Контрольные работы по русскому языку - 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Шмелева Инна Витальевна

Контрольные работы по русскому языку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye.docx62.04 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант №1 на тему:

«Повторение изученного в 5-7 классах»

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков.

Поход.

              Утром  участники  похода  снова  отправляются  в  путь,  рассчитывая  сегодня  подняться  на  вершину  горы.  Она  невысокая,  но  с  четырьмя  уступами.

             Едва  приметная  извилистая  тропинка   вьётся  по  берегу  неширокой  горной  речонки, берущей  начало  у  ледника,  а  затем резко  взбирается  влево.  Путешественники  с  трудом  преодолевают  крутой  подъём.

             Тропинка  огибает  беспорядочные  нагромождения  камней,  осложняющие  путь.  Приходится  преодолевать  и  эти  препятствия.  Мешают  и   заросли  дикой  малины,  усеянные  ещё неспелыми  ягодами.  Её  колючие  ветви  цепляются  за  рюкзаки,  одежду.

            Вот  и  вершина.  Здесь  туристы  располагаются  на  отдых.  Отсюда  открывается  чудесная  панорама.  Слева  от  подножия  горы расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.  Кое-где  блестят  на  солнце  зеркала  небольших  озёр.  В  течение  тысячелетий  зарастали  их  берега  густой  растительностью.  Справа  простирается  бесконечная  цепь  холмов,  сплошь  покрытых  зеленью.

            Весь  день  туристы  наслаждались  красотой  гор,  загорали,  распевали  под  аккомпанемент  гитары  песни.  Только  к вечеру,  боясь заблудиться в  темноте, они  вернулись  на  тропу,  ведущую  в  лагерь,  делясь своими  впечатлениями  о  походе.  (147  слов)

           

Грамматические  задания.

 

1.   Разобрать  слова  по  составу.

I  Вариант:  беспорядочные,  тропинка                        II   вариант:  бесконечная,  усеянные

 

2.Морфологический  разбор 

I  Вариант:   камней                                                        II   вариант:  лесом

 

3. Синтаксический  разбор  предложения.

I  Вариант:  Тропинка  огибает  беспорядочное  нагромождение  камней,  осложняющих  путь.

II  Вариант:  Справа  у  подножия  горы   расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.

Контрольная работа №2 на тему:

«Словосочетание. Простое предложение»

Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) Трудно было оставаться дома в первый зимний день. (2) Мы ушли на лесные озера. (3) Дед проводил нас до опушки.

(4) В лесах было торжественно, светло и тихо.

(5) День как будто дремал. (6) С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. (7) Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

(8) Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. (9) Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.

(10) Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени.

(11) На маленьком озере всегда плавало много ряски. (12) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная.

(13) У берегов наросла стеклянная полоска льда. (14) Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. (15) Мы обламывали руками отдельные льдинки. (16) Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники.

(17) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. (18) Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (19) Оттуда шли медленные, снеговые тучи.

(20) В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. (21) Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

 (По К. Паустовскому)

1.     В предложении 7 найдите словосочетание по его грамматическому значению – предмет и его признак. Выпишите его.

2.     Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении 21?

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 0

 

3.     Из предложения 3 выпишите словосочетание, соответствующее схеме «местоимение + глагол», где главное слово – глагол.

4.     Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 16?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

 

5.     Замените словосочетание капли воды (предложение 7), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

6.     Из предложения 12 выпишите именное словосочетание со связью примыкание.

7.     Сколько глагольных словосочетаний в предложении 13?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 0

 

8. Какое предложение связано с предыдущим с помощью повтора?

А) 6

Б) 9

В) 14

Г) 16

 

9.   Сколько грамматических основ  входит в сложное предложение 18?

10.                       Укажите простое предложение.

А) 7

Б) 14

В) 20

Г) 19

 

11. Грамматической основой предложения 16 является:

А) хрустели и оставляли запах

Б) оставляли запах

В) они хрустели

Г) они хрустели и оставляли

 

 12. Напишите номер предложения, осложненного однородными сказуемыми.

А) 9

Б) 19

В) 21

Г) 10

 

13. Укажите односоставное предложение.

А) 11

Б) 6

В) 17

Г) 1

 

14. Определите правильную характеристику предложения 4.

А) повеств., невоскл., прост., односост., распростр., полн., неосл.

Б) повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., полн., неосл.

В) повеств., невоскл., прост., односост., распростр., полн, осл.

