Главные вкладки

    Как правильно написать сочинение ЕГЭ по русскому языку - памятка для учащихся
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

    Гильманова Светлана Станиславовна

    В памятке для учащихся имеется план написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с подробными пояснениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chasti_soch.ege-pamyatka_dlya_uch-sya.docx18.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

    1. Формулировка проблемы

         ▪ Что такое проблема? Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

         ▪ Как её выявить?

         1. Определить тему текста (о чем текст?). Например, в тексте говорится о войне.

         2. Спросить себя: какой вопрос, аспект в этой теме волнует, интересует автора больше всего? Например, в тексте о войне автор рассуждает об участии женщин в войне, или о партизанском движении, или о тружениках тыла и т. д. Это и есть проблема(ы).

         ▪ Как сформулировать проблему?

         1. Оценить объект проблемы, т. е. ответить на вопрос: что это за проблема? Например, проблема отцов и детей, проблема одиночества, проблема участия женщин в войне.

         2. Сформулировать вопрос: почему женщины участвовали в войне? какой вклад они внесли в общую победу? насколько необходимым было участие женщин в войне?

         ▪ Как словесно оформить выявленную проблему?

         Проблемы бывают сложные, трудные, важные, серьезные, глубокие, актуальные, главные, злободневные, острые, назревшие, философские, наболевшие, идеологические, социальные, национальные, международные.

         Можно коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание проблеме, думать, работать над проблемой.

    Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

         Первый абзац сочинения может начинаться так:

         В данном тексте автор затрагивает проблему …

         В данном отрывке рассматривается вопрос …

         Данный фрагмент посвящен размышлениям о …

         В данном тексте автор задается вопросом о …

         ………………….? …………………? Этим вопросам посвящен данный текст.

         

    II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

         Комментарий в сочинении – это логический переход от формулировки проблемы к изложению

    авторской позиции по данной проблеме!

         ● Что значит «прокомментировать проблему»? Это значит объяснить текст, его смысловые части, проследить за ходом авторской мысли. Комментарий сформулированной проблемы показывает, насколько глубоко и полно мы понимаем эту проблему, ее аспекты, намеченные автором текста.

                   Важно: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст:

                   - нужно привести 2 примера из текста, иллюстрирующие ту проблему, которую вы сформулировали в начале своего сочинения;

              - пояснить значение каждого примера;

                   - указать смысловую связь между ними.

         Важно: нельзя подменять комментарий пересказом:

    - пересказывая, мы говорим о том, что делают герои;

    - комментируя, мы говорим о том, что делает автор!

         ● Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

          - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому?

         ● Как словесно оформить комментарий? 

           Рассматривая данную проблему, И.И. Иванов уделяет особое внимание ______.  В понимании автора, ______. Проблему______ автор раскрывает на примере ______. Не менее важным писатель считает ____. И.И. Иванов рассказывает яркую, поучительную историю о _______. С ее помощью автор убеждает читателя в _______. Описывая эти события, автор наталкивает нас на мысль о ______. Данный пример из жизни позволяет автору выразить следующую мысль: ______. Автор не случайно подчёркивает, что ________. Значительная часть текста посвящена вдумчивым размышлениям о ________. Автор старается ответить на такие важные вопросы, как _______. Кроме того, в тексте убедительно (эмоционально/образно) говорится о ________. Писатель восхищается______________.

    III. Позиция автора текста

         Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос.

         Если проблема формулируется в виде повествовательного предложения (например, «В тексте

    затрагивается проблема равнодушного отношения врачей к пациентам»), то, выявляя позицию автора, надо

    ответить на вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? как автор оценивает      описываемую ситуацию, поступки героев?

         Как словесно оформить позицию автора? 

        По мнению автора, _________________.

        Позиция автора текста такова: ____________________.

        Позиция автора заключается в том, что _____________.

    IV. Позиция автора сочинения + обоснование этой позиции

         В этом абзаце необходимо выразить свое согласие или несогласие с мнением автора текста, а также объяснить, почему вы согласны или не согласны.

        Я согласен с мнением (позицией) автора, потому что считаю: _______________.

        Я согласен с автором, так как ___________________.

         Далее необходимо привести аргумент в виде конкретного факта из жизни, литературы, истории, СМИ и т. д.

         Я могу доказать свое мнение, опираясь на пример(ы) из литературы…

         Мысль о том, что …………………, доказывает пример из истории…   

         Кроме того, свою позицию я могу доказать (подтвердить) примером из жизни.

         Литературный аргумент должен состоять из:

         1) указания на событие или героя, который выбирается в качестве аргумента (обязательно упомянуть автора и название произведения, иначе аргумент не будет засчитан), краткое описание событий или той черты героя, которая приводится в пример - Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», задается вопросом о пределах собственной свободы;

                     2) краткого анализа героя или эпизода (одно предложение или несколько, раскрывающее (-их) суть той  

                черты героя или того события, которое указано в предыдущем предложении) - Раскольников в поисках  

                ответа на этот вопрос разработал целую теорию и даже совершил преступление. Он считал, что ради

                благородной цели один человек может позволить себе убить другого, если от этого другого нет никакой

                пользы обществу;

                     3) вывода, объясняющего, почему именно данный герой или данное событие приведены в качестве

                аргумента - Но Достоевский утверждал, что данная теория бесчеловечна и очень опасна, поскольку

                разрешает любому человеку распоряжаться жизнью других. Авторская позиция в романе отражена в  

                образе Сони Мармеладовой.

    V. Вывод

                     При формулировке вывода необходимо опираться на проблему, позицию автора и мнение экзаменуемого. Вывод – это поясняющее предложение, в котором другими словами говорится о том же, о чем вы уже писали в предыдущих абзацах.

                     Итак, _____________________.

                    Таким образом, __________________________.

       В заключение хочется сказать: _________________________.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

    Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

    Проблемы сочинений ЕГЭ по русскому языку

    Хороший  материал для подготовки к ЕГЭ части С(сочинение)...

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С)

    Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ по русскомому языку...

    Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения

    Данная презентация  рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...

    Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

    Подготовка учащихся к сочинению ЕГЭ по русскому языку...