Выступление на семинаре ''Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования''
план-конспект на тему

Супонина Анна Александровна

              Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования. Согласно проекту стандарта общего образования, элективные курсы должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе.

             Цель элективных курсов - раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи при выборе будущей профессии. Элективные курсы по иностранным языкам в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля, нацелены на формирования у учащегося умения делать ответственный выбор и играют роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.

             В настоящее время в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования в области узучения иностранных языков становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своём дальнейшем образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

«Элективные курсы по иностранному языку

как важное условие определения

индивидуальной траектории развития

 личности в рамках школьного образования»

Доклад

на семинаре учителей иностранных языков

школ города Саранска

Учитель немецкого языка

МОУ СОШ №32 –

Супонина А.А.

2011 - 2012 уч. год

 Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей.  Как известно, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников, в том числе и по иностранному языку: общеобразовательная/базовая и профильная.

Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков по иностранным языкам, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые  определяют современное качество содержания образования.

          Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентноспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества.    

          В общеобразовательной школе закладывается «социальное самочувствие»  человека. Оно во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Поэтому важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании для учащихся условий выбора профессиональной подготовки и профессионального обучения.

         Достаточно полно учесть склонности, способности учащихся, их намерения и будущие профессиональные интересы позволяет профильная подготовка. Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как  элективные курсы,  которые являются важным условием развития личности в рамках школьного образования.

Что же такое элективные курсы?

 Элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования,  должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы  - это основа предпрофильной подготовки учащихся. В проекте государственного образовательного стандарта применительно к обучению иностранному языку на старшей ступени выделяется филологический профиль, т.е. углубленное изучение иностранного языка. Поэтому предпрофильная подготовка  по иностранному языку рассматривается ориентацией именно на филологический профиль, однако с возможными его модификациями.

Внедрение элективных курсов по иностранному языку способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе. Формы обучения должны быть ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

Целью элективных курсов  является  раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи  при выборе будущей профессии.  Элективные курсы  входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. Но какие именно курсы посещать – решают они сами.

Какие цели преследует учитель иностранного языка во время проведения элективных курсов?

Развивающие:

  • показывает значение иностранного языка в диалоге культур;
  • развивает у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
  • показывает роль иностранных государств, их культуры и экономики;
  • развивает умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка,
  • развивает у учащихся познавательный интерес.

Обучающие:

  • обеспечивает формирование способности к осознанному выбору профиля, курсов и освоения нового материала
  • готовит  учащихся к сдаче экзаменов;
  • обучает  навыкам проектной работы;
  • обеспечивает  усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
  • контролирует  степень усвоения умений и навыков;

Воспитательные:

  • обеспечивает формирование новых качеств в ходе освоения общечеловеческих ценностей;
  • содействует формированию мировоззренческих понятий;
  • осуществляет нравственное воспитание.

           С введением профильного обучения с 2003/2004 уч. года  и наша школа была включена в этот эксперимент: выпускники 9 классов были поставлены перед необходимостью конкретно оценить свои силы и принять решение о выборе профиля обучения в 10-11 классах. Нам, учителям иностранного языка, тоже было сделано предложение вести элективные курсы.  Для того, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор, я провела анкету «Какой вид деятельности с использованием иностранного языка наиболее привлекателен для вас?»

  • Преподавание иностранного языка.
  • Перевод устный.
  • Перевод письменный.
  • Исследовательская работа в области лингвистики.
  • Исследовательская работа в области зарубежной литературы.
  • Туристический бизнес.
  • Международная журналистика.

Поскольку большинство учащихся 9 классов привлёк  туристический бизнес, я разработала программу элективного курса «Вдоль Рейна». В качестве методических пособий за основу я взяла учебное пособие И.А.Архиповой «Вдоль Рейна» и словарь-справочник «Бизнес-курс немецкого языка» автора Н.Ф.Бориско. Благодаря мировым политическим и экономическим процессам интеграции, распространению современных средств связи (Интернет, сотовая связь) нынешнее поколение школьников имеет больше возможностей для общения с представителями других стран. Такое общение требует многих знаний, умений и навыков – знание особенностей чужой и своей культур. Поэтому программа данного курса «Вдоль Рейна» была направлена на решение следующих задач - расширение знаний по страноведению и овладение основами делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях. Для программы курса использовались оригинальные материалы с новейшей всесторонней информацией о Германии и лексико-грамматические упражнения.