Г) повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., полн., осложн.

 

15. Укажите предложение с прямым порядком слов

А) 1

Б) 13

В)11

Г) 17

 

16. На какое слово в предложении 13 должно падать логическое ударение, если это предложение является вопросом к ответу: Да, наросла.

Ответы

 к заданиям контрольной работы по русскому языку по теме

«Словосочетание и простое предложение»

  1. Чистые капли
  2. А
  3. Проводил нас
  4. Г
  5. Водяные капли
  6. Очень черная
  7. А
  8. В
  9. Три
  10. Г
  11. Г
  12. 21
  13. Г
  14. В
  15. А
  16. Наросла

Примечание. За каждый верный ответ - 1 балл.

16 – 15 баллов – оценка «5»

14 – 12 баллов – оценка «4»

11 – 8 баллов – оценка «3»

Менее 8 баллов – оценка «2»

Контрольная работа №3 на тему:

«Второстепенные члены предложения»

 1 вариант

  1. Завершите определение.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который  ___________.

  1. Найдите ошибки,  запишите определение без ошибок.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы: какой? чей? как? где?

  1. Распределите определения по группам, дав каждой название.

Деревянный пол-пол из дерева.

Футбольный мяч – мяч для футбола.

Красный шарф – шарф красного цвета.

  1. Завершите утверждение.

Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется __________.

  1. Спишите, графически выделите  приложение.

Народ-победитель, художник Врубель, город Владимир, Москва-река.

  1. Определите вид обстоятельства.

Идти  вдоль берега;  опаздывать на час;  убрать в шкаф; задержаться из-за непогоды;  встретиться на площади;  читать вслух.

  1. Укажите прямые и косвенные дополнения.

Смотрел телевизор; вошел в дом; нажал на кнопку;  приготовил ужин; обрадовал маму;  рисовал карандашом; обсуждал с друзьями.

  1. Спишите, подчеркните подлежащее и дополнение. Объясните, как можно различить подлежащее и дополнение, если формы И.п. и В.п. совпадают.

Основательная подготовка принесёт успех.

  1. Спишите, подчеркните выделенные слова как члены предложения;  укажите, какой частью речи они выражены.

Их мечта заниматься спортом стала реальностью. Дорога к морю перекрыта. Мясо по-французски  пользуется успехом. Девочку с  голубыми глазами  звали  Мальвина.

  1. Спишите, устраняя ошибки в постановке знаков препинания (если есть);  объясните графически  обособления.

Под ним Казбек, как грань алмаза снегами вечными сиял. Мать строго поглядев на сына, вышла из комнаты. Ожидая неприятного разговора, я вошёл в комнату. Льдины как стекло похрустывают  под ногами. Река, взбегая на глинистый берег и петляя, стремительно неслась к горизонту.

11. Спишите. Найдите и выпишите прямые дополнения. Подчеркните приложения.

      Выделите обстоятельства, укажите их вид. Подчеркните причастный оборот.

 (Не)д…леко от моего дома в деревне прот…кала река Нерль. Она шла изв…ваясь в красивых берегах около песча(н, нн)ой осыпи покрытой хвойным лесом. Глубокие зав…ди лежали как круглые огромные зеркала и отражали берега и лес. У берега на лугу п…слись стада приведё(н, нн)ые мес…ными жителями.

Река в болотах шла и разв…твлялась на (не)сколько рукавов в зарослях ивняка. Среди тины и зарослей открывались чистые и прозрач(н, нн)ые плесы.

Летом при солнце и жаре приятно пахло водой и тиной. Зелё(н, нн)ые и голубые стрекозы н…сились над водой и с…дились на череду и осоку. Стаями ходили золотые язи.

 

       2 вариант

  1. Завершите определение.

Обстоятельство – второстепенный член предложения,   ____________.

  1. Запишите определение без ошибок.

Определение – это (главный, второстепенный) член предложения, который обозначает признак ( признака, действия, предмета) и отвечает на вопросы ( какой? как? чей?).

  1. Распределите  фразы на группы,  дав каждой названия.

Красивая девушка – девушка-красавица.

Старый кучер – кучер-старик.

Учащийся Витя – ученик Витя.

Французские студенты – студенты-французы.

  1. Завершите определение.

Определения, дающие другое название, характеризующие предмет и согласующиеся с определяемым словом только в падеже, называются ________.

  1.  Согласованные определения замените  несогласованными, а несогласованные – согласованными.

