Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, ожидаемые результаты и способы их определения, Содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_7kl.docx56.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

                                                       

Рассмотрена и согласована                    Принята                                                   Утверждена

на заседании  методического совета     на заседании педагогического

                                                                                                           совета    приказом по школе

Протокол                                                  Протокол                                       от«   »    2019 г.№

от «    »      2019 г.  №                             от «   »   2019  г.  №                           Директор школы

Председатель методического совета    Председатель педагогического

                                                                                                          совета         ___/Макаева В.В.

_____/Рощупкина Т.Г../                           ______/Рощупкина Т.Г./

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«ЮНЫЙ ЭРУДИТ»

7 класс

на 2019-2020 учебный год

Учитель: Баркова М.И.

д. Разбираевка

2019 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 7 класса по математике «Юный эрудит» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Программа «Юный эрудит» составлена на основании установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений».
  • с приказом МОРФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта среднего общего образования»
  • Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «Безлепкинская ООШ»

Основная цель курса внеурочной деятельности:

- создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика

Задачи курса:

Обучающие:

  • Научить правильно применять математическую терминологию;
  • Совершенствовать навыки счёта;
  • Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «юный эрудит» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан для 7 класса на 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Познавательные УУД:

- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;

Ожидаемые результаты и способы их определения

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Юный эрудит» обучающиеся должны/получат возможность

знать/понимать:

  • основные ключевые понятия математики;
  • способы решения головоломок, ребусов;
  • некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
  • о некоторых великих математиках и их достижениях;
  • об открытии нуля;
  • признак делимости на 11;
  • иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
  • о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
  • головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
  • число Шахерезады; числа палиндромы;
  • методы рассуждений;
  • простые и сложные высказывания;
  • составные части математических высказываний;
  • необходимые и достаточные условия.

уметь:

  • решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
  • решать задачи на переливание жидкости;
  • определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
  • правильно употреблять математические термины;
  • решать задачи на математическую логику;
  • строить логические рассуждения;
  • самостоятельно принимать решения, делать выводы.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

Содержание тем учебного  курса

Раздел I. Из истории математики 6 часов

Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать?Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов.Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.

Раздел II. Великие математики 6 часов

Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда.Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России

Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.

Доклады о великих математиках.

Глава III. Из науки о числах 9 часов

Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи.Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа.Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).

Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина.

Глава IV. Логика в математике 8 часов

Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи на математическую логику.Задачи на планирование.

V. Геометрические головоломки 5 часов

Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение  листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве.Соразмерность.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них контрольные работы

Из истории математики

6

нет

Великие математики

6

нет

Из науки о числах

9

нет

Логика в математике

8

нет

Геометрические головоломки

5

нет

Итого

34

не предусмотрено программой

                                   

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Раздел и основное содержание темы

Кол-во

часов

факт

план

1

Арифметика каменного века

1

2

Числа начинают получать имена

1

3

Загадка числа «7»

1

4

Живая счетная машина

1

5

Дюжины и гроссы

1

6

Математика Вавилона

1

7

Пифагор и его школа

1

8

Архимед

1

9

Задачи на переливание жидкостей

1

10

Мухаммед из Хорезма

1

11

Развитие математики в России

1

12

Л.Ф.Магницкий и его«Арифметика»

1

13

Открытие нуля

1

14

Число Шахеризады

1

15

Любопытные свойства натуральных чисел

1

16

Признак делимости на 11

1

17

Числа счастливые и несчастливые

1

18

Арифметические ребусы

1

19

Некоторые приемы быстрого счета

1

20

Числовые головоломки

1

21

Арифметическая викторина

1

22

Учимся правильно рассуждать

1

23

В математике «не», «и», «или»

1

24

Понятия «следует», «равносильно»

1

25

Составные части математических высказываний

1

26

Верные и неверные высказывания

1

27

Необходимые и достаточные условия

1

28

Затруднительные положения

1

29

Несколько задач на планирование

1

30

Головоломка Пифагора

1

31

Удивительные луночки

1

32

Колумбово яйцо

1

33

Не верь глазам своим

1

34

Заключительное занятие - игра «Верю, не верю»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Литература для учителя

1.1

книга под редакцией

«Математика 6 » Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2015г.

1

1.2

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2013.

1

1.3

Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010.

1

1.4

Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. – М.: НТЦ Университетский, 2009.

1

1.5

Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 2012.

1

1.6

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 2009.

1

1.7

Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2013.

1

1.8

Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013.

1

1.9

Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/С.С.Минаева – М.:Издательсвто «Экзамен», 2010.

1

1.10

Математика 5-6 кл. Устные упражнения./ С.С.Минаева – М.: Просвещение , 2011.

1

2.

Литература для ученика

2.1

книга под редакцией

«Математика 6» Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2015г.

22

3.

Технические средства обучения

3.1

Компьютер

1

3.2

Мультимедийный проектор

1

3.3

Экран

1

3.4

Веб камера

1

4.

