От слова к смыслу. От проблемы к комментарию
статья по русскому языку (11 класс)

Косинова Людмила Викторовна

В даннной статье описано, как обучить написанию комментария в сочинении в формате ЕГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение комментарию605.08 КБ

Предварительный просмотр:

От слова к смыслу. От проблемы к комментарию.

Обучение комментированию при работе с текстом (из опыта работы)

Формат сочинения в этом году претерпел некоторые изменения.

В экзаменационной работе 2019 г. уточнены формулировка задания 27 с развернутым ответом и критерии оценивания этого задания. Изменения в формулировке задания 27 на слайде. (№2)

Из задания с развернутым ответом исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт (№ 3). Это изменение обусловлено нацеленностью измерителя на развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст. 

Хотим поделиться с вами нашим опытом подготовки учащихся к  сочинению  с учетом изменившихся требований.

1 этап. Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению и критериями его проверки.

Знание критериев помогает выстроить работу, увидеть композицию и четко представлять те требования, которые к ним предъявляются.

На листе формата А 4 составляем композиционную схему , скелет сочинения. Все составные части  сочинения должны быть видны ученику.(как рентген).

К1Проблем  ?

К 2Пример 1

 

К 2Пример 2

К 2 Связь

К 3 Позиция ответ

К 4

Самая большая ошибка, которую можно допустить при написании сочинения – это писать и думать одновременно. Мы анализируем текст, в котором всё логично. Учащиеся должны понять, что имеют право начать писать только тогда, когда составлена логическая схема текста и они точно представляют  себе, что будет в каждой структурной части сочинения.   Не знаю последнюю фразу - не пишу первую.  
На анализ авторского текста, на нашу работу с ним и создание «скелета» уходит гораздо больше времени, чем на написание самого сочинения.

Но только серьёзная работа с авторским текстом, продуманная структура – залог написания действительно хорошего сочинения.

 2 этап.  разбор каждого содержательного критерия.

.

Алгоритм мыслительной деятельности

  1. Определяю поставленную проблему и позицию автора.

Если текст повествовательный, определяю, какие герои есть в тексте? 

Селиван         Семья           Все  = Три героя. 

Определяем отношение автора к героям.

+ да

- нет

                 За что?

(за честность, за благодарность…)

                             За что?

(за недоверие к людям, за плохое отношение к человеку…)

Надо быть честным, благодарным…

Надо доверять людям. Нельзя безосновательно относиться к человеку плохо

… проблема честности, благодарности…

Проблема

…проблема доверия к людям,  отношения общества к человеку

Это очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции.

Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы.

Остановимся на  критерии 2. 

Естественно, что больше внимания  в этом году приковано к комментарию.

Повышение роли комментария при выполнении задания 27 находятся в русле усиления лингвистической составляющей экзаменационной работы

Это комментарий. В этом году появилось новшество: поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Если мы приводим пример-иллюстрацию, то обязательно должны объяснить ее значение, пояснить связь комментария с проблемой текста.

Определяющими в оценивании комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции оценивания: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями. При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок.

Ошибки в комментарии:

- комментирование отсутствующей в тексте проблемы;

-использование проблемы для отвлечённых рассуждений;

  • комментирование компонента текста (пейзажа, интерьера, портрета и т.д.), имеющего косвенное отношение к проблеме;

- пересказ исходного текста или его фрагментов;

-переписывание больших фрагментов текста, подменяющих собой комментарий.

Главное в комментарии!

  • Главное – ответить на вопросы:

 с какой целью? для чего? почему?
зачем? по какой причине? чем вызвано…? чем объясняется…? В чём различие между…? какая связь между…?

2. Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?

Какую проблему иллюстрируют эти примеры?  Эту проблему и выбираю.

3. Какие виды смысловой связи могу увидеть между частями текста

  • Определяю вид связи.
  • Понимаю, какие примеры нужно подобрать для иллюстрации этого вида связи. 


чтобы не допустить логических ошибок  обучаем , как построить комментарий.

в начале комментария :

 Размышляя над проблемой, автор сопоставляет/противопоставляет/ анализирует/ и другой поступок , поведение героя до и после события;

  •  между примерами, при переходе от одного примера к другому:
  •  в конце комментария как его завершение, итог:

И …, и …., дополняя друг друга, позволяют автору убедительно отстоять свою точку зрения на …

Остановимся на работе над смысловыми отношениями между примерами.

Обращаем внимание обучающихся на виды смысловых отношений. Они перед вами на слайде:

                 противопоставление;

                 сопоставление;

                 причина – следствие;

                вопрос – ответ;

                 условие – действие;

                 последовательность развития мысли;

                пример – вывод;

                 действие – результат;

                частное – общее;

                 размышление – конкретный пример.

Именно осознание связи между примерами заставляет подбирать  учеников примеры  не бездумно, а  продуманно и логично.

Рассмотрим наиболее частые, по нашему мнению, смысловые связи.

  1. Причинно-следственные отношения. Объясняем, что такое причинно-следственные связи. Учим находить их. 

Если видим в тексте причинно-следственную часть, то, как правило,  есть то, что изменилось, следовательно,  понимаем ЧТО нужно взять в качестве примеров. Н-р, в тексте Лескова из демоверсии

 1 пример Антитеза, которая показывает, как изменилось отношение «всех»

 2 пример Рассказ автора о действиях семьи

 

Очевидная причинно-следственная связь.

Если бы не…, то …

Следующий шаг – отработка на примерах текстов.

Рассмотрим  данный вид связи примеров  на  тексте Вениамина Александровича Каверина из сборника Цыбулько И.П. 2019 слайд

На слайде представлен пример комментария по проблеме готовности человека к самопожертвованию.

К 1   проблема (?)

+ переход к комментарию

Что движет людьми, готовыми жертвовать своей жизнью?

В.А.Каверин размышляет о том, чем руководствуется человек, поступая так или иначе, что заставляет человека жертвовать своей жизнью, ради чего он это делает.

К 2  

 К 2 пример 1+ пояснение

Автор рассказывает о мыслях Тумика в последнюю ночь  своей жизни: о доме, старом, но еще стройном отце, о его напутствиях: «Воюй и за себя, и за меня», о девушке Шуре и о друге Мишке. Писатель поясняет, что все эти воспоминания привели героя к осознанию того, что это и есть Отчизна (от частного к общему),  за это можно и должно умереть.

К 2   пример 2+ пояснение

Также В.А.Каверин подчеркивает, какими нравственными качествами дорожил его герой – семьей, дружбой. Поэтому останавливается на эпизоде, когда нужно было тянуть жребий. Автор объясняет поступок своего героя: «У Корнева были жена и сын», следовательно,  ОН должен вытащить целую спичку. Чтобы жить.

К 2   связь между примерами

Таким образом, автор демонстрирует причинно-следственную связь между качествами человека и его выбором: честный и добропорядочный Тумик, о котором идёт речь, выбирает долг, честь, совесть.

  1. Следующий вид смысловой связи - Дополнение и уточнение данной информации 

Информация 1Рассказ о поступке Селивана + информация 2 изображение его физического состояния :Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…

= полная информация 

     Вторая микротема (второй пример) может дополнять, уточнять первую (второй пример).

Смысловая связь между ними

Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым, подчёркивает, что герой  совершенно не думает о себе.

Текст 6 А.Грина из сборника  (Цыбулько И.П.2019)

Связь:  Несмотря на очевидную правоту героя, писатель  обращает внимание на то,  что порой сердце подсказывает правильное решение,  поэтому  А.Грин  продолжает повествование, уточняет, что все ждали от потерпевшего прощения виновного, поэтому  замерли в молчании.(+ цитата)

Позиция автора:

Оба примера приводят читателя к позиции автора, которая заключается в том, что желание простить виновного, а не наказать по закону является верным

Перед вами  фрагмент текста из сборника И.П.Цыбулько 2019г  вариант 2Лидии Алексеевны Чарской .

