Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".
рабочая программа на тему

Боярова Людмила Валентиновна

         В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_slov_1.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

III, IV, V вида № 6»

Прошла обсуждение на МО

Протокол № __ от _________

Согласовано

Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова

______________ 20      г.

Утверждаю

Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ

№ 6»

_________ Н. В. Соловьёва

______________ 20      г.

Рабочая программа

(модифицированная)

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Удивительный мир слов»

 для воспитанников  1класса.

Срок реализации программы 1 год.

Составитель:  

Боярова Людмила Валентиновна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Волгоград, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                     

        Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы-интерната;
  • Основная образовательная программа начального общего образования школы;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Пособие для учителя: Занимательно о русском языке/ Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

                                   Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;
  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • практическое знакомство с богатейшими возможностями, с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • пробуждение интереса к родному языку, овладение учебными действиями с единицами языка, практическая реализация умений, связанных с «процессом познания нового».

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются орфоэпическое, лексическое, грамматическое разнообразие мира слов, пути его познания, развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, привлечение внимания детей к миру слов, повседневно употребляемых, дав им понять, что мир слов увлекателен сложен и разнообразен, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

В условиях коррекционной школы-интерната программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введение элементов культурологи.            

                   Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование представления о языке как универсальной ценности, о структуре языка (его грамматического строя, основного словарного фонда, истории развития русского языка);
  • развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания);
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.    

                   Место курса в учебном плане.

        Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1класса. Программа рассчитана на 33 занятия в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Филология», не требует от учащихся дополнительных знаний по родному языку.

                                           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 класс.

№п/п

Тема раздела

Кол-во занятий

Универсальные учебные действия

1

Мир полон звуков.

 

14

  • участвовать в процессе обсуждения проблемных вопросов, пытаться формулировать собственное мнение;
  • уметь понять представленную информацию;
  • осуществлять взаимопомощь в учебной работе;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • развивать фонематический слух и понимать информационный текст;
  • развивать взаимодействие в процессе игры;
  • на основе необходимой информации строить связно монологическое высказывание;
  • умение оценивать правильность выполнения действий, самостоятельно осуществлять контроль по результату выполнения задания.

2

Сквозь века.

10

3

Секреты нашей речи.

7

4

Где живут слова.

2

         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» в условиях коррекционной школы ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, потребности обучения различным способом познания языковых единиц. Знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для изучения курса русского языка, пробуждает интерес к речевым явлениям, поддерживает свойственную школьникам пытливость ума.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.                                      

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных книг, к их поступкам.
  • эмпатия – сочувствие другим людям, сопереживание;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенству собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;
  • интерес к чтению, потребность в чтении;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • делать выводы в результате совместной работы;
  • подробно пересказывать небольшие тексты;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других, фиксировать тему, ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и идеологической формами речи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Материалы для учителя:

Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Пособие для учителя: Занимательно о русском языке– Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В.И.Даль. – М.: Эксмо, 2007

Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1994

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 класс/ Е.В.Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.

Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.

Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.

Демонстрационные картины для развития речи учащихся 1 класса.

Компьютерное оборудование.

                          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*

1 класс.

№п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия, количество часов

По плану

Фактически

1

Мир полон звуков.

 14 занятий

Звуки вокруг нас. 2 ч.

2

Фабрика речи. 2 ч.

3

Смысл и бессмыслица. 2 ч.

4

Полоса препятствий. 2 ч.

5

Рисуем звуками. 2 ч.

6

Трудности разговорного жанра.

7

Увлекательное рядом. 2 ч.

8

Можно ли сломать язык.

9

Сквозь века.   10 занятий

Словесные раскопки. 2 ч.

10

Так считали наши предки. 2 ч.

11

Весёлая буква алфавита. 4 ч.

12

Загадки русского языка. 2 ч.

13

Секреты нашей речи.

7 занятий

Слова одинаковые, но разные. 2 ч.

14

Когда слова спорят? 2 ч.

15

Имена, имена, имена. 3 ч.

16

Где живут слова.  2 занятий

Словарь – дом для слов.

17

«Местные жители» и «иностранцы»

Итого:

33 занятий

 - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление

Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестанда...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...