Контрольная работа о русскому языку для обучающихся 9-го класса (новая форма ОГЭ). Вариант 4.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Агапова Татьяна Николаевна

Контрольная работа о русскому языку для обучающихся 9-го класса (новая форма ОГЭ). Вариант 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_4.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА О РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (НОВАЯ ФОРМА ОГЭ)

Ответами к заданиям 1–7 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. (2)Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. (3)В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. (4)Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. (5)Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.расцвет творчества

2.он создаёт

3.привлекала возможность

4.стихией была современность

5.Репин провёл

Ответ ________________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Это было единственное место (1) в которое (2) по рассказам деревенских жителей  (3) можно было ранить колдуна насмерть (4) но он спасся тем (5) что немедленно обратился в верстовой столб (6) в котором острый инструмент башмачника застрял так крепко (7) что тот никак не мог его вытащить и должен был расстаться с ним (8) хотя шило башмачнику было решительно необходимо.

Ответ ___________________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «посуда из глины», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕССМЫСЛЕННЫЙ на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)ЗАПУЩЕНЫ (в небо)– в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ВЫЧИТАТЬ– написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) РОЖЬ– в форме единственного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (будет) ПО-ВОЛЧЬИ– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса - И.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 5–7.

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил маме.

(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:

– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

(9)Лена Попова была его соседкой по парте.

– (10)Зачем? – хмуро спросил он.

– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.

– (16)Это тебе.

– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!

(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!

(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:

– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! (35)Вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол. – (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!

(37). Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок

(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

 (По В. Железникову)*

Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

  1. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Витя помнил о празднике и подарил мае букет мимозы.
  2. Все одноклассники Вити поздравили девочек.
  3. Лена Попова очень обрадовалась букету цветов.
  4. Витя решил, то в конфликте с ребятами виновата мама.
  5. Все смотрели на Витю и спрашивали, чей он жених.

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1.Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

2.Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

3.Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

4.Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.

5.По дороге ему казалось, что все на него оглядываются.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову цветочки (предложение 37 ).

Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: ___________________________.