Доклад на тему «Урок русского языка в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО в 5-х классах»
материал по русскому языку
Урок русского языка в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО в 5-х классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Урок русского языка
в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО
в 5-х классах»
Бахтеевой Алсу Аббясовны
Домодедово
10 октября 2014 года и на базе нашей школы был проведен урок русского языка в 5 классе по теме «Сжатое изложение».
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему должна состоять из нескольких шагов, на которые я и опиралась.
1 – й шаг. Определение нового. Я четко определила, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это способы сжатия текста (понятия). Конечным результатом работы над изложением должен был стать алгоритм.
Первый шаг – это и есть те самые формы достижения предметных целей, которые ставит перед собой учитель.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации (этап постановки учебной задачи). Здесь пятиклассники самостоятельно определили цель урока (научиться сжимать текст, написать сжатое изложение). До этого, во время актуализации знаний, была установлена связь с предыдущей темой – «Текст» (повторение полного определения текста и его признаков). Постепенно от общей темы обучающиеся подошли к частной – сжатие текста, «Сжатое изложение». Просмотр фрагмента урока1.
3 – й и 4-й шаги. Планирование действий и планирование решений. Когда проблема урока была сформулирована, началась коммуникация. Эти шаги совпали с этапом открытия нового знания, на котором пятиклассники самостоятельно определили, каким образом можно уменьшить объем текста, при этом сохранив микротему. Здесь большую роль сыграл подводящий диалог по поиску решения проблемы. В итоге ребята сумели выявить и способы сжатия, в чем перед подготовкой к уроку я сомневалась. Здесь, несомненно, помогли глаголы, которые вводились в процессе работы – исключили, обобщили. И от них ребята уже образовали существительные – исключение и обобщение. Дети доказывали, почему они исключают, обобщают некоторые предложения в тексте. Просмотр фрагмента урока 2.
5 – й шаг. Планирование результата. В результате работы ученики сами структурировали полученные знания: проговорили способы сжатия текста и алгоритм работы над сжатым изложением. Просмотр фрагмента урока 3.
Цели урока, поставленные мной, были достигнуты.
1)Предметные: научиться применять способы сжатия текста; выделять главное в тексте, используя приемы сжатия. Уметь давать полные ответы на поставленные вопросы.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
На уроке использовались современные образовательные технологии – проблемно-диалогические, ИКТ, технологии здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
Методы контроля и оценки позволили проявить достижение результатов специальными приемами:
- фиксация результатов устного фронтального опроса;
- анализ продуктов деятельности обучающихся по окончании урока – работа с выделителем, записи на черновиках и в тетрадях (по окончании второго урока по данной теме);
-составление алгоритма работы над сжатым изложением;
- самооценка и взаимооценка учащихся в виде устных ответов и с помощью светофора.
Результаты на уроке продемонстрировали более половины учащихся. 17 человек из 23 отвечали. При этом хочу заметить, что отвечали на уроке и те ребята, которые обычно активности не проявляют, а н здесь они смогли доказать свою позицию (двое учеников). Отдельные обучающиеся (4 человека), показывающие высокий уровень знаний по русскому языку, достаточно представили свои знания.
Без знания способов сжатия текста и алгоритма написания сжатого изложения обучающиеся не смогут овладеть важным видом работы - сжатым изложением, которое требуется написать на экзамене в 9 классе. Использование аудиозаписи на уроке считаю очень актуальным именно при написании сжатого изложения. Я считаю, что детей надо готовить с 5 класса к восприятию текста на слух в аудиозаписи, так как на ОГЭ именно так они будут воспринимать предложенный для изложения текст. Художественное чтение в начале урока заинтересовало и оживило детей.
В начале урока неслучайно так подробно спрашивала ребят, что такое тема и основная мысль. Считаю, что необходимо постоянно работать над этими понятиями, так как их обучающиеся путают (и это было заметно в начале урока).
Если говорить о сжатом изложении в целом, на мой взгляд, это одна из самых сложных тем, которая ограничивает учителя в выборе форм и приёмов работы. Текст, подобранный для сжатия, взят из учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.Т.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». В результате работы пятиклассники выводят не все способы сжатия, а лишь те, которые приемлемы для их возраста и уровня развития по предмету. Такой способ сжатия, как упрощение, в данном тексте можно было использовать, переведя прямую речь в косвенную, но тема «Прямая речь» изучается по программе позднее (урок №47, 10 – 15 ноября).
На уроке были выбраны следующие формы взаимодействия обучающихся: с учителем - фронтальная работа, с одноклассниками – самостоятельная работа в парах. На данном уроке я обратила внимание, что не все обучающиеся умеют работать в парах, хотя парную работу я на уроках применяю.
Определение целей урока и их достижение, выведение понятий и алгоритмов позволило учащимся увидеть собственную значимость в процессе познания. Во время физкультминутки ребята отдохнули, а этап рефлексии позволил каждому желающему высказаться и самостоятельно оценить себя на уроке. Просмотр фрагмента урока 5. Самооценка и взаимооценка, на мой взгляд, - это важный момент урока, но, как показывает практика работы в данном классе, только несколько ребят(трое) способны оценить прямо на уроке вслух себя и других. Просмотр фрагмента урока 4.
Сложность и объём подобранного материала соответствовали возможностям обучающихся данного класса. Предполагалось, что на первом уроке обучающиеся успеют написать изложение на черновик и полученный текст будет зачитан в конце этого урока. Я считаю, что затянутой оказались части урока, когда ребята объясняли отличие темы и основной мысли текста и оценивали друг друга, поэтому готовый текст, составленный на черновике, не прозвучал. Работа над черновиком изложения была продолжена на следующем уроке, на этом же уроке текст был переписан на чистовую в тетрадь по развитию речи.
Проанализировав урок полностью, я поставила перед собой цели на будущее:
- при работе над текстами упражнений в дальнейшем необходимо совершенствовать навыки по определению темы и основной мысли и умение разграничивать эти понятия;
- обращаться чаще к парной и групповой работе, чтобы ребята умели взаимодействовать друг с другом;
- при работе над следующим сжатым изложением обязательно вспомнить алгоритм (раздать его всем в печатном виде) и способы сжатия текста, начать опрос с тех обучающихся, которые на данном уроке не отвечали;
- при наличии времени обращаться к краткой биографии авторов, к иллюстрациям художников к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "урок английского языка в рамках ФГОС"
ДОКЛАД НА КАФЕДРЕ...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)
Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)
Цель представляемого материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.Задачи: -выявить, что может обеспечить нестандартную...
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы" (обобщение опыта)
Описание использования различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы, целью которых является развитие творческих способностей учащихся....
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта
Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы....
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...
Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)
Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общег...