Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русское слово"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Гильмутдинова Айгуль Фаниловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №2 Г.ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                  «Согласовано»

заместитель директора  

по воспитательной работе

МБОУ СОШ№2 г.Туймазы

__________/А.Н.Ибатуллина/

«___» ____________        2018г.

                   «Согласовано»

руководитель ШМО

___/Мустафина Х.А.

 «___» _________        2018г

                       «Утверждаю»

директор

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

__________        /А.К.Ракчаев/

Приказ №        ______ от

«___» _________2018года

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

«Русское слово»

направление «Русский язык»

для 5 б, в  классов

2018 - 2019 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Согласовано»                                                        «Согласовано»                                        «Утверждаю»

заместитель директора                                            руководитель ШМО                          Директор МБОУ СОШ № 2

по воспитательной работе                                    _____/Х.А. Мустафина                         _________/А.К.   Ракчаев

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы                          «___»___________2018 г.                         приказ №        от 30.08.2018 г.

  _____/А.Н. Ибатуллина          

«___№ _______2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

«Русское слово»

направление «Русский язык»

для 5 б, в  классов

Составитель:

Гильмутдинова А.Ф.

учитель русского языка и

литературы

2018-2019 учебный год

Программа по внеурочной деятельности «Русское слово »по русскому языку рассчитана на год,  на 34 часа. Она может быть использована для работы с учащимися  5 классов. Её выполнение будет способствовать повышению речевой  деятельности школьников , развитию интереса к русскому языку,   успешной подготовке к участию в олимпиадах.

Пояснительная записка

Учебный процесс в  школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.

Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.

Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности.

Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения.

Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.

Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений, животных, космос, атом.

Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач внеурочной деятельности  по русскому языку

Занятия внеурочной деятельности  по русскому языку обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.

Таким образом, основная цель внеурочной деятельности  по русскому языку – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.

Основным тематическим стержнем работы внеурочной деятельности  по русскому языку является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

Задачами внеурочной деятельности  по русскому языку нужно считать

  • формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
  • повышение речевой компетентности детей;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Учитывая возрастные особенности и содержание программы внеурочной деятельности  по русскому языку, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

В 5 классе занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.

На занятиях внеурочной деятельности  по русскому языку широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.

Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.

Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.

На занятиях внеурочной деятельности  по русскому языку необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.

Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при устройстве лингвистических вечеров.

Данная программа содержит примерное планирование, материал для занятий и имеет целью помочь учителю в организации кружка русского языка для учащихся 5классов.

Курс рассчитан на один год, всего 34 часа.

 

           Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
  • развитие интеллектуального потенциала школьников;
  • повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
  • развитие личности восьмиклассников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
  • Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
  •  заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

https://урок.рф/course/909

Правила участия (дискуссия) https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/465471.html

Учебно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1.

Организационное занятие «Понемногу о многом»

5б-03.09.2018

5в-04.09.2018

5б-03.09.2018

5в-04.09.2018

2.

Великий и могучий

5б-10.09.2018

5в-11.09.2018

5б-10.09.2018

5в-11.09.2018

3.

Великий и могучий

5б-17.09.2018

5в-18.09.2018

5б-17.09.2018

5в-18.09.2018

4.

Звук и буква

5б-24.09.2018

5в-25.09.2018

5б-24.09.2018

5в-25.09.2018

5.

Великие тайны письма.

5б-01.10.2018

5в-02.10.2018

5б-01.10.2018

5в-02.10.2018

6.

Великие тайны письма.

5б-15.10.2018

5в-16.10.2018

5б-15.10.2018

5в-16.10.2018

7.

Откуда взялись названия букв?

5б-22.10.2018

5в-23.10.2018

5б-22.10.2018

5в-23.10.2018

8.

Откуда взялись названия букв?

5б-29.10.2018

5в-30.10.2018

5б-29.10.2018

5в-30.10.2018

9.

Жизнь слов

5б-05.11.2018

5в-06.11.2018

5б-05.11.2018

5в-06.11.2018

10.

Почему мы так называемся?

5б-12.11.2018

5в-13.11.2018

5б-12.11.2018

5в-13.11.2018

11.

Почему мы так называемся?

5б-26.11.2018

5в-27.11.2018

5б-26.11.2018

5в-27.11.2018

12.

Почему мы так называемся?

5б-03.12.2018

5в-04.12.2018

5б-03.12.2018

5в-04.12.2018

13.

Слова - родственники

5б-10.12.1018

5в-11.12.2018

5б-10.12.1018

5в-11.12.2018

14.

