Методическая разработка урока русского языка по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- и -ЛОЖ-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка выполнена в соответствии с ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и может быть использована учителями-предметниками в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

«Буквы О-А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-»

Класс : 5

Предмет:  русский язык

Тема урока: «Буквы О-А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-»

Тип урока: комбинированный урок изучения и закрепления нового учебного материала.

     Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Москва, «Просвещение», 2011 

        Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное, индивидуальное, дифференцированное и проблемное обучение.

        Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемный;
  4. частично-поисковый (эвристический);

Формы работы учащихсяфронтальные,  индивидуальные.

Виды деятельности:

  1. индивидуальная работа;
  2. тестовая работа;
  3. физкультминутка;
  4. работа в парах;
  5. исследовательская работа;
  6. работа со слайдами презентации;
  7. работа по алгоритму;
  8. работа по вариантам:
  9. творческая работа;
  10. рефлексия.

Цели урока:

1. Учебные:

а) создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося через выявление закономерностей чередования и способа выбора гласных о – а в корнях - лаг -, -лож-;

б) расширить понятийную базу по русскому языку через знакомство с новой орфограммой.

2 Развивающие:

1) формировать коммуникативные УУД:

а) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

б) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2) формировать УУД познавательного характера:

а) овладение приемами отбора и дифференциация языкового материала;

б)овладение способом написания гласных в корнях с чередованием

-лаг-, -лож-.

3) формировать регулятивные УУД:

а) умение ставить цель;

б) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

в) умение осуществлять рефлексию по итогам изучения темы урока.

3.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

2.Включение обучающихся в учебную деятельность.

Повторение изученной темы «Правописание приставок на з, с».

3.Изучение нового материала

4. Физминутка

5. Закрепление

 Итог урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

- Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какой раздел русского языка вы сейчас изучаете? (словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

-Как называются части слова? (морфемы) (Слайд 2)

-Какую тему вы изучили на прошлом уроке? (правописание приставок на з, с)

Тестовая работы

(Слайд 3)

Самопроверка (Слайд 4)

а) Создание проблемной ситуации

-Какая морфема идет за приставкой? (корень)

-Что называется корнем? (главная значимая часть слова)

Словарный диктант

Задание: списать слова, вставить

пропущенные буквы, выделить приставки (Слайд 5)

1.Ра с считать, ,с жигать,, н а лево,над писать.

2.П о ложу, ра с п о лагать,

у лож и т ь ся, ,пре д лагать.

- Подумайте , почему буквы выделены разным цветом?

- В словах 2 столбика выделите корень и гласный звук в нем?

- Как вы думаете, это один корень или разные? (Это один корень: - ЛАГ- - -ЛОЖ-, но в нем происходит чередование А-О и Г-Ж). (Слайд 6)

б) Формулировка темы и цели урока.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд 7)

-Сформулируйте цели нашего урока? (Слайд 8)

Дети анализируют таблицу.

- Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

В корне -лаг-лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; 
буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-.

- Например: Изложение (нет а за корнем). Слагаемое. Предположение (нет а за корнем). Прилагательное (слайд 9)

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

  1. в) Работа с учебником. Чтение правила.
  2. – Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник

г)  Составление алгоритма (Слайд 10)

- Что же нужно делать, чтобы правильно писать корни –лаг-, -лож- , попробуем составить  алгоритм.

1. Выделить корень.

2. Определить значение корня

3. Найти признак, определяющий выбор орфограммы.

4. Выбрать орфограмму: А или О.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

а) Объяснительный диктант. (Слайд 11) 

Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи. 

б) Работа по культуре речи (Слайд 12)

Я ложу (кладу)гербарий на место.

Я ложу (кладу) тетрадь на стол.

-Кто из учеников прав?

Ребята,  глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать»

Ошибкой является  неправильное употребление глагола ложитъ вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть – общеупотребительное литературное слово, а ложить – просторечное. Нелитературно звучат выражения: Я ложу книгу на место; Он ложит папку на стол и т. д. В этих предложениях следует применить глагол класть: Я кладу книги на место; Он кладет папку на стол

- Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

1. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и .......их в портфель.

2. Я прочитаю книгу и ....... её на место.

3. Для сохранения здоровья не ........ в еду много соли.

Я……..книги в портфель.

Каждую вещь надо ………на место. (слайд 13)

в) Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

    Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались. (слайд 14)

г)  Игра «Четвертое лишнее» (слайд 15)

Изложение, прилагательное, ложь, приложение.

Отложить, ложкарь, уложить, сложение.

Положение, флаг, полагаться, налагать.

Вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.

д) Узнай слово (Слайд 16)

 - Прибавить одно число к другому (сложить).

 - Название одного из чисел при сложении (слагаемое).

 - Синоним слова пересказ (изложение).

 - Одна из единиц синтаксиса (предложение).

 - Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

е)Творческое задание  ( слайд 17)

П: -Догадайтесь, о каком слове идет речь?

Взять у слов:

  • предутренний – приставку,
  • поговорить – приставку,
  • слагаемое – корень,
  • решать – суффикс,
  • писал – суффикс,
  • собирала – окончание.

Сделайте морфемный разбор получившегося слова (ПРЕДПОЛАГАЛА )).

Устно придумайте предложение с этим словом:

1 вариант – сложное, 2 вариант – простое, с однородными членами или с прямой речью

ж)  Цифровой диктант

-ЛАГ- - 1

-ЛОЖ- - 2

Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить(2,2,1,2,1,2,1,2,2).

(Взаимопроверка работ). (слайд 18)

Подведем итоги:

 -Какую цель ставили на уроке? Достигли ли ее? Докажите. - Какое правило применяли на уроке? - Что было на уроке интересным? - Дайте оценку своей работе и работе всего класса, используя слова с корнем лаг- лож (предположить, изложить, предложить и др.) - Какие трудности испытывали? Как их избежать? (слайд 19)

Закончите предложения.
На уроке я понял...
Я научился...
Наибольший мой успех сегодня...
Я испытал следующие трудности:

 Д/з: Выучить правило на с.33 учебника,

         упр.449

         выписать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова на

         изученную орфограмму ( по желанию). (Слайд 20)

1.Дежурный сообщает об отсутствующих.

2.Дети записывают в тетрадь число, классная работа.

Дети выполняют  тест, проверяют по ключу – слайд №4, работают самостоятельно  и выставляют себе оценки .

Дети сидят, слушают, смотрят, запоминают, отвечают на вопросы учителя, исследуют материал, делают выводы,

Записывают в тетрадь необходимый материал и тему урока.

Дети сами формулируют цели урока:

- Выяснить правила написания корней –лаг-, -лож-

Итак, у нас есть цель и есть проблема

Скажите мне скорей

Какой же будет тема? (Слайд 5)

Дети формулируют тему урока (Слайд 6)

- Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –лаг-, -лож-

Выполняют упражнения.

Дети выполняют творческую работу, работают с учебником,

с текстом на слайде презентации.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока, оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....

Урок русского языка по теме "Буквы О – А в корне -лаг-, -лож-".

Методическая разработка урока русского языка для 5 класса по ФГОС содержит подробное описание хода урока на базе игрового и исследовательского методов обучения....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....