       Учащиеся 9-х классов получили интересные сведения о федеральных землях и городах Германии, расположенных на берегах Рейна, о выдающихся представителях литературы и культуры Германии, в жизни и творчестве которых Рейн сыграл значительную роль.

Таким образом, решались задачи курса – дать обучающимся представление о некоторых сторонах общественной и культурной жизни Германии и  научить вести деловой разговор как устно так и в письменном виде.

           Формы проведения занятий различные -  лекции,  лекции – диалоги,  викторины,  игры – путешествия,  диалоги,  ролевые игры,  дискуссии,  самостоятельные работы,  тесты.              

                      В качестве дополнения к упражнениям  были использованы видео – и аудиоматериалы, компьютерные программы, построенные  на различных видах аутентичных текстов диалогического и монологического характера. Также были  предложены коммуникативные задания, которые помогли  приобрести необходимые навыки и умения.

По окончанию процесса освоения программы элективного курса « Вдоль Рейна»  учащиеся сделали презентации творческих  работ:

-   групповые проекты на тему: « Вдоль Рейна»;

-   стихотворения о великом Рейне;

-   кроссворды на тему « Путешествие по Рейну».

Творческие работы  используются  учениками в качестве дополнительного материала в процессе овладения языком. 

 Предпрофильная подготовка учащихся – одно из направлений модернизации структуры и содержания общего образования. Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория учащегося, которая отражает, с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой, - обеспечивает ему возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности.                Индивидуальная образовательная траектория учащегося является персональным путем реализации  его личностного потенциала. При этом речь идет о его познавательных, творческих, коммуникативных и прочих способностях.  Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной  программы.

 В ходе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов стало возможным:

  1. реализовать личностно-ориентированный подход к обучению с целью побуждения потребности к самосовершенствованию;
  2. уточнить образовательный запрос для принятия адекватного профориентационного решения;
  3. создать портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных его достижений.

           Начиная с 9-го, а иногда и с 8-го класса ребята могут изучать иностранный язык на занятиях элективных курсов. Элективные курсы по выбору, как я уже сказала, являются составной частью предпрофильной подготовки учащихся.

         Это ещё не профильное обучения, но уже подготовка к нему. Предпрофильная подготовка – это информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе. Это - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности. Такая система содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения. 

     Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» целями перехода к профильному обучению является «расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». Следовательно, при переходе на профильное обучение мы, педагоги, должны не только обеспечивать учащихся готовыми знаниями, а побуждать их к поиску и  получению собственного образовательного продукта, которым в условиях предпрофильной подготовки становится самоопределение. Предпрофильное обучение – это шаг во взрослую жизнь, это система специализированной подготовки учащихся.

         Элективные курсы по иностранным языкам  в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля,  нацелены на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор и  играют роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.  Поэтому должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственного  образовательного пути.

Элективные курсы по иностранным языкам  призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.

          Профильный уровень ориентирует на продолжение образования в выбранной области знания, предусматривает в большей мере  самостоятельность школьников. При изучении иностранного языка на профильном уровне осуществляется углубление их   гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счёт элективных курсов.

Задачи элективных курсов по иностранным языкам:

     1. Дать ученику возможность реализации личные познавательные интересы в выбранной им образовательной области.

     2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся.

     3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

     4. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору.

     5. Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность).

     6. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

На элективных курсах в основной и старшей школе  формируется  и развивается информационная  культура средствами иностранного языка, что  предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета.  Это, прежде всего, касается следующих умений:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность при работе с иноязычными и двуязычными материалами;
- участвовать  в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;
- извлекать  необходимую информацию из иноязычных источников;
- отделять  основную  информацию от второстепенной; 
- критически  оценивать  достоверность полученной информации;    
- передавать  содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбирать  знаковые системы  адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-  работать продуктивно и целенаправленно с  текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать  их специфику;

-адекватно воспринимать  язык средств массовой информации;
-создавать  материал для устных презентаций с использованием на старшей ступени обучения мультимедийных технологий.
              Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование  информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания.

