Классный час «Слова и смысл»
классный час по литературе (8 класс) на тему

Классный  час  «Слова и смысл»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_slova_i_smysl.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час  «Слова и смысл»

Цели  и  задачи:

                              Знакомство детей  с  историей  языковых  явлений

                               Развитие  познавательных,  коммуникативных

                               компетенций.            

                               Воспитание  уважения  к  родному  языку,  толе-

                               рантному  отношению  к  иноязычным  явлениям.  

Оборудование  и  наглядность:

                               

                                Карточки  со  словами.

                                Раздаточный  материал  (таблички  с   заимство-

                                ванными  словами.                                              

                                Мультимедийные  технологии  -  слайды,  которые

                                Демонстрируются  в  ходе классного  часа.                                                                                                                                            

                                ходе  всего  классного  часа,  экран,  проектор.

                                Презентация  «Слова  и  смысл».

                                                                                           Учитель:  Баранова  А.Г.

Ход урока

Инструкции  педагога

Форма работы

Время

Примечания

«Ничто для нас столь обыкновенно,

Столь просто кажется, как наша речь,

Но в самом существе ничто столь

Удивительное есть, столь чудесно, как речь наша…»  А.Н.Радищев

Распечатка на доске

1.

Вступитель-ная часть

-В русском языке очень много парадоксов, которые трудно объяснить. Например, по-чему слова «рожь», «мышь» пишутся  с Ь,а  «нож», «камыш» - без? Почему в словах «ножи», «камыши» мы слышим Ы, а пишем И? Почему в словах «сон», «день» в родительном падеже исчезает гласная – «сна», «дня», а в словах «ссора», «сома»- нет?

Чтобы понять эти явления, нужно обратиться к языку Древней Руси. Древнерусский язык отличался от современного русского языка и по звуковому строю (даже хорошо известные слова произносились иначе), и по грамматике (было 3 числа: единственное, множественное, двойственное; 5 склонений; несколько форм прошедшего времени, как в английском языке.)

В течение столетий язык непрерывно ме-нялся. Но некоторые формы сохранились до сих пор. Это и неизбежно: если бы язык менялся внезапно, люди бы перестали по-нимать друг друга. Но не все факты можно объяснить, обратившись только к древне-русскому языку. Многое выясняется, когда лингвисты сопоставляют близкородствен-ные языки (славянские- русский, украин-ский, польский, чешский, болгарский) или языковые группы (славянские языки родст

венны романским: латинский, француз-ский, итальянский;  германским: немецкий английский и др.; балтийским: и др.), а об-щий их предок условно назван индоевро-пейским.

В связи с этой путаницей возникают линг-вистические(связанные с языкознанием) парадоксы (странное, необычное явление, противоречащее установленным законно-мерночтям, и, порой, здравому смыслу).

3 м.

2.

Языковые неточности

-Мы говорим: «Солнце всходит и заходит, встаёт и садится», хотя мы знаем, как дви-гается солнце (Земля вращается вокруг Солнца).

-Мы говорим вопреки законам физики: «Шуба греет, хотя знаем, что шуба-не печка. (она только сохраняет тепло нашего тела).

-Мы говорим: «Он не пойдёт в школу, у него температура». Как будто у других её нет.(нормальная температура тела-36,6, речь идёт о повышенной температуре).

-«У неё нервы , или «у неё  сердце» (речь идёт о болезнях, связанными с этими орга-нами).

-«Сегодня он не в форме» (плохое самочувствие, настроение)

-То есть, говорим мы  неточно, а понимаем правильно.

Коллект

1 м.

3.

Грамматика

-Существительные имеют множественное и единственное число, но многим не доста

лось одного числа. Например, «ножницы» не имеет единственного числа, хотя в реальности может быть одна штука. «Для ребят купили ножницы»- непонятно, то ли всем одни, то ли каждому. Или «часы». «Красивые у него часы»-сколько? Ещё говорят: «Три пары часов». Зачем? Когда речь идёт о вёслах или сапогах-понятно: 2 штуки. Но почему «пара брюк»?(две штанины). Ведь 2 рукава!(!...)

-Вопросов много. Очень сильно влияние разговорной речи, в которой много того, чего не терпит книжно-письменный язык. Пара слов, пара пустяков.

-У многих существительных странное множественное число: масло-масла(сорта масел, не количество), песок-пески(не значит много песка. Мы не говорим: «Привезли на машине пески», но  «Пески пустыни»). Стол-столы, но человек-люди(нет единственного числа).

-Прилагательные можно изменить по сте-пеням сравнения: поставить его в сравните

льную и превосходную степень. Образуй-те сравнительную степень и превосходную степень от прилагательного «тяжёлый». (тяжелее, самый тяжелый, наитяжелейший

-Часто ошибаются при образовании степе-ни сравнения, т.к. степеней две, а способов выразить это в русском языке множество: качество в большей или меньшей степени: тяжелый-нетяжелый – не очень тяжелый – тяжеловатый- тяжеленький – тяжеленек – тяжелёхонький – тяжелёхонек – тяжелее – потяжелее – более тяжелый – тяжёленький тяжелейший – тяжелющий – самый тяже-лый – тяжелее всего – наиболее тяжелый- претяжелый – тяжелый-претяжелый – наи-тяжелейший – архитяжелый – ультратяжелый.