Задание на дом - … ;  золотая медаль - … ; берег Крыма - … ; любовь матери - …;

столярные  инструменты - … .

  1. Определите вид обстоятельства.

Светит ярко;  сегодня  вечером;  уехать на рыбалку; вопреки прогнозам; из-за болезни; быстро вернулся.

  1. Укажите прямые и косвенные дополнения.

Убрался в квартире; оглядел помещение; закрыл дверь; зашёл в комнату; любил кошку; налил сок; налил воды.

  1. Спишите, подчеркните подлежащее и дополнение. Объясните, как можно различить подлежащее и дополнение, если формы И.п. и В.п. совпадают.

Ложь сеет раздор.

  1. Спишите, подчеркните выделенные слова как члены предложения;  укажите, какой частью речи они выражены.

     Пятнадцатый поезд отошёл от перрона. Дорога на запад  шла лесом. Цветы анютины глазки покрыли всю клумбу. Отдохнувшие за ночь туристы продолжили путь.

10. Спишите, устраняя ошибки в постановке знаков препинания (если есть);  объясните графически  обособления.

   Платье стало ветхое, как тряпка.  Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Деревья, не заслоняя солнца, окружили террасу. Дело шло как по маслу. Тропинка поднимаясь вверх и поворачивая вправо, привела нас в деревню.

  1. Спишите.  Найдите  и выпишите прямые дополнения. Подчеркните приложения. Выделите обстоятельства, укажите их вид. Подчеркните деепричастный оборот

Я ост…новился (не)подалёку. Было пусты(н, нн)о и тихо. Звуки города сл…вались в один моното(н, нн)ый (не)ясный шум подобный шуму отдалё(н, нн)о едущего экипажа; вблизи меня – плеск воды и тихое поскрипывание каната единстве(н, нн)о отмечали тишину. Я прод…лжал смотреть на корабль как заворожё(н, нн)ый. Его коричневый корпус белая палуба высокие мачты общая проп…рциональность всех частей и изящество основной линии внушали почтение. Это было судно джентльмен. Свет фонаря ставил его отчётливые очертания на гр…нице сумерек в дали которых виднелись ч…рные к…рпуса и трубы пароходов. Корма корабля выдавалась над ни…кой набережной образуя меж двумя дли(н, нн)ыми канатами и водой залива навесной угол.

Административная контрольная работа в форме ОГЭ (I полугодие)

Вариант    1.

 Внимательно прочитайте текст и выполните задания 2-12

     (1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли грустные дожди и мама не пускала его на улицу.

     (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу…(4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

      (6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

         (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16) «Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.  (18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.  (19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

        (20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

         (26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, приветливо спросила его: (28) «Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

        (33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

        (36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка…(40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

                                                                                                                 (По А.Алексину)*

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама провожала его до школы?»

1)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала ему это делать.

2)На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет.

3)Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой.

4)Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1)(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

2)(15)А она, заметив, что Толя обернулся, спрятался за углом старого двухэтажного дома.

3)(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу…

4)(35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

4. Из предложений 26 – 33 выпишите слово, в котором правописание приставки объясняется значением неполноты действия.

5. Из предложений 33 – 36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

 6. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

9. Среди предложений 12 – 17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10.  Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

На улице было много плащей и зонтиков, (1) но маму он узнал сразу.

А она, (2) заметив, (3) что Толя обернулся, (4) спряталась за углом старого двухэтажного дома. «Прячется!» – сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей, (5) чтоб мама не вздумала догонять его. Возле самой школы он обернулся ещё раз, (6) но мамы уже не было.

12. Среди предложений 33 – 35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Вариант    2.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания 2-12

    (1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

         (4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги, не обнаружив у мальчика музыкальных способностей, предложили заняться чем-нибудь другим.

         (6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

        (10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

          (12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила  бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

    (18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. (27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А.А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку?»

           1) Олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.

           2) Олег, по мнению бабушки, обязан был воплотить в жизнь её несбывшиеся надежды, и его успех стал бы и бабушкиным успехом.

           3) Олег был более целеустремлённым человеком, чем его бабушка, и поэтому к нему обязательно должен был прийти успех в искусстве.