             В заключении я хочу вернуться к теме моего доклада « Элективные курсы по иностранным языкам как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования» и показать, что в этом я убедилась и сама на практике. Я уже рассказывала об элективных курсах для учащихся 9классов «Вдоль Рейна». В 10 классе мне не удалось принять участие в профильном образовании, т.е. я не вела элективный курс в 10 классе за неимением достаточного количества часов для проведения элективных курсов по иностранным языкам.. И тогда двое учащихся, которые работали со мной в 9 классе, изъявили желание дополнительно заниматься немецким языком и выполнить научно-исследовательскую работу по страноведению. В то время открывалась в г.Саранске немецкая фирма «Франц Кляйне». И это дало нам шанс заняться исследованием возникновения и работы этой немецкой  фирмы. Работа была проделана не малая: ребята посещали фирму, брали интервью, писали письма с вопросами в г. Зальцкоттен. Мы выяснили, что немецкая фирма FRANZ KLEINE занимается разработкой и производством сельскохозяйственной техники для посева, уборки, погрузки и очистки сахарной свеклы с 1874 года. Основателем фирмы был кузнец FRANZ KLEINE, проживающий в г.Зальцкоттен (Германия, земля  Nordrhein Westfalen). Я не буду много рассказывать о научной работе, но хочу сказать, что на примере работы этих учащихся можно хорошо проследить определение индивидуальной траектории развития личности:  элективный курс – исследовательская работа учащихся – поступление в ВУЗ на отделение «Механизация сельского хозяйства» и поступление в педагогический институт  на факультет иностранных языков. Это и доказало, что элективные курсы явились важным условием развития личности.
         Таким образом,  в настоящее время в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития  личности в рамках школьного образования  в области изучения  иностранных языков становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования»

Слайд 2

Двухуровневая подготовка школьников Общеобразовательная /базовая Профильная

Слайд 3

Ключевые компетенции Система универсальных знаний, умений, навыков Опыт самостоятельной деятельности Личная ответственность

Слайд 4

Элективные курсы – это основа предпрофильной подготовки

Слайд 5

Цели э лективных курсов Воспитательные Обучающие Развивающие

Слайд 6

Какой вид деятельности наиболее привлекателен для вас? 1.Преподавание иностранного языка. 4.Исследовательская работа в области лингвистики. 2. Перевод устный 3. Перевод письменный 5.Туристический бизнес. 7.Международная журналистика. 6.Исследовательская работа в области зарубежной литературы .

Слайд 7

« Вдоль Рейна» Программа элективного курса по немецкому языку для учащихся 9 классов. Автор: Супонина А. А. учитель немецкого языка школы № 32 г. Саранск 2007г.

Слайд 8

Индивидуальная образовательная траектория учащегося о тражает сферу интересов и возможностей учащегося о беспечивает учащемуся возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности

Слайд 9

Предпрофильная подготовка учащихся даёт возможность р еализовать личностно- ориентированный подход к обучению с целью побуждения потребности к самосовершенствованию ; у точнить образовательный запрос для принятия адекватного профориентационного решения; с оздать портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных его достижений.

Слайд 10

Шаг во взрослую жизнь Система специали - зированной подготовки уч-ся Профильное обучение

Слайд 11

Элективные курсы по иностранным языкам в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля; н ацелены на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор; и грают роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.

Слайд 12

Профильный уровень о риентирует школьников на продолжение образования в выбранной области знания о существляет углубление гуманитарно-филологической подготовки школьников п редусматривает в большей мере самостоятельность школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"

Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....

Реализация воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» как необходимое условие формирования личности

 Процесс преподавания иностранного языка имеет потенциальные возможности развития личности. Иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, а главная цель его изучения – развитие ин...

выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D

выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D...

Элективные курсы по иностранному языку

1. Элективный курс "Английский без ошибок"...

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...