Слова - родственники

5б-17.12.2018

5в-18.12.2018

5б-17.12.2018

5в-18.12.2018

15.

Словари – наши добрые спутники

5б-24.12.2018

5в-25.12.2018

5б-24.12.2018

5в-25.12.2018

16.

Словари – наши добрые спутники

5б-09.01.2018

5в-10.01.2018

5б-09.01.2018

5в-10.01.2018

17.

«Тезки наоборот»

5б-14.01.2018

5в-15.01.2018

5б-14.01.2018

5в-15.01.2018

18.

«Тезки наоборот»

5б-21.01.2018

5в-22.01. 2018

5б-21.01.2018

5в-22.01. 2018

19.

Прочь с дороги! Профилактика речевых ошибок

5б-28.01. 2018

5в-29.01.2018

5б-28.01. 2018

5в-29.01.2018

20.

Фразеологические обороты

5б-04.02. 2018

5в-05.02. 2018

5б-04.02. 2018

5в-05.02. 2018

21.

Фразеологические обороты

5б-11.02. 2018

5в-12.02. 2018

5б-11.02. 2018

5в-12.02. 2018

22.

Расскажи о фразеологизме.

5б-25.02. 2018

5в-26.02. 2018

5б-25.02. 2018

5в-26.02. 2018

23.

Расскажи о фразеологизме.

5б-04.03. 2018

5в-05.03. 2018

5б-04.03. 2018

5в-05.03. 2018

24.

«Голос возвысил и бросил крылатое слово»

5б-11.03. 2018

5в-12.03. 2018

5б-11.03. 2018

5в-12.03. 2018

25.

«Голос возвысил и бросил крылатое слово»

5б-18.03.2018

5в-19.03.2018

5б-18.03.2018

5в-19.03.2018

26.

Биография слов

5б-25.03.2018

5в-26.03.2018

5б-25.03.2018

5в-26.03.2018

27.

Биография слов

5б-01.04.2018

5в-02.04.2018

5б-01.04.2018

5в-02.04.2018

28.

Язык имеет свои краски.

5б-15.04.2018

5в-16.04.2018

5б-15.04.2018

5в-16.04.2018

29.

Язык имеет свои краски.

5б-22.04. 2018

5в-23.04. 2018

5б-22.04. 2018

5в-23.04. 2018

30.

Вечер грамматических игр.

5б-29.042018

5в-30.04. 2018

5б-29.042018

5в-30.04. 2018

31.

Вечер грамматических игр.

5б-06.05. 2018

5в-07.05. 2018

5б-06.05. 2018

5в-07.05. 2018

32.

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

5б-13.05. 2018

5в-14.05. 2018

5б-13.05. 2018

5в-14.05. 2018

33.

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

5б-20.05. 2018

5в-21.05. 2018

5б-20.05. 2018

5в-21.05. 2018

34.

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

5б-27.05. 2018

5в-28.05. 2018

5б-27.05. 2018

5в-28.05. 2018

Содержание программы

Тема  1.     Организационное занятие «Понемногу о многом»

Содержание  материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.

Тема  2-3.     Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Тема  4.     Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Тема  5-6.    Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Тема  7-8.    Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема  9.   Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Тема  10-12.    Почему мы так называемся?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Тема  13-14Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. АббревиатураНовые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема15-16.  Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема 17-18. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 19. «Прочь с дороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Тема 20-21. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема 22-23. Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Тема 24-25. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема 26-27. Биография слов. Викторина по фразеологии:

  • Откуда пришли выражения?
  • Пять фразеологизмов из сказок.
  • Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
  • Подобрать синонимы к фразеологизмам.
  • Привести фразеологизмы наших дней.
  • Написать короткий рассказ про фразеологизм.
  • Вопросы занимательной грамматики.
  • Шарады.

Тема 28-29. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Тема 30-31. Вечер грамматических игр:

  • Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
  • Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
  • Расшифруйте и запишите слова-ответы в веселых примера:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

  • Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
  • Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
  • Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Тема 32. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема 33-34. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с.
  2. «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
  3. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
  7. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966, - 205 с.
  8.  В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, - 304 с.

Оборудование:

  1.  Компьютер
  2.  Проектор

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кладовая слов»

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".

       В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В мире поэтического слова. 7 класс. Соответствие ФГОС.

Данная программа реализуется в 7 классе. Структура рабочей программы соответсвует ФГОС....

рабочая программа по внеурочной деятельности "К тайнам слова" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «К тайнам слова» разработана на основе Федерального государственного стандарта образовательного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс

«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...