           4) И Олег, и бабушка любили музыку и мечтали стать музыкантами, но Олег был более честолюбив.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

  2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

  3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

  4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

4. Из предложений 5–9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5.  Из предложений 11–14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Олег тоже любил бабушку,(1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель,(2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

12. Среди предложений 13–18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Контрольная работа №5 на тему:

«Однородные члены предложения»

Контрольная работа №6 на тему:

«Обособленные члены предложения»

1 вариант

Часть 1

  1. Указать, в каком предложении причастный оборот необходимо обособить?

А. Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

Б. В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.

В. На оттаявших от зимнего снега полянках пробиваются первые травинки.

  1. Найти соответствие: «в этом предложении обособляются два нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова»

А. Испытавший многое на своем жизненном пути, этот человека настороженно относился к новому.

Б. Боцман, светловолосый бородатый костромич, насмешливо спросил меня о шторме.

В. Эти звуки, тихие и грустные, потрясли меня.

  1. Указать предложение с приложением, относящимся к личному местоимению.

А. Я быстро подошел к человеку, темноволосому и смотрящему на меня.

Б. Хороший хозяин, он не сразу согласился на мое предложение.

В. Мы отправились в сложный, но очень важный для нас поход.

  1. Указать предложение с обособленным обстоятельством.

А. Вдали виднелись сосны, высокие и стройные.

Б. Павел увидел на полке много книг, стоявших ровными рядами.

В. Закончив уборку в классе, ребята разошлись по домам.

  1. Найти предложение с обособленным дополнением.

А. Всех гостей, кроме Ивана Петровича, позвали к столу.

Б. Бабочки, привлеченные ярким огнем, кружились вокруг лампы.

В. Далеко внизу раздался громкий выстрел.

6.         Среди предложений 1 – 4 найти предложение с обособленным приложением. Написать его номер.

(1) А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (2) Добрая, ласковая земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих. (3) Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (4) Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями.

Часть 2

  1. В предложении пронумерованы все запятые. Выписать цифры, обозначающие запятые, выделяющие обособленное обстоятельство.

Подлетая,(1) отлетая,(2) прыгая рядом со своим птенчиком,(3) птичка довольно быстро добилась первых успехов: птенец начал нерешительно,(4) потихоньку скакать в траве.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

А. 1, 2 Б. 2 В. 3, 4 Г. 1, 2, 3, 4

  1. Списать предложения, расставив знаки препинания. В предложениях подчернуть обособленные члены предложения.

В древних культурах мы вид…м не просто «об…ект археологической науки» а свои корни свои тр…диции пережившие века. Ра…копки и их изучение на территории нашей страны п…казывают что во все вр…мена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками религиями культурами антропологическим обликом. Смешение языков рас культур шло в течение долгих веков и такое смешение происходило повсеместно.

4.        Какое утверждение верное?

            а) Обособление – это  выделение главных членов на письме.

            б) Обособление – это разделение на письме однородных членов.

            в) Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность.

            г) Обособление – это постановка любых знаков препинания.

5.        Укажите простое предложение, осложнённое обособленными членами (знаки препинания не расставлены).

            а) На поросшей мхом сосне мелькает пушистый хвост белки. 

            б) То там то здесь вспыхивали молнии и освещали самые потаённые уголки леса.

            в) Октябрьский закат догорал где-то очень далеко внизу на краю земли.

            г) На вокзале Толика не встретили ни коллеги ни друзья никто.

6.        Найдите соответствия.

А. Слабо мерцали, отражаясь в воде, огни фонарей. 

1. Простое предложение, осложнённое сравнительным оборотом.

Б. Ночь, спустившаяся на землю, окутала всѐ непроницаемым мраком 

2. Простое предложение, осложнённое обособленным приложением.

В. Там, далеко над лесами, зарождалась заря. 

3. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

Г.  Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.

4. Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением.

Д. Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. 

5. Простое предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством.

Е. Со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

6. Простое предложение, осложнённое обособленным определением.

7.        Выберите правильное объяснение постановки запятой в предложении (знаки препинания не расставлены):

Эта трава используется как лекарственное растение.

            а) В предложении нужна запятая для обособления сравнительного оборота.

            б) В предложении не нужна запятая, так как сказуемое выражено именем существительным с союзом как.

            в) В предложении нужна запятая для разделения частей сложного предложения.

            г) В предложении не нужна запятая, потому что союз как можно заменить выражением в качестве.

1) Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. 2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. 4) Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. 5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. 6) В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. 7) Пела горлинка. 8) Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чём не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

8.        Запишите номера простых предложений.

9.        Укажите номера простых предложений, осложнённых обособленными определениями.