-Вы когда-нибудь задумывались, какого рода число? Можно ли число поставить во множественное число? (у числительных нет родов, нет числа).

-Кажется, глупо спрашивать, какого рода числительное 5 (20, 300, 600). А вот один миллион – мужского рода, тысяча – женс-кого. Кстати, тысяча может быть единст-венного и множественного числа. А како-го числа 15? Нелогично!

Коллект

4 м.

4.

Узаконен-ные ошибки

-Людям свойственно ошибаться. Известен и ряд языковых ошибок, основанных на не

Понимании иностранных слов. Европей-цы, основывая новые земли, не всегда находили «общий язык» с местными жите-лями. Из-за недоразумений возникли сло-ва: орангутанг – «лесной человек»(так ту-земцы называли жителей внутренних ле-сов на острове Борнео, а европейцы реши-ли, что речь идёт о крупных человекооб-разных обезьянах. Кенгуру – «мы не  по-нимаем, не знаем». Канада –«хижины», т.е. речь шла о небольшом селении ин-дейцев. Зонтик – от голландского zondek – покрышка от солнца. Позже суффикс –ИК стал восприниматься как уменьшительный и появилось слово «зонт».

-В древности ошибки часто допускались переписчиками манускриптов, труд кото-рых был нелегким – 60-80 страниц в день.

-Некоторые фраэеологизмы искажены усечением: голод – не тетка (пирожка не поднесет). Собаку съел, (а хвостом пода-вился), т.е. сделал что-то трудное, а спот-кнулся на пустяке. А сейчас значит «мас-тер своего дела».

Коллект

5 м.

На доске-кар-точки: орангу-танг, кенгуру, Канада, зонтик

5.

Коварство времени

-Язык меняется. Уже становится непонят-ным Пушкин: «Царица злая, ей рогаткой угрожая…»(каторгой, тюрьмой). «Начнем дуэль, начнем, пожалуй…»(Онегин). Это не значит, что Ленский согласен, раз уж пришли. Пожалуй – изволь(полная готов-ность). Возмутительный. («Капитанская дочка»). «С возмутительными листами схвачен был  башкирец…». Листами, вы-зывающими недовольства капитана? – Нет! С листовками, побуждающими гарни

зон к возмущению, мятежу, бунту, восстанию.

Комендант отказывается признать Пугачёва государем: «Ты мне не государь, ты – вор!» Почему вор? Вор – называли так тогда вообще всякого злоумышленни-ка, преступника.

Гинев говорит: «Ответ великодушных моих товарищей…». Добрых? Снисходите

льных? Сердечных? Великодушных – обладающих величием души, мужествен-ных, стойких, смелых, сильных духом.

«Вожатый (это значило «проводник) узнал его: «Я помиловал тебя за твою добродетель. Это слово имеет сегодня значение «положительное нравственное качество». Пугачев помиловал Гринева за доброе дело, за благодеяние, которое совершил Гринев, подарив бродяге заячий тулуп.

Сейчас по-пушкински уже не скажешь: «Все мои сестры и братья умерли во младенчестве» Это понятно, но так не говорят.

Коллект

3 м.

6.

Творцы новых слов

-Новые слова появляются непрерывно. Появилась вещь – её надо обозначить. На-пример, картофель. Индейцы называли «потато», англичане – «потейто», францу-зы – до сих пор «земляным яблоком» (pomme de terre), итальянцы – «земляным грибом» - «тартуфоло». Немцы это назва-ние переделали по-своему – картофель

Творец языка – народ. Н.А.Карамзин ввел слова: промышленность, достопримечате-льность, утонченность, позрительность, первоклассный, человечный.

Появился паровоз – слово «пароход». За-тем для отличия от пароходов придумали «паровоз».

Много новых слов создали писатели, поэты.

Салтыков-Щедрин – благоглупость, пенко

сниматель, злопыхательство, мягкотелый.

Белинский – елейный, елейность. Это оз-начало близкое к душевной теплоте, мяг-кости, деликатности. Позже появился другой оттенок: приторно-ласковый, лице

мерно-угодливый(отрицательное значен).

Брюллов – отсебятина (плохое сочинение, картина).

Коллект

3 м.

На доске кар-точки: карто-фель, промыш-ленность, до-стопримечате

льность, подо-зрительность, первоклассный, человечный, пароход, паро-воз, злопыхате-льство, мягко-телый отсебя-тина

7.

Странности

-Попробуйте образовать слова женского рода от этих слов.(докторша, продавщица, кассирша). Они не имеют женского рода. Друг – тоже не имеет женского рода, т.к. старики не очень верили в женскую друж-бу. Есть богиня, но нет геологини, другини. Это требует новых форм выра-жения:

1. Врач пришёл(главное – врач). Неточно, непонятно, о кои идёт речь.

