Главные вкладки

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pisat_kommentariy_v_sochinenii.docx26.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как писать комментарий к сочинению ЕГЭ 2017года?
    Друзья, казалось бы, мы не первый год пишем комментарий в сочинении ЕГЭ (задание 25). Но в этом году ФИПИ, добавив один балл за хорошо написанный комментарий (К2), усложнил эту работу. Взятую вами проблему необходимо не только прокомментировать с позиций исходного текста, подчеркнув чувства, которые испытывает автор, но и привести 2 примера из текста, иллюстрирующие поднятый вопрос. Согласно рекомендациям И.П.Цыбулько, руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольно измерительных материалов, (http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/2021-metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-k-ege-po-russkomu-yazyku-v- ), это можно сделать тремя способами. Рассмотрим их.
    Возьмем вот такую проблему текста (текст смотрите ниже):
    Что выпало на долю детей Ленинграда - вот проблема, над которой размышляет Л.Пожедаева.
    СПОСОБЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ
    1 способ. При помощи цитирования
    Данный вопрос автор раскрывает на примере рассказа героини о том, как тяжело ей жилось в годы Великой Отечественной войны. Вникая в строки этого текста, сразу понимаешь, почему, спустя пять лет после Победы, девочка всё ещё не могла забыть «о гибельной голодной жизни» в Ленинграде, «о страшной дороге по Ладожскому озеру», о тех чудовищных днях, которые ей пришлось пережить. Л.Пожедаева убедительно рассказывает о том, что война, заставив увидеть и перечувствовать «тогда уже так много», изменила всё в жизни ребёнка, искалечила её детство, сделала «малолетнею старухой». 

    2 способ. При помощи указания на абзацы
    Автор очень убедительно рассказывает о том, что вынесли дети блокадного Ленинграда. В абзаце 2 повествуется о страшной дороге через Ладожское озеро, о той «безвыходной обречённости», которую испытали и взрослые, и дети. А постоянный голод и мысли девочки о хлебе, которыми завершается абзац 3? Разве можно такое забыть?!

    3 способ. При помощи указания номеров строк
    (Посчитать строки у меня не получилось, поэтому сделала с указанием на номера предложений.)
    Автор, рассуждая о трагической судьбе детей блокадного Ленинграда, говорит о том, что они раньше времени превращались не во взрослых, а в стариков (предложение 13). А как убедительно она передает мысли маленькой девочки о голоде (предложение 23). Вот только два небольших примера, показывающие, что жизнь юных ленинградцев в годы блокады была страшной

     (1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
    (З)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.
    (12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.
    (13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.
    (18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.
    (З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...
    (34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.
    (36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.
    (37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания — это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

    (По Л. Пожедаевой *)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

    Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

    Тексты по актуальным проблемам для подготовки к части С на ЕГЭ по русскому языку

    В этом файле собрано несколько текстов на актуальные проблемы...

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...

    К вопросу о принципах подбора текстов для ЕГЭ по русскому языку

    В статье проводится сопоставление адаптированного текста В.Вересаева, предложенного выпускникам на ЕГЭ в 2014 году, и отрывка из воспоминаний писателя "В годы юности", соответствующего  тексту ЕГ...

    Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения

    Данная презентация  рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...

    Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

    Подготовка учащихся к сочинению ЕГЭ по русскому языку...

    Как правильно написать сочинение ЕГЭ по русскому языку - памятка для учащихся

    В памятке для учащихся имеется план написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с подробными пояснениями....