10.      Какое предложение осложнено обособленным обстоятельством? Запишите его номер.

11.      Спишите, расставляя и объясняя знаки препинания.

            Длинный костлявый немного сутулый он вопреки уговорам не вмешиваться в это дело медленно шагал по камням и поводя своим горбатым носом словно хищник кидал вокруг себя острые взгляды поблескивал глазами холодными и серыми.

2 вариант

 

Часть 1

  1. Указать, в каком предложении причастный оборот необходимо обособить?

А. Левый берег поросший редким елями виднелся с поразительной четкостью.

Б. Сломленные бурей деревья преграждали нам дорогу.

В. Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.

  1. Найти соответствие: «в этом предложении обособляются два нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова»

А. Талантливый и знаменитый художник никогда не расставался со своим блокнотом для зарисовок.

Б. Настало утро, серенькое и теплое.

В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

  1. Указать предложение с приложением, относящимся к личному местоимению.

А. Я не смог отказать нищему, протянувшему ко мне руку за милостынею.

Б. Юный мечтатель, стремящийся отправиться в путешествие на марс, королев стал первооткрывателем космоса.

В. Нам, отчаянным охотникам приключений, очень хотелось найти пещеру с сокровищами.

  1. Указать предложение с обособленным обстоятельством.

А. Избушки, занесенные снегом, показались вдали.

Б. Путешественники, отправляющиеся за пределы россии, проходят таможенный контроль.

В. Пробравшись к двери, он постоял несколько минут молча.

  1. Найти предложение с обособленным дополнением.

А. Статью передали петру михайловичу, редактору-корректору, для правки.

Б. Птицы кружились над родными местами, радуясь встрече с родиной.

В. Весной вся природа наполнена звоном, песнями птиц, ароматом распускающейся листвы.

6.         Среди предложений 1 – 3 найти предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Написать его номер.

(1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2) Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. (3) Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму.

Часть 2

  1. В предложении пронумерованы все запятые. Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

Он,(1) замечательный портретист,(2) работал с необыкновенной лёгкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений,(3) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и ,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу. 1)1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. Списать предложения, расставив знаки препинания. В предложениях подчернуть обособленные члены предложения.

Байкал называют сибирским морем таинственным и загадочным. Мы выехав из иркутска на рассвете приближаемся к нему и замираем от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Озеро окруж…нное горами ра…тилается у наших ног. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой а выт…кает из него только Ангара. Байкальские рыбы выловле…ые на больш…й глубине не ум…рают а продолжают жить в аквариуме при резком изменении давления.

4.         Какое утверждение верное?

            а) Обособление – это разделение на письме однородных членов.

            б) Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность.

            в) Обособление – это постановка любых знаков препинания.

            г) Обособление – это  выделение главных членов на письме.

5.        Укажите простое предложение, осложнённое обособленными членами (знаки препинания не расставлены).

            а) Лишенный книг я стал вялым ленивым.

            б) Меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

            в) Весёлые и счастливые ребята возвратились со слета.

            г) В спортивном празднике принимали участие люди разных профессий  банкиры врачи строители.

6.        Найдите соответствия.

А. Оглушѐнный гулом самолѐта, мальчик бросился бежать. 

1. Простое предложение, осложнённое сравнительным оборотом.

Б. Лариса простила всех, кроме лучшей когда-то подруги.

2. Простое предложение, осложнённое обособленным приложением.

В. Летали альбатросы, то есть крупные морские чайки.

3. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

Г. Откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, любимица всей семьи.

4. Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением.

Д. И вдруг, подняв глаза, увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе. 

5. Простое предложение, осложнённое обособленными уточняющими членами.

Е. На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. 

6. Простое предложение, осложнённое обособленным определением.

7.        Выберите правильное объяснение постановки запятой в предложении (знаки препинания не расставлены):

Притом же я как человек неоригинальный  не заслуживаю особого имени.

            а) В предложении нужна запятая для обособления сравнительного оборота.

            б) В предложении не нужна запятая, так как сказуемое выражено именем существительным с союзом как.

            в) В предложении нужна запятая для обособления приложения, имеющего добавочное обстоятельственное значение причины.

            г) В предложении не нужна запятая, потому что союз как можно заменить выражением в качестве.

