Главные вкладки

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

    Рубцова Анна Даниловна

    Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kommentarii_k_kriteriyam_otsenivaniya.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комментарии к критериям оценивания

    Критерии

    К1

    Учитывать ошибки в понимании текста и, как следствие,  в формулировке проблемы.

    К2

    1. Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер: текстуальный (экзаменуемый объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы) и концепционный (опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации).
    2. Проблемы могут быть:

    а) свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

              б) представлены при изложении собственной точки зрения с

              опорой на предложенный текст.

    1. Неглубокое понимание проблематики проявляется в следующих случаях:
    1. воспринята и прокомментирована только часть проблемы (или проблем), поднятой автором;
    2. проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно и/или противоречиво, что нельзя судить о их адекватном восприятии.

    К3

    1. Не должно быть фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
    2. Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

    К4

    1. Оценку нравственной позиции экзаменуемого эксперт не даёт.
    2. Форма выражения мнения экзаменуемого может быть:

           а) эксплицитной, когда автор сочинения чётко формулирует свою позицию и

           объясняет её;

           б) имплицитной, когда позиция прямо не выражена отдельными фразами, но

           отношение к проблеме достаточно ясно передано и мотивировано через общий    

           модальный план высказывания (оценочную лексику, риторические вопросы и т. п.).

    1. Так как проблемы, которые рассматривает, осмысливает ученик, включены в нравственную парадигму нашей культуры, смысл аргументации для ученика должен заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы.
    2. Типы аргументов:
    1. Логические (факты, выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы), законы природы, статистика, данные экспериментов, положения юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев).
    2. Иллюстративные аргументы – примеры, объясняющие понимание тезиса, доказывающие  его правильность (!!!). Может быть:

    а) конкретный пример:

    -  пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

     – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

    б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

    1. Ссылки на авторитет:

    – мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля и т.п.;

    – цитата из авторитетного источника;

    – мнение специалиста, эксперта;

    – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

    – мнение очевидцев;

    – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

    – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

    1. Необходимо установить соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

    К5

    Сочинение может быть классическим трёхчастным, т. е. состоять из вступления, главной части и заключения, может быть представлено одной микротемой и может, напротив, члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. !!! Главное условие – не допускать нарушения смысловой цельности и связности высказывания, поскольку именно связность – обязательный признак текста.

    Типичные логические ошибки, нарушающие смысловую целостность текста:

    1. отсутствуют средства связи между сверхфразовыми единствами или внутри них (читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы, чтобы проследить за ходом мысли автора сочинения);
    2. при рассуждении аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств и т. п.;
    3. при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;
    4. многократно нарушается связность и логичность в построении предложения.
    5. вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания (полные или неполные предложения).

    К6

    Необходимо учитывать:

    1. точность словоупотребления;
    2. незасорённость речи словами и выражениями, чуждыми литературному языку.;
    3. чувство функционального стиля, владение средствами  выразительности, свойственными тому или иному стилю;
    4. богатство или ограниченность словарного объёма;
    5. синтаксическое однообразие.

    К7

    орфография оценивается по трёхбалльной шкале:

    0 ошибок (1 негрубая) – 3 б.

    1-2 ош. – 2 б.

    3-4 ош. – 1 б.

    К8

    0 ошибок (1 негрубая) – 3 б.

    1-3 ош. – 2 б.

    4-5 ош. – 1 б.

    К9

    К10

    К11

    Проявление  речевой агрессии, недоброжелательности,  высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, жаргонные слова и обороты.

    К12

    Ошибки в фоновом материале.

    ! Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы сочинений ЕГЭ по русскому языку

    Хороший  материал для подготовки к ЕГЭ части С(сочинение)...

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С)

    Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ по русскомому языку...

    Критерии оценивания сочинения-рассуждения по русскому языку на экзамене в 9 классе

    Даются критерии оценивая сочинения-рассуждения к заданиям 15.1, 15.2, 15.3...

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)

    Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...

    Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

    Подготовка учащихся к сочинению ЕГЭ по русскому языку...

    «Результаты ВПР. Критерии оценивания учебных достижений по русскому языку».

    В презентации представлен анализ ВПР по русскому языку. Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы выявить сильные и слабые места в препо...

    Критерии оценивания результатов обучения по русскому языку

    laquo;Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:...