Электронные образовательные ресурсы

4.1

Наименование сайтов• www.1september.ru

• www.math.ru

• www.allmath.ru

• www.uztest.ru

• http://schools.techno.ru/tech/index.html

• http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

• http://methmath.chat.ru/index.html

• http://www.mathnet.spb.ru/

7

4.2

Наименование электронных пособий:

1)(лицензионные ЭОР)

Математика (Планиметрия)

Математика 5-6 кл. «Просвещение»

Курс математики 21 века «Медиа хауз»

1С: школа, математика 5-11 класс практикум Л.Я. Боревский

2) презентации:

  1. Счет у первобытных людей.
  2. Число нуль.
  3. Математическая наука в Вавилоне.
  4. Иероглифическая система древних египтян.
  5. Пифагор и его школа.
  6. Архимед.
  7. Мухаммед из Хорезма и математика Востока.
  8. Развитие математики в России
  9. Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика».
  10. Признак делимости на 11.
  11. Числа счастливые и несчастливые.
  12. Арифметические ребусы.
  13. Приемы быстрого счета.
  14. Числовые головоломки.
  15. Арифметическая викторина.
  16. Головоломка Пифагора.
  17. Колумбово яйцо.
  18. Лист Мебиуса.
  19. Устный счет.
  20. Геометрические тела
  21. Задания для устной работы по теме «Развертки»
  22. Шарады

4

22

5.

Оборудование

5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

15

5.2

Стол учительский со стулом

1

5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4

5.4

Тумба для таблиц

1

                                  Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

                                                       

Рассмотрена и согласована                    Принята                                                   Утверждена

на заседании  методического совета     на заседании педагогического

                                                                                                           совета    приказом по школе

Протокол                                                  Протокол                                       от«   »    2019 г.№

от «    »      2019 г.  №                             от «   »   2019  г.  №                           Директор школы

Председатель методического совета    Председатель педагогического

                                                                                                          совета         ___/Макаева В.В.

_____/Рощупкина Т.Г../                           ______/Рощупкина Т.Г./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

социального направления

«Финансовая грамотность»

7 класс

на 2019– 2020 учебный год

Учитель: Баркова Мария Ивановна

д. Разбираевка

2019г

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)
  2.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010)

4.Учебный план МОУ «Безлепкинская ООШ»

5.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое в МОУ      «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа предназначена для 7 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы 

Формы, методы, технологии обучения

При изучении курса предполагается использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения с преобладанием последних.

  1. Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами, номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

  1. Один — два — вместе

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее они объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге составляется группа из двух или трёх пар и вырабатывается общий ответ. По этой методике может разрабатываться эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

  1. Технология интеллект-карт

Составление диаграммы связей – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Интеллект-карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

  1. Мозговой штурм и сетка принятия решений

В групповых проектах эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости

от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может играть учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором

этапе идеи выдвигаются, фиксируются, не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору. В процессе выбора из нескольких альтернатив использовать сетку принятия решений. В этом случае необходимо чётко определить критерии, по которым будет оценена каждая альтернатива. Чаще всего не бывает полных совпадений по всем критериям.

  1. Исследование и мини-исследование

Поскольку целью курса является вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность служит, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, и оценку полученных результатов. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы, графика или короткого текста. Более полное исследование предполагает наличие разных источников информации (статистических данных, опросов, интервью), оформление

списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией, доклада.

  1. Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки образовательных результатов

Для контроля достигнутых результатов обучающиеся выполняют задания из рабочей тетради «Контрольно-измерительные материалы», входящей в учебно-методический комплект курса «Финансовая грамотность». Для проверки знания содержания разделов предлагаются кроссворды. Изучение первого раздела завершается кроссвордом 1, второго и третьего — кроссвордом 2, четвёртого — кроссвордом 3. По итогам изучения первого и второго разделов проводится ролевая игра «Семейный бюджет», третьего — выполняется проект «Государство — это мы!». Завершает изучение курса итоговая проверочная работа по всей тематике курса.

 Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Общая характеристика учебного предмета

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1.

Доходы и расходы семьи

10

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Составление семейного бюджета.

2.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Ролевая игра.

   3.

Семья и государство: как они взаимодействуют.

6

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

Мини-исследование.

   4.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье?

11

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Составление личного финансового плана.

   5.

Что такое финансовая грамотность?

1

Содержание финансовой грамотности

Тестирование.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема/ Тема урока

Кол-во часов

Дата

10

1

Введение

1

2-3

Деньги

2

4-5

Доходы семьи

2

6-7

Расходы семьи

2

8-9

Семейный бюджет

2

10

Доходы и расходы семьи

1

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

13-14

Страхование

2

15-16

«Семейный бюджет»

2

Семья и государство: как они взаимодействуют

6

17-18

Налоги

2

19-20

Социальные пособия

2

21-22

Государство – это мы

2

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

23-24

Как спасти деньги от инфляции

2

25-26

Банковские услуги

2

27-28

Собственный бизнес

2

29-30

Валюта в современном мире

2

31-32

Благотворительность

2

33

Личный финансовый план

1

34

Что такое финансовая грамотность

1

Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы обеощеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-ресурсы:

1.        Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2.        Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.

Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...