузки и переутомления не было, на учебном материале проводилась физкультминутка. В классе есть сильные и средние ученики, поэтому домашнее задание получили дифференцированное.
Устные ответы учащихся показали, что они к концу урока научились правильно делать выбор слитного и раздельного написания не с причастием. Так как это первый урок по данной теме, думаю, что план урока выполнен, цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. )...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
Мягкий знак после шипящих на конце наречия
Мною представлена подробная разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"....