          

1) Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. 2) Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. 3) Окружѐнное горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. 4) Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. 5) Вода в озере очень прозрачна. 6) Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весѐлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. 7) Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. 8) Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. 9) Озеро до сих пор таит много загадок, ещѐ не разгаданных настойчивыми исследователями. 10) Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. 11) Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учѐными.

8.          Укажите номера простых предложений, осложнённых только обособленными определениями.

9.          Запишите номер простого предложения, осложнённого только обособленным обстоятельством, выраженным существительным с предлогом.

10.        Какое предложение осложнено обособленным определением и обособленными уточняющими членами? Запишите его номер.

11.       Спишите, расставляя и объясняя знаки препинания.

            Тут же на мостовой несмотря на опасность быть схваченным появился Семён старый еврей хорошо знакомый здешним обитателям и пройдя по площади скрылся так же таинственно как и появился.

Контрольная работа №7 на тему:

«Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Вариант 1

Вариант 2

1 Спишите, расставьте знаки препинания.

Натруженные руки матерей святее вас нет ничего на свете. Без нас девчата не грустите. Здравствуйте легкие звёзды пушистого снега.

До свиданья города и хаты на заре уходим мы в поход. Как я любил твои бури Кавказ! Милый друг ты мой не стыдись, не вешай голову…

2  Замените вводные слова вводными предложениями, запишите. Постройте схемы предложений.

Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. Дождь, казалось, не только не утихает, но ещё больше усиливается.

Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути. Мы, конечно, заблудились, и он не знал, что предпринять.

3 Спишите предложения, расставьте знаки препинания и укажите условия их постановки.

Стало быстро темнеть, и теперь это ощутил каждый  нужно было срочно искать ночлег.

Солдаты их было трое ели и не обращали внимания на Пьера.

4 Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Одним словом мальчик рос на глазах радуя близких своими успехами.

Прощай же море не забуду твоей торжественной красы и долго, долго помнить буду твой гул в вечерние часы.

 

 Ключи к проверочной работе

Вариант 1

Вариант 2

1 Спишите, расставьте знаки препинания.

Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете. Без нас, девчата, не грустите. Здравствуйте, легкие звёзды пушистого снега.

До свиданья, города и хаты, на заре уходим мы в поход. Как я любил твои бури, Кавказ! Милый друг ты мой,  не стыдись, не вешай голову…

2  Замените вводные слова вводными предложениями, запишите. Постройте схемы предложений.

Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. (как говорят очевидцы). Дождь, казалось, не только не утихает, но ещё больше усиливается. (я думаю, мы видим)

Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути. ( Я знаю) Мы, конечно, заблудились, и он не знал, что предпринять. ( я считаю, как все решили)

3 Спишите предложения, расставь знаки препинания и укажи условия их постановки.

Стало быстро темнеть, и (теперь это ощутил каждый)  нужно было срочно искать ночлег. Вставная конструкция служит для выражения добавочного сообщения

Солдаты (их было трое) ели и не обращали внимания на Пьера.

Вставная конструкция служит для выражения добавочного сообщения.

4 Сделай синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Одним словом, мальчик рос на глазах, радуя близких своими успехами.

(Пов., нев., прост., двусост., распр.,  осложнено вв. словом и обособленным -.-.выраженным д.о.)

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы и долго, долго помнить буду твой гул в вечерние часы.

Пов., нев., сложное, из 2 простых 1,2- односоставное, опред.-личное, 1-нераспр., 2 распр., осложнено обращением и однородными сказ.)

Контрольная работа №8 на тему:

«Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Вариант 1

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Постройте схемы предложений.

А) Гек пр..шептал давай Чук мы что(нибудь) сторожу скажем. Б) Что же ты (не)едешь спросил я ямщика с нетерпением. В) Да что ехать-то отвечал он слезая с облучка.  Г) Прошу (не) умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда тулуп.

Д)     Переправа, переправа!

         Берег левый, берег правый

так начинается глава «Переправа» из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

      2. Спишите, расставляя знаки препинания.

Рассм..трев кота Рувим задумчиво спр..сил

Что же нам с ним делать

Выдрать сказал я

(Не)п..может сказал Лёнька У него с де..тва характер такой Попробуйте его нак..рмить как следует

                                        (К. Паустовский)

  1. Замените прямую речь косвенной.

А) «Месть и трусость – самые дурные пороки»,- сказала Ася.

Б) Расставаясь, он сказал Маше: «Приходи к нам завтра».

В) Мальчик спросил у отца: «Когда прибывает наш поезд?»

