Контрольная работа о русскому языку для обучающихся 9-го класса (новая форма ОГЭ). Вариант 3.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Агапова Татьяна Николаевна

Контрольная работа о русскому языку для обучающихся 9-го класса (новая форма ОГЭ). Вариант 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_3.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА О РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (НОВАЯ ФОРМА ОГЭ)

Ответами к заданиям 1–7 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. (2)В семье он был самым младшим, семнадцатым. (3)Восемь детей из семнадцати умерли настолько маленькими, что трём из них родители даже не успели дать имена. (4)Склонность к образованию и науке Менделеев получил от своих родных. (5)Дед Павел Максимович Соколов был священником, отец Иван Павлович Менделеев окончил филологическое отделение Главного педагогического института, а мать Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева самостоятельно изучила гимназический курс.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.Дмитрий Менделеев родился зимой.

2.он был.

3.родители не успели дать.

4.Менделеев получил.

5.дед был священником.

Ответ ________________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На дворе (1) где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил (2) что это за шут гороховый в юбке (3) с которым я только что беседовал (4) я (5) весело смеясь (6) ответил (7) что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

Ответ ___________________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «зал для спорта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИСПОЛНЕННЫЙ на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РАССЕКРЕЧЕНЫ (материалы) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ЗАМЕРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) ТИШЬ в форме единственного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (будет) ПО-МОЕМУ– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 5–7.

(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. (2)Она была похожа на огромную куницу: тёмно-бурая, покрытая длинной жёсткой шерстью. (3)По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

(4)В клетку поставили деревянный домик. (5)Однако росомахе домик не понравился. (6)После долгих поисков она устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью, а через несколько дней оттуда послышался писк новорождённых.

(7)С появлением маленьких детёнышей росомаха перестала тосковать и рваться на волю. (8)А если же её детёнышам грозила опасность, она как-то по-особенному рычала, и детёныши, словно по команде, скрывались под домиком. (9)Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. (10)Серые хищники давно охотились за её малышами. (11)Если те подбегали к решётке, волки злобно рычали, шерсть у них поднималась дыбом, они хватали зубами за сетку и с силой дёргали, стараясь схватить росомашек.

(12)Днём волков отгонял служитель. (13)Зато ночью им никто не мешал. (14)И вот однажды, когда волки, как обычно, дёргали сетку, она не выдержала напора, разорвалась, и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.

(15)Увидев, что детёнышам грозит опасность, мать смело бросилась к ним на защиту. (16)Она была гораздо слабее двух волков и, не будь у неё детей, уж, наверное, постаралась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?

(18)Она яростно кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.

(19)Несколько раз пробовали волки пробраться к ним под домик, и каждый раз их отгоняла росомаха.

(20)Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. (21)Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. (22)Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на малышей и, с какой бы стороны ни старались их схватить волки, моментально поворачивалась и встречала их оскаленной пастью.

(24)Закрывая собой детёнышей, росомаха даже не могла теперь увернуться от укусов волков и всё-таки находила в себе силы отбивать их нападение.

(25)Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож. (26)Он быстро отпер клетку и загнал волков на место. (27)Потом крепко заделал отверстие и подошёл к росомахе. (28)Она так ослабела, что у неё не было даже сил подняться. (29)И всё-таки, когда сторож хотел поглядеть, целы ли её малыши, она оскалила зубы и по-прежнему была готова их защищать.

(30)Убедившись, что малыши невредимы, сторож ушёл, а росомаха с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей.

(По В. Чаплиной)*

* Чаплина (Михайлова) Вера Васильевна (1908–1994) – известная детская писательница.

  1. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Утром волки пролезли в клетку к росомахе.
  2. Росомаха легко отбивалась от нападения.
  3. Сторож дежурил около клетки и днём, и ночью.
  4. Росомаху с детёнышами привезли в зоопарк.
  5. Волки пробрались в деревянный домик.

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1. А если же её детёнышам грозила опасность, она как-то по-особенному рычала, и детёныши, словно по команде, скрывались под домиком.

2. Она была похожа на огромную куницу: тёмно-бурая, покрытая длинной жёсткой шерстью.

3. И всё-таки, когда сторож хотел поглядеть, целы ли её малыши, она оскалила зубы и по-прежнему была готова их защищать.

4. Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей.

5. Несколько раз пробовали волки пробраться к ним под домик, и каждый раз их отгоняла росомаха.

        

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ХИЩНИКИ (предложение 10 ).

Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: ___________________________.