Правописание гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Ермакова Наталия Ивановна

Тема: «Правописание гласных в корне слова».

Цели урока:

- развить навыки самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

- обобщить знания по курсу орфографии и пунктуации; закрепить навыки написания безударных и чередующихся гласных в корне;

- развить умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными», диагностические карточки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи, учебник  В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко «Русский язык 10-11 классы».

Ход урока.

                                           I.Синтаксическая пятиминутка.

II. Сообщение темы урока

1. Запись темы, постановка задач урока. Составление прогноза своего успеха.

Прочитайте ещё раз тему, что вы можете сказать о ней:

                -Я знаю это хорошо.

- Кажется, я помню не всё.

- Вспоминаю с трудом.

Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете выполнить задания по этой теме. Запомните её, в конце урока проверите верность своего прогноза.

 

   
 

2. Проведем диагностическую работу и посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал, изученный в 5-9 классах. Каждый ученик получает карточку со словами и таблицей, которые нужно разнести по графам, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока.

Д..лина, к..ричневый, бог..тство, прик..сновение, п..стух, б..гровый, д..кумент,  з..ри, прил..гательное, пл..вцы, пром..каемый, д..леко, в..новатый, опт..мизм, ед..ничный, эксп..римент, расф..совать, предл..жение, уб..рать.

Слова с проверяемыми безударными гласными Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными Слова с чередующимися гласными

После выполнения задания на каждую парту дается ключ для самопроверки

Слова с проверяемыми безударными гласными Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными Слова с чередующимися гласными

удаляться коричневый прикасаться

обогащать багровый зарево

тряска документ предложение

долина дирижировать пловчиха

далекий оптимизм промокашка

единица эксперимент положение

обледенение расфасовать вытереть

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме: 0-1 ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок-«3», более 5 ошибок- «2». Поставьте себе оценку под таблицей.

3. Работа в группах. Сформулируйте правила написания безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне, используя примеры из выполненного вами задания, назовите условия написания чередующихся гласных. (Для проверки выполненной работы выбирается одна группа, остальные сверяются со своими выводами, дополняют, исправляют).

( Учитель дополняет ответы учеников, если они были неполными)

1) Ещё раз остановимся на изученных правилах и закрепим их.

Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: лес- лесной, сосна-сосны. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучаниюполАскакть ( собаку)-пополОскать ( белье).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)2) В русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю.

3) В некоторых корнях наблюдается чередование гласных.

(От чего может зависеть написание чередующихся гласных в корне слова?)

Условия написания чередующихся гласных в корне:

- ударение;

- буква, следующая за гласной;

- суффикс - а -, следующий за корнем;

- лексическое значение слова.

4. Поработаем с учебником. Обобщение и систематизация материала по теме: « Правописание  гласных в корне слова».

Работа с таблицами (стр.97-100)

Назовите известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу..

Условия написания гласных в корне Корни с чередующимися гласными

ударение суффикс буква, следующая за гласной Значение слова Вопросы, помогающие провести обобщение знаний по правописанию корней с чередующими гласными:

- Назовите гласные, которые могут чередоваться в корне.

- От каких условий зависит выбор нужных гласных?

- Назовите корни, правописание которых зависит от ударения (суффикса, буквы, следующей за гласной, значения слова)

5. Физкультминутка

6. Закрепление знаний.

-Выполнение упр.136(п.)

-Взаимопроверка: обменяйтесь карточками с выполненными заданиями и исправьте ошибки.

7. Составьте слово.

1. Возьмите от слова «приход» приставку.

2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «гора, гореть, чары, документ»

3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «увидеть».

4.Возьмите от глагола «вертелась» суффикс прошедшего времени.

5. Добавьте окончание от слова «орфограмма».

Какое слово у вас получилось?

Ключ к заданию

Пригорела

Найдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.

8. Выполним тестовые задания на данную тему, соответствующие заданиям на ЕГЭ.

1)В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

А) Р..сток, предпол..жить, насл..ждение.

Б) Пост…лить, пог..релец, сл..жение.

В) Обж..мать, к..снуться, р..чной.

Г) Изл..вчиться, з..ри, соч..нение.

2)В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне?

А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.

Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление.

В) П..лисадник, кл…няться, ар..мат.

Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..

3)Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях?

А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное.

Б)Пок…рить вершину; опытная пл…вчиха.

В) Команда «р…вняйсь, работник просв…щения.

Г)Об…жать малыша; обл…жной дождь.

4)В каком ряду буква И пишется во всех случаях?

А) заж…гать, соб..рательный, раст..рание. Б) перег…ретьть, раст..реть, заж..мать

В) зап..рая, бл..стела, выт..рать. Г) разб..рёшь, оп..раться, зам..реть.

5)В каком ряду буква Е пишется во всех случаях?

А) выч..тание, соб..рётся, заж..гаю

Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать

В) зап..реть, соч..тать, уд..рётГ) прот..реть, зам..реть, расст..лается

Ключ к тестовым заданиям

1 –Б

2 – В

3 – Б

4 – А

5 – В

Оцените выполненное задание:

«5» - 0-1 ошибка

«4»-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2»-5 и более.

Выполнение упр.138 (III часть)

III. Итог урока.

Сложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за работу с тестами: наивысший балл -10 ( 5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б-«4», 7-6 б-«3», 5 и менее-«2».

Вопросы классу

- Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?

- Назовите гласные, которые могут чередоваться.

- Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.

- Кто оценил свою работу на «5»? («4», «3»?)

- Есть ли неудовлетворительные оценки?

IV. Домашнее задание: выполнить упр.138(II часть)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_urok.docx10.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Единый урок

В 5Г классе провели Единый урок. Цель данного урока – дать представление о правах и свободах человека и гражданина. Сначала  ребята определили, что такое право, где впервые встречается понятие «права человека». Это понятие впервые встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году. Затем учащиеся называли, какие права имеет человек, при затруднении учитель помогала. Классный руководитель отметила, что в 1959 году ООН  приняла  Декларацию прав ребенка . Обучающиеся называли известные им права: права на отдых, на бесплатное образование, на медицинский уход, на особую заботу и обучение и другие. В конце классного часа пришли к выводу: нужно уважать права другого человека,  наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

МБОУ «Кугесьская СОШ №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"

Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...

Правописание гласных в корне слова. I вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. II вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. III вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. IV вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Учебные карточки по теме "Правописание гласных в корне слова"

Карточки предназначены для организации работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка. В 7 классе можно таким образом блоком повторить сложные для учащихся темы. Можно провести...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....