Игра на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Игра при подготовке к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_urokah_russ_pri_podgotovke_k_sochineniyu.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(при подготовке к сочинению)

Пикулева Надежда Викторовна

МАОУ «Култаевская средняя школа»

Программой по развитию речи в 8 классе предусмотрено овладение умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические и историко-литературные темы. В работе над ними мы стремимся сочетать традиционные формы урока с уроками-практикумами, консультациями, диспутами, ролевыми играми, семинарами. Особенно нравятся школьникам ролевые игры, так как они дают учащимся возможность проявить творчество, самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра привлекает  тем, что позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире использовать межпредметные связи, опереться не только на литературу, но и на другие виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности.

Расскажем подробнее об уроке —ролевой игре по, этой теме.

Подготовка к сочинению шла в течение двух недель, она имела несколько направлений.

  1. В классах действовали передвижные библиотечки художественных, публицистических, научных книг о столице нашей Родины.
  2. Был оформлен стенд «Готовимся к сочинению о Москве». Здесь мы поместили темы сочинений, словарь по теме (могила Неизвестного солдата, Красная площадь, священные места, Большой театр, Третьяковская галерея, достоин, удостоен, город-труженик, Кремлевские куранты, Мавзолей Лени- на, Страна Советов, Моссовет и т. д.), задания учащимся, например: выучить наизусть одно стихотворение о Москве; подготовить интересный рассказ по од- ному из вопросов:

1} История образования Москвы, превращение ее в столицу нашего государства.

  1. Священные места нашей Отчизны: Красная площадь, Кремль, Мавзолей, моги- ла Неизвестного солдата.
  2. Москва — город-герой.
  3. Москва — город-труженик.
  4. Москва — город мира и дружбы.
  5. Третьяковская галерея — хранительница шедевров русской классической живописи. (Обязательно познакомиться с творчеством одного-двух художников, уметь рассказать об их работах.)
  6. Большой театр — гордость советского искусства. (Определить границы выбранной темы, жанр, составить план, подобрать эпиграф.)
  1. В соответствии с желаниями и интересами учащихся были определены роли: историка, литературоведа, журналиста и т.д.
  1. На уроках русского языка (в это время шли уроки обобщения и систематизации изученного в 9 классе) был проведен анализ предложенных тем (определены границы сочинения, его стиль и жанр):

«Москва — сердце Родины».

— Почему Москва — это сердце Родины? (Москва — столица нашего государства, с ней связана вся жизнь народа. Москва — древнейший русский город, объединивший вокруг себя другие города. Москва — это богатейший научный и культурный центр. Москва — средоточие государственной мысли.)

Возможные жанры: путевые заметки, письмо зарубежному сверстнику, дневник юнкора и др.

«Москва моя! Ты самая любимая!»

— За что мы любим Москву? (Москва — частица жизни каждого из нас. История Москвы — гордость нашего народа. Москва — всем городам мать. Москва — город мира. Москва — город театров и музеев. Москва — один из красивейших городов мира. Москва — родина А. С. Пушкина.)

Возможные жанры: лирический монолог, интервью, репортаж и др.

«Москва — город-герой».

— За что Москва удостоена этого высокого звания? (Битва под Москвой — поворотный момент в ходе Великой Отечественной войны. Мирные инициативы Москвы в наши дни. Трудовые успехи столицы.)

Возможные жанры: статья в газету, репортаж, интервью и др.

Урок — ролевая игра, посвященный Москве, получается ярким, интересным. Этому способствует хорошая подготовка учащихся, их активная работа на уроке (ребята выступают не только как докладчики, но и как артисты), продуманное его оформление: альбомы О Москве, газета, выставка книг, эпиграф (слова М. И. Калинина: «...Каждый понимает, что Москва — это мозг и сердце его великой Родины, это город бессмертия, это огромное поприще для творческой деятельности»). Праздничное настроение создают и песни, и учебный фильм о Москве, и продуманные детали костюмов «артистов», и аудио записи, органично включенные в канву урока.

Урок начинается торжественно: бьют куранты Кремля, звучит Гимн России.

