Доклад на тему «Урок русского языка в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО в 5-х классах»
материал по русскому языку

Алсу Аббясовна Бахтеева

Урок русского языка в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО в 5-х классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Урок русского языка

в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО

в 5-х классах»

Бахтеевой Алсу Аббясовны

Домодедово

         

10 октября 2014 года и на базе нашей школы был проведен урок русского языка в 5 классе по теме «Сжатое изложение».

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему должна  состоять из нескольких шагов, на которые я и опиралась.

   1 – й шаг. Определение нового. Я  четко определила, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это способы сжатия текста (понятия). Конечным результатом работы над изложением должен был стать алгоритм.

  Первый шаг – это и есть  те самые формы достижения предметных целей, которые ставит перед собой  учитель.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации  (этап постановки учебной задачи).  Здесь  пятиклассники самостоятельно определили цель урока (научиться сжимать текст, написать сжатое изложение).  До этого, во время актуализации знаний,  была установлена связь с предыдущей темой – «Текст» (повторение полного определения  текста и его признаков). Постепенно от общей темы обучающиеся подошли к частной – сжатие текста, «Сжатое изложение». Просмотр фрагмента урока1.

3 – й и 4-й шаги. Планирование действий и  планирование решений. Когда проблема урока была сформулирована, началась коммуникация. Эти шаги совпали с этапом открытия нового знания, на котором пятиклассники самостоятельно определили, каким образом можно уменьшить объем текста, при этом сохранив микротему. Здесь большую роль сыграл подводящий диалог по поиску решения проблемы. В итоге ребята сумели выявить  и способы сжатия, в чем перед подготовкой к уроку я сомневалась. Здесь, несомненно, помогли глаголы, которые вводились в процессе работы – исключили, обобщили. И от них ребята уже образовали существительные – исключение и обобщение. Дети доказывали, почему они исключают, обобщают  некоторые предложения в тексте. Просмотр фрагмента урока 2.

           5 – й шаг. Планирование результата.  В результате работы ученики сами структурировали полученные знания: проговорили  способы сжатия текста и алгоритм работы над сжатым изложением. Просмотр фрагмента урока 3.

  Цели урока, поставленные мной, были достигнуты.

1)Предметные:  научиться применять способы сжатия текста;  выделять главное в тексте, используя приемы сжатия. Уметь давать полные ответы на поставленные вопросы.

2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению   словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

        На уроке использовались современные образовательные технологии – проблемно-диалогические, ИКТ, технологии здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

  Методы контроля и оценки позволили проявить достижение  результатов специальными приемами:

- фиксация результатов устного фронтального опроса;

- анализ продуктов деятельности обучающихся по окончании урока – работа с выделителем, записи на черновиках и в тетрадях (по окончании второго урока по данной теме);

-составление алгоритма работы над сжатым изложением;

- самооценка и взаимооценка учащихся в виде устных ответов и с помощью светофора.

Результаты на уроке продемонстрировали более половины учащихся. 17 человек из 23 отвечали. При этом хочу заметить, что отвечали на уроке и те ребята, которые обычно активности не проявляют, а н здесь они смогли доказать свою позицию (двое учеников). Отдельные обучающиеся (4 человека), показывающие высокий уровень знаний по русскому языку, достаточно представили свои знания.

  Без знания способов сжатия текста и алгоритма написания сжатого изложения обучающиеся не смогут овладеть важным видом работы - сжатым изложением, которое требуется написать на экзамене в 9 классе.            Использование аудиозаписи на уроке считаю очень актуальным именно при написании сжатого изложения. Я считаю, что детей надо готовить с 5 класса к восприятию текста на слух в аудиозаписи, так как  на ОГЭ именно так они будут воспринимать предложенный для изложения текст. Художественное чтение в  начале урока  заинтересовало и оживило детей.

В начале урока неслучайно так подробно спрашивала ребят, что такое тема и основная мысль. Считаю, что необходимо постоянно работать над этими понятиями, так как их  обучающиеся  путают (и это было заметно в начале урока).

   Если говорить о сжатом изложении в целом, на мой взгляд, это одна из самых сложных тем, которая ограничивает учителя в выборе форм и приёмов работы. Текст, подобранный для сжатия,  взят из учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.Т.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». В результате работы пятиклассники выводят не все способы сжатия, а лишь те, которые приемлемы для их возраста и уровня развития по предмету. Такой  способ сжатия, как  упрощение, в   данном тексте можно было использовать, переведя прямую речь в косвенную, но тема «Прямая речь»  изучается  по программе позднее (урок №47,  10 – 15 ноября).

        На уроке были выбраны следующие формы взаимодействия обучающихся: с учителем - фронтальная работа, с одноклассниками – самостоятельная работа в парах. На данном уроке я обратила внимание, что не все обучающиеся умеют работать в парах, хотя парную   работу я на уроках применяю.

 Определение целей урока и их достижение, выведение понятий и алгоритмов позволило учащимся увидеть собственную значимость в процессе познания. Во время физкультминутки ребята отдохнули, а этап рефлексии позволил каждому желающему высказаться и самостоятельно оценить себя на уроке. Просмотр фрагмента урока 5. Самооценка и взаимооценка, на мой взгляд, - это важный момент урока, но, как показывает практика работы в данном классе, только несколько ребят(трое) способны оценить прямо на уроке вслух себя и других. Просмотр фрагмента урока 4.

   Сложность и объём подобранного материала соответствовали возможностям обучающихся  данного класса. Предполагалось, что на первом уроке обучающиеся успеют написать изложение на черновик и полученный текст будет зачитан в конце этого урока.  Я считаю, что затянутой оказались части урока,  когда ребята объясняли отличие темы и основной мысли текста и оценивали друг друга, поэтому готовый текст, составленный на черновике, не прозвучал.  Работа над черновиком изложения была продолжена на следующем  уроке,  на этом же уроке текст был переписан на чистовую в тетрадь по развитию речи.

Проанализировав урок  полностью, я поставила перед собой  цели  на будущее:

- при работе над текстами упражнений в дальнейшем необходимо совершенствовать навыки по определению темы и основной мысли и умение разграничивать эти понятия;

- обращаться чаще к парной и групповой работе, чтобы ребята умели взаимодействовать друг с другом;

- при работе над следующим сжатым изложением обязательно вспомнить алгоритм (раздать его всем в печатном виде)  и способы сжатия текста,  начать опрос с тех обучающихся, которые на данном  уроке не отвечали;

- при наличии времени обращаться к краткой биографии авторов, к иллюстрациям художников к произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)

Цель представляемого  материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.Задачи:     -выявить, что может обеспечить нестандартную...

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы" (обобщение опыта)

Описание использования различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы, целью которых является развитие творческих способностей учащихся....

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта

Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы....

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)

Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общег...