Развеселилась даже сама боярыня. Впервые за долгие месяцы улыбнулась она нынче, впервые отлегло от сердца и прояснилось в душе её после бесконечных тревог и волнений.

Тяжёлое время переживала в те годы вся Русь. Озлобленный на бояр старинных знатных родов царь Иоанн Васильевич, ….устроил целое гонение подчас на лучших людей. Окружив себя опричниною, …царь Иоанн Васильевич начал с её помощью всячески истреблять старинные боярские роды. 0причники под начальством вероломного Малюты Скуратова, царёва любимца, собирали всевозможные клеветы про ненавистных им бояр и доносили царю о несуществующих винах последних...

В связи с чем героиня пребывала в невеселом расположении духа? Почему настроение героини изменилось?  

Автор поясняет, почему героиня долгое время пребывает в тревоге. Писатель обращается к историческим фактам правления Ивана Грозного. Его размышления о том времени позволяют понять чувства и тревоги героев рассказа, осознать причину их страхов.

  1. Рассмотрим один из легких видов связи-противопоставление частей(слайд о Селиване)  Противопоставление информации позволяет понять, как изменилось мнение людей.

 

Противопоставлены могут быть внешность, поведение, поступки одного героя, разных людей, отношения между людьми, а  также отношение людей к одному и тому же герою, событию.

Противопоставление в поведении  и внешности Малюты Скуратова помогает осознать силу влияния доброты на человека. Даже жестокий человек может стать мягче.

  1. Далее. Сопоставление частей информации

Автор сравнивает (сопоставляет)…..примеры, эпизоды, характеры, чувства и т.д., и это сравнение помогает осознать главное: ….

Порядок действий при работе над комментарием

1.     Чтение текста.

2.     Определение видов смысловой связи  между микротемами.

3.     Подбор примеров, иллюстрирующих этот вид связи.

4.     Составление схемы, таблицы.

Работа с готовыми сочинениями

Считаем обязательным, чтобы на первом этапе обучения ученик видел, что от него хотят, понимал бы, как соотносятся части сочинения. Мы должны сначала дать отправную точку, образец того, что хотим получить от нашего ученика, организовать работу с хорошими сочинениями. 

1. Найти все части сочинения

2.Проверить логику приведения примеров.

3.Проверить, как соотносятся проблема и позиция.

4.Посмотреть, что можно использовать в качестве вступления.

5.Своя позиция и обоснование.

В заключение надо сказать, что работа над сочинением трудная. И начинать нужно не с 11 класса, а с 5, чтобы к 11 классу был развит навык функционального чтения.

http://3.bp.blogspot.com/-qGowL2k-dEI/UvYhDKuNSoI/AAAAAAAADw4/zPZn0-OC4HA/s1600/41.bmp

http://1.bp.blogspot.com/-gsJWcPQIk84/UvYhsiptB4I/AAAAAAAADxI/bIxYz4a7X1w/s1600/44.bmp

http://1.bp.blogspot.com/-X2zA1aC787w/UvYh_YhZK7I/AAAAAAAADxQ/Mp0IPxufr3k/s1600/39.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Слово-образ-смысл»

Пояснительная записка к элективному курсу "Слово-образ-смысл"...

Проект урока русского языка «От слова – к смыслу…»

Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Пир у верховного существа». (Подготовка к написанию сочинения-эссе). ...

Классный час «Слова и смысл»

Классный  час  «Слова и смысл»...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Слово. Образ. Смысл.

Программа внеурочной деятельности для 10 класса. Ориентирована на подготовку  к написанию итогового сочинения...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Методическая разработка урока "От слова к смыслу"

Тема урока: «От слова к смыслу» (в рамках подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку). Цели: -Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через ра...