Учитель. Бьют часы Кремлевской башни, звучит Гимн, возвещая начало нового дня страны... Олицетворение страны — Москва, столица нашей Родины. Она в душе

каждого из нас. Москва — это Отечество, Москва — это мир. Недаром говорится в пословице: «Москва — всему свету голова». Цель нашего урока — систематизировать собранный материал о Москве — столице нашей Родины, завершить под готовку содержательной стороны сочинений по предложенным темам.

— Какой общей главной мыслью объединены эти темы? (Ответы учащихся. )

— Да, велика роль Москвы в жизни каждого советского человека. Вам предоставляется возможность выступить от имени людей различных профессий, разных национальностей, коренных москвичей и гостей столицы, выразить их любовь к главному городу страны.

К ребятам обращается ученый-археолог.

Археолог. Вы привыкли, что наши археологи отправляются из Москвы исследовать далекие земли. Они плывут на кораблях в Египет, летят на самолетах над песками Каракумов, карабкаются в пещеры Крыма. Но есть археологи, которые работают, не выезжая из родного города, ездят на раскопки в метро и троллейбусах. Им зачастую приходится добывать материалы по истории столицы на московских стройках, буквально из-под грохочущих экскаваторов... (Далее следует небольшое сообщение об истории Москвы.)

Выходит москвич, он показывает кадры фильма «Главный город»; класс узнает знакомые места столицы, называет их. Москвич проводит небольшую викторину «Знаете ли вы Москву?».

  1. Когда Москва стала столицей Советского государства? (11 марта 1918 г., когда в Москву из Петрограда прибыли ЦК РКП(б) и Советское правительство во главе с В. И. Лениным.)
  2. Какая улица в Москве названа именем юного героя, погибшего на баррикадах в дни Великого Октября? (Бывший Арсеньевский переулок назван именем

15-летнего рабочего Павла Андреева, погибшего на баррикадах в дни Великого Ок- тября. Герой похоронен у Кремлевской стены. )

  1. Почему одна из оживленных московских улиц названа Арбатом? (Название, вероятно, происходит от арабского слова  «рабат», что означает «пригороды», «предместья».)

Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, Арбат, мой Арбат...». Москвичка рассказывает

об Арбате.

Учитель. У каждой московской т и площади есть паспорт. Паспорт № 1 выпи- сан Красной площади.

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева «Красная площадь».

Москвич строит свой монолог на основе заметки писателя Станислава Романовского: «...Откуда бы мы ни пришли на Красную площадь, видим Мавзолей и слегка выпуклое, покрытое брусчаткой пространство... Зубцы Кремлевской стены — красные с белокаменным покрытием «ласточкины хвосты» — словно красные птицы, пернатые вестники Истории. На горячих ветрах Востока и Запада, Севера и Юга, на крутом сквозняке Истории возросла наша Красная площадь. Сюда приезжают люди со всего мира в поисках ответов на непраздные вопросы! В чем смысл жизни? Как спасти планету Земля, семью, род человеческий? Как жить дальше? Не торопитесь уходить, когда кончится смена часовых; побудьте наедине с площадью; волнение не помешает постижению величавой красоты, а сделает это постижение — одухотвореннее и святее..

Красная площадь! Здесь хочется побыть подольше, все запомнить, ничего не забыть, ибо здесь и нет ничего лишнего или незначительного... Красная площадь...»

Ученик читает стихотворение о Кремле Е. Карасева.

 «Начинается земля, как известно, от Кремля» — этими словами В. Маяковского вступает в разговор гид по Кремлю.  (Учащийся использует материалы книги Е. Осетрова «Мое открытие Москвы», статьи В. Чудакова «Звезды Кремля Московского» и др.)

Литературовед проводит викторину:

1. Кому принадлежат слова: «Москва — моя родина, и такой будет для меня навеки»? (М.Ю. Лермонтову.)

  1. Кто сказал о Москве так: «О Москва, Москва! Жить и умереть в тебе, каменная, — есть верх моих желаний»? (В. Г. Белинский.)
  2. О каком памятнике великий Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности... Они всегда будут воспламенять любовь к родине в сердцах своих потомков»? (О памятнике Минину и Пожарскому. )

1-й историк рассказывает об истории этого памятника (по книге Е. Осетрова «Мое открытие Москвы»).

«Благодарная Москва никогда не забывает своих верных защитников, свято хранит память о них...