2. Врач пришла(смысловое согласование). Нет грамматического согласования.

3. Врач + суффикс женского рода пришла. Употребляется только в разговорной речи.

Но у суффиксов бывает разное значение. Генеральша – жена генерала. Директриса, врачиха – присутствует сниженная просто

речная окраска.

Как мы привыкли к словам владыка, воево

да, судья(речь идет о мужчине), так и при

выкли к  «врач  пришла»).

Коллект

2 м.

На доске кар-точки: доктор, шофёр, прода-вец, классный руководитель, кассир.

8.

Заимствова-ния

-В русском языке очень много слов, кото-рые в разное время были заимствованы из французского, латинского, греческого, не-мецкого, английского, итальянского язы-ков. Обстоятельства, при которых русские люди стали употреблять нерусские слова, были разными. Искусство, культура, нау-ка, война, медицина, учеба, спорт и пр.

Индивид

15 м.

Проектор, таблица

Попробуйте догадаться, из каких языков заимствованы эти, такие знакомые нам слова

Заимствованные слова

французский

Немецкий

Английский

Итальянский

Латинский

Греческий

Ансамбль

Портфель

Портмоне

Табло

Бухгалтер

Граната

Бюджет

Футбол

Менеджер

Газета

Ветеран

Автобиография

Офис

Кашпо

Шерамыга

Шваль

Фиксаж(закрепление), ансамбль, кашне, кашпо, шваль, шерамыга, портфель, портмоне, каналья, бюро, пресс-папье, неглиже, табло и др. – из фран-цузского языка.

Бухгалтер (книга + держатель), граната – из немец-кого.

Бюджет (кошелек, сумка), футбол, софа, кофе – брейк, мейк – ап, менеджер, офис – из английского

Газета (мелкая монета), пикколо –из итальянского.

Ветеран(старый), легион, когорта –из латинского.

Автобиография – из греческого.

За последние 10 лет в русском языке появилось много новых слов. Теперь даже в самой глухой знают, что такое кетчуп, йогурт,  прайс-лист.

Еще недавно советские люди, обращаясь друг к другу, употребляли  слово  «товарищ». У этого слова интересная судьба. Товарищ восходит к слову товар. Когда у нас появились челночники, они были самыми настоящими товарищами. В 20 веке оказалось принято на вооружение советской властью, поскольку она утверждала демократичес-кие, равные отношения. Но судьба его не была особо удачной. Во множественном числе оно упот-реблялось довольно активно, в единственном упот-реблялось только в мужском роде и, как правило, в приложении  к фамилии государственного деятеля.

Реклама обладает большой силой воздействия и быстро делает новые слова модными, престижны-ми. Майонез, кетчуп, йогурт, памперсы, прокладки метеоризм, ринит и т.д. Реклама изобретает новые слова, которые подхватывают очень быстро. В ос-новном, их употребляет молодёжь. Реклама – одно из самых мощных средств продвижения слов и вы-ражений. Например, сникерсни.

В языке есть своя мода, которая называется стилис

тикой.  Например, слово секъюрити. Зачем? Ведь есть охранник. Наверное, чтобы подчеркнуть, что это не просто дядя Вася склад караулит, а это серьёзные ребята, которые стоят страже безопанос-ти, чтобы бомбу не подложили. Англоязычные слова у нас появляются из-за распространения аме-риканской культуры. Журналисты берут информацию из иностранных источников, а мы эти слова получаем из газет, телевидения, и даже не сразу можем догадаться, что они обозначают. Стенд-ап – ведущий в кадре, шорт лист -– список победителей, дэд-лайн – крайний срок выполнения работы.

Надолго ли нам эти слова? Это вопрос времени При Петре 1 модно было говорить фортеция вместо крепости, виктория вместо победы. А прошло время, и эти слова ушли. Почему? Потому что тогда это было нужно не столько языку, сколь-ко людям, чтобы доказать – я модный. Интересно посмотреть, какова будет судьба множества новых слов, употребляемых сейчас нынешним молодым поколением. Сохранятся ли они в языке, или уйдут за ненадобностью, освобождая место новым модным словечкам?.

9.

Рефлек-сия

  1. Услышали ли вы сегодня слова, смысл которых вы неправильно понимали, а сегодня узнали их точное значение.
  2. Назовите слова, происхождение которых кажется вам неожиданным?
  3. Перечислите заимствованные слова, кото-рые сегодня можно услышать в средствах массовой информации, но не представляет-ся возможным заменить на русские эквива-ленты?
  4. Всегда ли употребление заимствованных слов оправдано (с точки зрения их значения)?

Коллект

3-4 м

.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрический смысл производной.

Материал можно использовать как тренажёр на уроках....

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Производная и ее геометрический смысл

Теория с примерами решений....

«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».

Урок – изучения нового материала по духовному краеведению Подмосковья...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...