Г) «Ты в этом уверен?» - переспросил Петя у папы.

4. Запишите цитату различными способами, сделайте это при помощи: а) вводных слов; б) косвенной речи; в) прямой речи.

Русский язык необыкновенно богат. (В. Г. Белинский)

5.(на выбор) А) Познакомьтесь с высказыванием Д. С. Лихачёва и выразите своё мнение о нём (согласие или несогласие).

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. С. Лихачёв)

Б) Составьте диалог на тему «В библиотеке».

Вариант 2

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Постройте схемы предложений.

А) Иван Игнатьич отворил дверь пров..згласив торжественно привёл. Б) От кого батюшка ты изволил это слышать спросил Иван Кузьмич. В) Вот до чего я дожил повторял он. Г) Ивана Кузьмича дома нет сказала она он пош..л к отцу Герасиму.

Д)                Заняла война полсвета,

                    Стон стоит второе лето

так начинается глава «Генерал» из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

  1. Спишите, расставляя знаки препинания.

Рано утром он вставал до з..ри я за..вил ему о своём намерени.. ехать к Саше.

Что ж пое..жай сказал он

Только на какой же лошади спр..сил я

Этого я уж (не)знаю

Я на чалой поеду выг..ворил я

                               (И. Бунин)

  1. Замените прямую речь косвенной.

А) «Краткость – сестра таланта», - считал А. П. Чехов.

Б) На прощанье Катя прошептала Мите: «Жду Вас в четверг к обеду».

В) Саша спросил у мамы: «Наш поезд не опаздывает?»

Г) «Что говорят обо мне в Оренбурге?»- спросил Пугачёв.

  1. Запишите цитату различными способами, сделайте это при помощи: а) вводных слов; б) косвенной речи; в) прямой речи.

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К. Паустовский)

  1. (на выбор) А) Познакомьтесь с высказыванием Д. С. Лихачёва и выразите своё мнение о нём (согласие или несогласие).

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения. (Д. С. Лихачёв)

Б) Составьте диалог на тему «В магазине».

Административная контрольная работа в форме ОГЭ (II полугодие)

Вариант    1.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания 2-12.

     (1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.

(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.

    (4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков. (5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.

(6)А Лёши Жильцова не было видно.

      (7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.

– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.

(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало. (14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня». (15)Это сказал Лёша и ужаснулся. (16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша – свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18)А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу. (19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.

– (20)Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.

(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.

(По М.Г. Львовскому)*

* Львовский Михаил Григорьевич (1919–1994) – российский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Лёшки Жильцова не складывались отношения с одноклассниками?»

           1) Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша – свинопасом.

           2) Лёша Жильцов был тихим, незаметным, ничем не примечательным человеком.

           3) Лёша был самоуверенным и нахальным.

           4) Лёша был заводилой в хихикающей компании одноклассников.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

           1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.

           2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.

           3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.

           4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.

4. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

 5. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

6. Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «с тревогой ждала» из 18 предложения, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

9. Среди предложений 16–22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Модель стояла на покосившейся полке,(1) которую поддерживала Зиночка Крючкова,(2) очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов,(3) схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь. Вахтанг Турманидзе,(4) стройный гигант в тренировочных брюках,(5)

объяснял девочкам,(6) что такое хук и апперкот,(7) нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.

12. Среди предложений 16–20 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Вариант  2.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания 2-12.

       (1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.

        (6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.

      (8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.

     (10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).

    (11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.

(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто. (14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно. (15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.

         (18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.

      (22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки. (23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой. (24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.

(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.

(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.

(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?

 (По И.Л. Муравьёвой)

 

 Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему с десяти до часу дед каждый день сидел на лавочке в сквере?»

           1) Дед заботился о своём здоровье и поэтому регулярно проводил время на свежем воздухе.

           2) Дед любил наблюдать, как играют маленькие дети.

           3) Дед любовался зимней природой.

           4) Дед хотел, чтобы его внучка знала, что он всегда рядом, и не плакала.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

           1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.

           2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

           3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.

           4) Зима была долгой, холодной и снежной.

4. Из предложений 1-6 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения.

5. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «окоченев» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «печной дым» из 24 предложения, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Среди предложений 14- 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Окоченев,(1) он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки. Ровно в час гулянье закончилось,(2) и,(3) взявшись за руки,(4) мы с дедом пошли домой. Деревья стояли стеклянные от мороза,(5) и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

12. Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...