В холодный декабрьский день 1966 года вся Москва вышла на встречу Неизвестного солдата.

Его принимала земля у Кремлевской стены.

8 мая 1967 года зажгли над красным камнем Вечный огонь. На камнях начертаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Он погиб в дни Московской битвы, защищая подступы к столице». (Л. Колодный. Самая главная площадь. )

2-й историк. Враг все ближе подходил к Москве. Наступление на московском направлении он готовил как «генеральное», решающее. 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении. Все жители столицы поднялись на защиту родного города. Москва была опоясана противотанковыми рвами и надолбами, проволочными заграждениями, окопами, дотами и дзотами. 100 тысяч москвичей вступили в отряды народного ополчения, 100 тысяч коммунистов и 250 тысяч комсомольцев были направлены столичной партийной и комсомольской организациями на фронт в период обороны Москвы.

Это были дни величайшего испытания. Опасность, нависшая над столицей, была

велика. На каждом из защитников Москвы лежала в те дни историческая ответственность. Звучит аудиозапись очерка А. Н. Толстого «Москве угрожает враг» (в сокращении).

Ученица читает стихотворение О. Берггольц .

Шестнадцатое октября 1941 года. Враг рвется к Москве. «Линия обороны Москвы проходит через сердце каждого ленинградца»,— говорили в Ленинграде.

К сердцу Родины руку тянет

трижды проклятый миром враг.

На огромнейшем поле брани

 кровь отметила каждый шаг.

О, любовь моя, жизнь и радость,

дорогая моя земля!

Из отрезанного Ленинграда

вижу свет твоего Кремля.

Пятикрылые вижу звезды,

точно стали еще алей.

Сквозь дремучий, кровавый воздух

вижу Ленинский Мавзолей.

И зарю над стеною старой,

и зубцы ее, как мечи.

И нетленный прах коммунаров

снова в сердце мое стучит.

Наше прошлое, наше дерзанье,

все, что свято нам навсегда, —

на разгром и на поруганье

мы не смеем врагу отдать.

Если это придется взять им,

опозорить свистом плетей,

пусть ложится на нас проклятье

 наших внуков и их детей!

Даже клятвы сегодня мало.

 во всем земле поклялись.

Время смертных боев настало —

будь неистов. Будь молчалив.

Всем, что есть у тебя живого,

чем страшна и прекрасна жизнь —

кровью, пламенем, сталью, словом,—

задержи врага. Задержи!

3-й историк рассказывает о подвиге героев-панфиловцев.

Учитель. Защита Москвы была делом чести, высоким долгом каждого воина. Казах Сулейманов, выступая на армейском слете снайперов, говорил: «Почему я защищал Москву? Я казах, мой Казахстан далеко от Москвы. Москва — столица всех советских людей. Она и моя столица. Вот почему я защищал Москву. Но это не все. Когда я увидел, как зверски издевались гитлеровцы над колхозниками и колхозницами Подмосковья, я подумал: если их не остановить и не уничтожить, они могут дойти и до моего родного Казахстана. Я не успокоюсь до тех пор, пока хоть один гитлеровец будет топтать нашу землю».

На экране кадр из фильма «Главный город» — могила Неизвестного солдата.

Журналист ведет репортаж из Александровского сада.

«На красном камне прекрасные слова: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».

Замерли часовые по сторонам. Молодые солдаты. Дома их ждут со службы. Они вернутся. Потому что ты не вернулся. Спасибо тебе, солдат... Четверть века пролежал он в земле, в братской могиле. 2 декабря 1966 г. начался последний путь Неизвестного солдата — с поля Московской битвы к Москве, за которую он отдал жизнь. Известно, что он с 41-го километра. Известно, что здесь проходил передний край Западного фронта, где сражались солдаты, грудью своей прикрывшие Москву. Известно, что он герой. Неизвестно — имя его. Кто он был, солдат, похороненный на поле Московской битвы, сраженный осколком в дни сорок первого? Был ли это лихой кавалерист, что шел в пешем строю в контратаку, или москвич-ополченец, прибывший из Ленинградского района, чтобы вместе с гвардейцами-танкистами задержать бронированный вал фашистского «тайфуна»? Быть может, он сибиряк из стрелковой дивизии, прямо с колес вступившей в жаркий бой, сын казахских степей, один на один шедший против танка... Вся страна защищала Москву.

