Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе "Притяжательные местоимения"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Демидкова Лариса Сергеевна

    Конспект открытого урока на муниципальном уровне по русскому языку в 6 классе "Притяжательные местоимения"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе по теме:

    «Притяжательные местоимения»

    Ход урока

    1. Приветствие, организационный момент, смайлики

    Звучит песня из фильма, дети входят в класс

    - Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, так чем лучше настроение, тем плодотворнее будет работа. У вас на партах лежат цветные кружочки. Нарисуйте на розовой стороне смайлик, отражающий ваше настроение. Спасибо. Отложите их в сторону.

    II. Актуализация и тема урока

    Для того, чтобы наш сегодняшний урок был плодотворным, нужно проверить, цел ли ваш багаж полученных ранее знаний, нигде вы их не растеряли?

    - Проверим домашнее задание. №472. Но сначала напомните мне, как пишутся отрицательные местоимения?  (поменять тетради, записать на доске число, классная работа)

    //-//-//-//-//-//-

    - Что такое местоимение?

    - Какие разряды местоимений вы уже знаете?

    - Ребята, скажите чья это ручка?

    - Правильно, Женина. А что может сказать Женя об этой ручке? Жень, она чья? (Моя).

    - Отлично.

    - Мы изучали с вами часть речи, которая указывает на принадлежность предмета кому-либо и отвечает на вопросы чей, чья, чьё? Что это за часть речи?

    - Правильно, притяжательное прилагательное. Приведите примеры притяжательных прилагательных. (лисий, мамин, вороний)

    - А слово МОЙ указывает, что предмет кому-то принадлежит?

    - Да, конечно! А кому он принадлежит, мы знаем? – Нет. Правильно.

    - А как называется часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его?

    - Правильно, местоимение.

    - Если слово МОЙ указывает на принадлежность предмета кому-то, но не называет, кому, то сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    - Верно, тема нашего сегодняшнего урока – ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. (слайд)

    III. Постановка целей (слайд)

    - Ребята, каковы же будут цели нашего урока?

    (Знать: что такое притяжательное местоимение.

    Уметь: находить их в тексте, отличать от других разрядов местоимений.)

    IV. Мультфильм про притяжательные местоимения

    V. Формирование умения находить притяжательные местоимения в тексте.

    Притча. (слайд)

       Два друга в течение многих дней шли по пустыне.

       Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину».

       Друзья продолжили свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

       Когда спасённый пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

       Первый спросил его:

    - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

       И друг ответил:

    - Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

    - Выпишите из текста местоимения, определите их разряд. Работаем в парах. Первая пара выписывает личные и неопределённые местоимения. Вторая пара выписывает все кроме личных и неопределённых.

    ( Самопроверка, слайд с выделенными местоимениями на доске)

    - Местоимения какого разряда в данном тексте встречаются в большем количестве? (Личные и  притяжательные)

    - Это не случайно. Лингвисты считают, что употребление личных и притяжательных местоимений придаёт речи оттенок искренности, задушевности. Они будто притягивают к себе. И мы не можем отнестись равнодушно к описываемым событиям.

    - Какова же основная мысль данного текста?  

    (Важно уметь прощать обиды. Плохое должно забываться, а хорошее должно жить вечно.)

    VI. Физкультминутка (на видеопроекторе)

    VII.  Формирование умения различать личные и притяжательные местоимения.

    Записать два предложения с местоимением ЕГО (личным и притяжательным)

     - Итак, возвращаемся к местоимениям. В тексте нам встретилось местоимение ЕГО.

    Его друг почувствовал боль. Первый спросил его.

    - Я утверждаю, что это личные местоимения. Аргументируя, выскажите своё согласие или несогласие со мной.

    (Учащиеся должны доказать, что это местоимения разных разрядов – притяжательное и личное).

    - Какие местоимения также могут быть притяжательными и личными? (Её, их)

    Задание: определите разряд местоимений его, её, их.

    1. Всё это было в его облике от носа до хвоста.
    2. Бим увидел, что страшный дядька испугался его.
    3. Бим обратил внимание на её слова.
    4. Бим привёл её к хозяину.
    5. Теперь мальчик сел на скамейку, а Бим лёг у его ног.

      Взаимопроверка (обмен тетрадями)

    VIII. Формирование умения верно употреблять притяжательные местоимения в речи.

    - Послушайте шуточное стихотворение. Какие ошибки в речи допускают герои этого стихотворения?

    Стихотворение   (слайд)

    Как-то раз во дворе из собачьей миски

    Пять чумазых поросят кушали сосиски.

    Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

    «Так съедите вы у пса весь обед евоный!»

    Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!

    Детям надо наполнять ихние желудки!»

    Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

    «Слушать я уже устал ейные упрёки.

    Детям всё прощают тут - дети хрюшками растут».

    (Местоимения евоный, ихние, ейные – это не литературная норма. Нужно говорить его, их, её).

    - Сейчас вы поработаете корректорами. Ваша задача устранить ошибки.

    IX. Притяжательные местоимения во фразеологизмах. (слайд)

    Учащиеся выполняют задания:

    1. Дайте толкование фразеологизмам.

    Добиться своего,  не в своей тарелке,        как свои пять пальцев,  не верить своим глазам,  своими словами,  своя голова на плечах .

      Не дословно; достигнуть желаемого; сильно удивляться, поражаться увиденному; способен решать что-либо самостоятельно; очень хорошо, основательно; чувствовать себя неудобно, не так, как всегда.

    1. Вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы.

     В этом доме я был впервые и чувствовал себя _________.

    Пересказать текст _________ непросто.

    Как же это ты не ответил на такой простой вопрос? Ведь эту тему ты знаешь __________.

    Я много занимался, читал и _________.

    Мне подсказки не нужны: у меня  _________.

    1. По рисункам угадайте фразеологизмы.

    X. Подведение итогов урока.

    - Достигли мы целей нашего урока?

    - Мы узнали…..

    - Мы научились…..

    XI. Оценки за урок

    XII. Домашнее задание. (слайд)

    Параграф 82, упражнение 476. (объяснить, что падеж притяжательного местоимения определяем по существительному)

    XIII. Рефлексия

    Наш урок подошёл к концу, изменилось ли ваше настроение? Нарисуйте его на другой стороне кружочка.

    Список литературы:

    1. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011
    2. Белый Бим Черное ухо. Троепольский Г.Н. – Издательство: АСТ
    3. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь. – Издательство: Просвещение, 2013
    4. Аркадий Хайт. Стихотворения./ http://ru.wikipedia.org/
    5. http://images.yandex.ru/

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

    Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

    Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

    В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

    конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

    конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

    Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

    Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Местоимение. Повторение и обобщение"

    Тема урокаМестоимение (повторение и обобщение), 6 классТип урокаОбобщения и систематизации изученного материалаЦели урока-- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний ...