Буквы е-и в корнях с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мареева Юлия Николаевна

Материал к открытому уроку по русскомиу языку в 5 классе по учебному комплексу Бунеевых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.

 Цель урока:

  • Формирование орфографических умений по данной теме.

Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать   логическое   мышление   и   повышать   речевую   активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

 Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал


Ход урока

I. Организационный момент, (слайд 1)

– Здравствуйте, дети! Запишем сегодняшнее число.  

II. Актуализация знаний о глаголе. Проверка домашнего задания.

 

– Какую часть речи мы изучаем?    (Глагол)

–  Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол».  Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.

Я утверждаю, что ... (Слайд 2)

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. Слове «негодовать»  - возвратный глагол.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?   
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Проверим себя (Слайд 3)

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10. нет.

11. да

– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд 4)       

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  

– Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи.

–Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.

– Проверим. (Слайд 5)

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)

– Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал.

– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И. 

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

 – Определите вид глаголов.

 – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

 – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

 – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

корни

примеры

БИР – БЕР   

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать  –  дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать  –  замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать  – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать  – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать  – вычет Искл: сочетать, сочетание

ИМ

занимать

ИН

начинать

 

IV. Закрепление изученного.

  1. Выборочный диктант. (Слайд 8)

Упражнение 573: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
Динамическая пауза. (Слайд 9)

– Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

         Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.

3. Творческий диктант.

            Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).

  1. Распределительный диктант

– Ребята, я  буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

         Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, вытер, веселиться,  

         предложить, росли, вытирать. 

  1. Компетентностно - ориентированное задание: (слайд 11)

– Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

– Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
  1) Используй короткие простые предложения;
  2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

– Возможные варианты.

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

– Давайте проверим.

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание:  п.71 составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 576  (слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...