Имя его — неизвестно. Подвиг его — бессмертен, как бессмертен подвиг всех, павших за Родину, общим памятником которым стала могила Неизвестного солдата». (По Л. Колодному.)

2-й историк. Первое сокрушительное поражение германские дивизии потерпели в декабре 1941 года. В те дни Москва и доказала всему миру, что она — город-герой.

«Вот почему было решено: «За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., присвоить городу Москве почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Эту награду на торжественном заседании, состоявшемся во Дворце съездов в Кремле, прикрепили к знамени Москвы». (Л. Колодный. Самая главная площадь).

Звучит песня А. Пахмутовой из кинофильма «Битва за Москву».

Показываем фрагменты из кинофильма «Москва».

Журналист рассказывает о сегодняшней Москве.

«Москва! Наше прошлое, настоящее и будущее связано с этим городом. Москва — земля, Москва — Родина, Москва — мир... Это часть души каждого из нас. Строитель, Герой Труда, Николай Анатольевич Злобин рассказал: «В Москве только за один день строились в 80-х годах  162 квартиры. Город — сад, город — стройка, Москва стремительно росла и ввысь, и вширь, включая в себя окрестные города и деревни.

Москва — это москвичи, которые варят сталь, прокладывают космические трассы, собирают сложнейшие машины и  пишут книги, выращивают цветы.  Москва моя, ты прекрасная и разная, сильная: и умная. Я преклоняюсь перед тобой, мой великий город, город рабочих и ученых, поэтов и музыкантов... Я горжусь тем, что я москвич.

Все дороги ведут в Москву. Она близка и дорога людям. Она олицетворение единства и дружбы всех народов и национальностей первого в мире социалистического государства — СССР».

Учитель. Москвичи по праву гордятся тем, что из их города исходят идеи мира, свободы, равенства, братства всех народов.

Москва умеет принимать гостей. Московские праздники запоминаются надолго.

Москва ни раз принимала участников различных фестивалей, съездов, спортивных соревнований.

2-й историк продолжает рассказ о Москве.

Москва — университетский, студенческий город, крупнейший центр образования и культуры. Только в высших учебных заведениях обучаются сотни тысяч студентов.

В Москве работает центр науки — президиум Академии наук, академии медицинских, педагогических наук, художеств, а также коммунального хозяйства, 700 НИИ, конструкторских бюро, лабораторий и других научных учреждений. В столице огромный отряд творческой интеллигенции: тысячи писателей, музыкантов, художников, работников театра и кино; все они вносят весомый вклад в развитие культуры.

Искусствовед. Одно из лучших украшений Москвы, ее неотъемлемое достояние — Третьяковская галерея. (Он рассказывает об истории музея, его сокровищах.)

В Третьяковскую галерею «ведет» экскурсовод, он рассказывает о картине В. Сурикова (на доске — репродукции картин).

Поклонник балета сначала рассказывает о Большом театре, затем о своих любимых спектаклях.

Учитель. В нашу столицу приезжают гости из многих других народов мира. Они смотрят, сравнивают.

Появляется иностранный турист с переводчиком (интервью построено на материалах газет).

Тихо звучит музыка песни И. Дунаевского «Москва майская».

Учитель. Москва — в сердце каждого россиянина. Любуясь столицей, люди хотят видеть ее еще краше, думают, что для этого нужно сделать.

Учащийся читает стихотворение Д. Кугультинова «Москва».

Любовь народа моего

привез я братьям — сотням тысяч.

Но как постичь мне волшебство?

Где слово?.. Как найти его,

чтоб в каждом сердце искру высечь

и наше подтвердить родство?..

Где то единственное слово,

в котором благодарность, честь,

и братства нашего основа,

и о грядущем счастье весть?..

В богатствах языка земного

такое слово есть ли?

Есть!

В уме забрезжило едва,

 высоким смыслом засверкало,

нагрело чувства до накала,

другие оттеснив слова... И

 людям я сказал: — Москва!

(Перевод с калмыцкого).

Учитель подводит итоги урока, дает задание на дом — написать сочинение на одну из предложенных тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...