Выступление на семинаре по теме "Берегите наш язык!"
статья по русскому языку

Гильмутдинова Милавше Нурисламовна

Выступление на семинаре учителей русского языка по теме "Берегите наш язык!" направлено на сохранение русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_nash_yazyk.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре учителей русского языка Высокогорского муниципального района РТ

Гильмутдинова Милавше Нурисламовна

   Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса, -писал И.С.Тургенев.

Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств.

Увы, нынешнее время нельзя назвать порой расцвета русского языка. Сегодня, когда общение непростительным образом упрощается, а в речи то и дело проявляются иностранные, заимствованные термины, русский язык переживает не лучшие свои дни. Судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения.

  Слова, заимствованные из других языков, влияют на нашу речь, следовательно, на всю нашу жизнь, на качество жизни. Эта тема актуальна, так как заимствование иноязычных слов происходит постоянно. Происходит это потому, что у человека постоянно растет потребность в чем-либо новом, в частности в новых словах.

 Проблема состоит в том, что, отдавая предпочтение иностранным словам, мы отдаляемся от использования собственных русских слов.

Следует ли избегать в речи иностранных слов, заменяя их русскими? Нет, не всегда. В книжной, а особенно в научной речи они просто необходимы в качестве специальных терминов.

Заимствование – естественный и необходимый процесс развития любого языка.

История языка доказала, что все эти иностранные слова прижились и стали нам родными. Некоторые  слова  пришли к нам давно, и сейчас только ученые-  лингвисты могут определить их «иностранность». Таково, например,  слово хлеб, которое многими языками, и в частности русским, было заимствовано из древнегерманского.  Многие заимствованные слова, если употреблять их разумно, к месту, обогащают нашу речь, делая её точной и выразительной.  

Не засоряют ли иностранные слова наш  русский язык? Чрезмерность, неуместность, необоснованность употребления иноязычных

слов приводит к образованию нелепых фраз.  Например:

свободная вакансия (вакансия – это свободная должность), первый дебют (дебют – первое выступление).

Неоправданное введение в текст заимствованных слов наносит большой ущерб художественной речи. Речь обесцвечивается, становится невыразительной.

 

 Давайте  задумаемся.  Если без какого–то заимствованного слова можно обойтись, то надо ли его употреблять?   Я представляю, как директор нашей школы объявит на родительском собрании:

« Первого сентября мы ждем ваших детей в новом имидже, оживите их школьный дресс-код, воспользуйтесь советами дизайнеров»… Смешно?

Разумеется, неуместное употребление иноязычных слов недопустимо, и мы не должны смотреть, как засоряется иноязычием русская речь. А для этого нужна планомерная работа, конечная цель которой - воспитание хорошего языкового вкуса.

 Защита и охрана природных богатств, охрана и восстановление памятников культуры-это часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном отношении. Русский литературный язык надо беречь от засорения. Свое выступление хочу закончить стихотворением Вадима Шефнера «Устная речь»

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких.

Сникнув, голос, потеряв,

Взаперти, как птицы в клетке,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Пособие к уроку по теме "Алфавит" (обучающий плакат). Выступление Михайловой И. А.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыМихайлова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 311 г. Санкт-Петербург)...

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Повторение по теме "Фонетика". Выступление Петровой О. Ю.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыПетрова Ольга Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 296 г. Санкт-Петербург)...