Памятка для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
материал по русскому языку (11 класс)

Памятка поможет выпускникам пошагово писать сочинение ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_sochinenie_ege.docx165.21 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению ЕГЭ

  1. Внимательно прочитайте текст, определите ведущий тип речи: повествование или рассуждение.

  1. Если повествование, на черновике запишите ответы на вопросы:

Кто?

Где?

Когда?

Что происходит?

  1. Прочитайте текст 2-й раз, подчеркните субъективные ключевые слова.

  1. Ответьте на вопрос: Над чем размышляет автор? Это проблема текста.

    Сформулируйте проблему текста  виде повествовательного предложения  (проблема чего?) (Проблема важности быть кому-то нужным и полезным)

или в виде вопросительного предложения (Что дает ощущение нужности и полезности?).

  1. Клише для формулирования проблемы текста:

                                   В виде повествовательного предложения

  • В предложенном для анализа тексте  NN рассматривает проблему (чего?).
  • В предложенном для анализа тексте  NN поднимает проблему (чего?).
  • В своем тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?).
  • В тексте NN затрагивает проблему (чего?).
  • Предложенный для анализа текст посвящен проблеме (чего?)
  • В тексте NN затрагивается проблему (чего?).
  • В тексте NN поднимается проблему (чего?).
  • В тексте NN рассматривается проблем (чего?).

                                      В виде вопросительного предложения

  • Как (почему, какую роль, какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.
  • Как (почему, какую роль ,какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Эту сложную проблему поднимает в своем  тексте NN.
  • Как (почему, какую роль ,какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Ответ на этот вопрос ищет в своем тексте NN.
  1. Примите к сведению

Часто возникают сложности в выявлении проблемы в художественном тексте.

             

                   Алгоритм выявления проблемы художественного текста

  1. Собираем материал для комментария (2 примера-иллюстрации + пояснение каждого примера).

Для этого отвечаем на вопрос: «Что делает автор для раскрытия проблемы?»

  • На каких примерах в тексте автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Какие высказывания заслуживают особого внимания?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя.

                                              Используем клише

  •  Размышляя над проблемой,  писатель(публицист)вспоминает случай, рассказывает историю
  •  Предлагая на обсуждение вопрос, писатель(публицист) приводит факты из биографии
  •  На примере случае из жизни NN показывает
  • Вовлекая читателей в совместные размышления над проблемой, писатель(публицист)  приводит данные научных исследований

                                                  обращается к героическим событиям

                                            делится любопытными жизненными наблюдениями

  •  Чтобы разобраться в этом злободневном вопросе,  писатель(публицист) анализирует причины
  • Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу писатель (публицист) рассказывает о непростых взаимоотношениях

  1. Поясняем каждый пример:
  • Этот случай заставил автора задуматься о том, почему
  • Анализируя факты из биографии, писатель (публицист) высказывает предположения
  • В размышлениях автора звучит мысль
  • NN приводит…,  подтверждающие мысль
  1. По возможности не только описываем действия автора, но и характеризуем чувства, вызванные теми или иными жизненными событиями.

Используем клише:

  • Автор с  возмущением
  • негодованием
  • нескрываемой тревогой
  • искренним недоумением
  • нескрываемым волнением
  • Автор осуждает(одобряет) героя
  • Публицист поражен поступком
  • Автор восхищается людьми, которые
  • Автор текста выражает свою обеспокоенность
  1.  Завершаем комментарий

                                                         Клише

  • Свои рассуждения писатель(публицист) завершает справедливым выводом о том, как важно
  • Поэтому автор текста призывает читателей
  • Поэтому автор текста напоминает всем нам:
  • Знакомя читателей с противоположными точками зрения на задачи…,  NN предлагает каждому из нас задуматься над проблемой и самому решать какие
  1.  Устанавливаем смысловую связь между примерами. 

Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста.

Основные виды смысловой связи:

противопоставление

 сопоставление, сравнение

 причина

 следствие

 детализация, дополнение

 подтверждение

 объяснение

 аналогия

 уступка

 и др.

    Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями?
Это значит ответить на вопрос: как эта взаимосвязь примеров-иллюстраций влияет на понимание аспектов сформулированной проблемы текста?

                              Возможная схема анализа смысловой связи

                    Автор (смысловая связь)               Анализ смысловой связи

противопоставляет… что чему?                       1.Зачем? С какой целью?

сравнивает… что с чем?                                    2. Как это помогает      конкретизировать сопоставляет… что с чем?                                                                            раскрыть                                                                                                                                                                          

указывает на причину…чего?                                                                    понять

указывает на условие… ?                                                                       расшифровать и

указывает на уступительные отношения…              проблему,     авторскую позицию                                                                                                                          

даёт определение…чему?                                          авторский замысел, характер героя                                                                

 детализирует… что                                                    поступки,  поведение героя   и т.д.                                                                                                                            

дополняет сказанное…  чем?                                                                                                                                                  

  1.  Формулируем  авторскую позицию  (кратко,  1-2 фразами.  Помним, что авторская позиция и мнение героя-рассказчика не всегда  совпадают).

                Ответ на проблемный вопрос есть авторская позиция

  • Авторская позиция в публицистическом тексте часто выражена прямо.
  • В художественном тексте позиция автора часто «вытекает» из содержания текста, так что ее нужно сформулировать самостоятельно.                                                                      

                                                             

Используем клише

Авторская позиция выражена прямо:

  • Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «цитата». Автор убежден: разъяснение смысла цитаты.
  • Автор текста, оставляя читателям право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Автор убежден:…
  • Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Авторская позиция выражена косвенно:

  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…
  • Позиция автора относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтение текста. Автор,  рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…
  • Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN…

  1.  Выражаем свою точку зрения (согласие-несогласие)
  • Согласие-несогласие – это тезис, который следует аргументировать.
  • Тезис должен быть по проблеме,  обозначенной в начале сочинения и логически связан с позицией автора.

Клише для выражения согласия:

  • Я согласен с позицией автора текста и считаю…
  • Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден в том, что…
  • С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что
  • Мне кажется убедительным мнение автора о том, что…

Клише для выражения несогласия (в случае несогласия и полемики с автором не должно быть грубых выражений, оскорблений, иначе снизится 1 балл за соблюдение этических норм).

  • В основном я соглашаюсь с точкой зрения автора исходного текста, но хочу выразить свою точку зрения…
  • В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…

                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ

Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ

Данная презентация содержит материал,обучающий написанию сочинению-рассуждению ОГЭ задания типа 2.1 и 2.2....

Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения

Данная презентация  рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...

Шаблон написания сочинения- рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ

Данный шаблон даёт возможность обучить учащихся 10-11 классов написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ....

Мастер-класс для учащихся 11 классов "Написание сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе"

Целью данного мастер-класса является подготовка учащихся к успешному написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (успешному выполнению второй части единого государственного экзамена по русскому ...

Алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм представляет из себя план написания сочинения. Представлены фразы-клише для составления вступления, вывода. Есть образец написания сочинения....