выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D
материал по русскому языку на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном  семинаре

« Совершенствование работы учителя русского языка и литературы в рамках личностно ориентированного подхода к обучению»

Тема, над которой работает МОУ СОШ №22: «Совершенствование работы учителя в рамках личностно ориентированного подхода к обучению учащихся.»

В январе был проведён семинар по этой теме. На нём выступили с отчётами по проблеме учителя русского языка и литературы.

Зуева В.В. рассказала о системе работы с разноуровневыми карточками на уроках русского языка.

Толстых Л.А. остановилась на уроке «Уметь любить человека»  (по рассказам А.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок» и Бунина И.А. «Лапти».)

Савушинская Э.А. уделила внимание личностно ориентированному подходу при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, при изучении современной поэзии «Актуальные проблемы современной поэзии» и на уроке развития речи «Изложение с творческим заданием».

Каменева Е.М. рассказала об уроке – работе над ошибками «Письмо учёному соседу».

Григорик О.С. поделилась опытом проведения уроков –презентаций с использованием компьютерных технологий.

Присмотримся к тем  переменам, которые произошли в школе. На первый взгляд все то же: учитель входит в класс, спрашивает урок и объясняет новый материал, пусть даже и другой материал, более сложный или простой, пусть с применением технических средств обучения, в хороню оборудованных кабинета - суть остается прежней. Глубокие перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший и не способный учиться, оставался на второй или даже на третий год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы - лучше будешь учиться, больше будешь зарабатывать; прежде у многих родителей" не было возможности долго учить детей, давать им среднее образование, и многие, в первую очередь малоспособные ученики, уходили из школы. Был контингент учеников, достигавший примерно 30%, который сам собой отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах - мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева. Приемы и навыки такого учения мы в наследство не получили, мы должны вырабатывать их сами. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало простой житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении.

        Тема, над которой работает наше методическое объединение, -совершенствование работы учителей русского языка и литературы на основе личностно ориентированного обучения.

        Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках литературы чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке. Это приобретает форму выражения отношения к изучаемому, осознания собственных переживаний. При этом от учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога, с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие субъектов диалога, рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся  жизненных ценностей, способствовать тому,  чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету  в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.                                                          Произведения классиков литературы обладают огромным потенциалом для формирования высоко нравственной личности. Интерес ддя нас в этом аспекте предтсавила повесть « Капитанская дочка» Пушкина А.С

         На уроках, посвященных этому произведению, создание личностно ориентированных ситуаций связано было прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей, недаром эпиграфом к повести является пословица « Береги честь смолоду».                                Зная, что именно это произведение обладает большими возможностями для формирования самооценки, а также огромным нравственным потенциалом, на уроках были заданы следующие вопросы                        1.Если бы свадьба состоялась, могла ли бы Маша принять Пугачева как посаженного отца?                                                                                                2.Чем можно объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?                                        3.Какие новые черты характера капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах?                                                                                                Почему Гринев называет свое поведение в первый день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегогся на волю? Оправдываете ли вы это безудержное веселье, разгул, карточные игры?                                                                                5.Как вы оцениваете поступок отца Гринева, который отправляет своего сына послужить достойно, на благо Отечества, а не устраивает его в « тепленькое местечко»?                        Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества, убеждения, что ведет к пониманию значения эпизода в литературном произведении, способствует развитию логического мышления, а также развивает речь учеников, а в конечном итоге  формирует положительные  черты в собственном характере.

В качестве итоговой работы по произведению были предложены сочинения-рассуждения на темы:                                                                                                «Прав ли Гринев , отказавшись служить у Пугачева?»                                        «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.                                                «Как открывается читателю характер Маши Мироновой?»                                                (Отрывки из сочинений учащихся прилагаются.

                                Одним из важных организационно-деятельностных аспектов личностно ориентированного обучения является реализация индивидуального подхода в обучении. Когда мы проводили урок-обозрение  «Актуальные проблемы современной поэзии» в 11 классе, то решили организовать работу в небольших группах, соответственно тем четырем проблемам, которые брались во внимание: стихотворения, касающиеся проблем наркомании, экологии, деревни и теме Родины, России. Мы считаем, что это лучший способ не только проявить свою индивидуальность, выбрав понравившееся задание,  но и обосновать свою точку зрения, если аргументы товарищей по группе окажутся менее убедительными.                                        

        Работая в группе, ученик выбирал себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности. Более сильные учащиеся по предмету брали на себя роль исследователей, другие выполняли задания, требующие умения привлекать дополнительный материал, третьи выполняли лишь  репродуктивную деятельность, в каждой группе были ребята, проявляющие способности в изобразительном искусстве, оформляли урок плакатами, отражающими суть проблемы.                                                        При подведении результатов урока каждому было чем гордиться. Каждый был успешен по-своему, каждого оценили по достоинству и учитель, и товарищи.

Не секрет, что ни для учителей, ни для ребят изложение не самый любимый вид учебной работы в школе. Среди многих причин нелюбви отметим главные: шаблонная методика проведения, надоевшие, переходящие из класса в класс способы пересказа, обязательное, общее для всего класса задание. Редко проводятся изложения, связанные с перестановкой материала, новым расположением частей текста (перестановка причины и следствия, общего и частного; вынесение интересного эпизода на первое место; отбор и перегруппировка частей текста, относящихся к одному событию или герою.)  И совсем редко изложение в пятом- шестом классах сопровождается творческой задачей: изменить стиль текста или его фрагменты, в том числе и другого функционального типа.

Давая общее для всего класса творческое задание, мы не можем вовлечь в творческий поиск всех ребят, обеспечить активную творческую деятельность каждого ребенка с учетом уровня его речевого развития, языковой подготовки, внеучебных интересов. Рациональный методический путь решения этой проблемы - проведение изложения с вариантами дополнений по специально подобранному тексту. В процессе подготовительной работы каждый школьник сам изберет для себя  посильное и интересное творческое задание из многих предложенных, различающихся  сложностью и объемом самостоятельной работы: от элементарного ответа на вопрос одним и двумя предложениями - до развернутого рассуждения на заданную тему; от введения в текст нескольких предложений, описывающих интересный для ребенка объект,- до развернутого детального повествования или ичерпывающего самостоятельного рассуждения.

В 6-ом классе мы провели урок  развития речи - изложение с вариантами дополнения по тексту из книги  С. Сахарнова « Плывут по морям корабли».

После чтения текста учителем целесообразно предложить его ребятам в машинописном варианте или на мульти-медийной установке для выполнения учебной задачи: найти в тексте слова, словосочетания, служащие сигналами, что в текст можно ввести дополнительную информацию. При написании изложения учащиеся должны будут дополнить исходный текст одним развернутым или  несколькими менее объемными фрагментами - по собственному выбору каждого школьника.

На уроке ребятам предлагалось рассказать, чем они хотят дополнить текст. В процессе рассказа выясняется, что знаний для большинства дополнений у них недостаточно, поэтому мы предложили источники пополнения информации с учетом интересов каждого учащегося: познавательная литература, научно-популярная литература, школьные и детские энциклопедические словари. В зависимости от объема и содержания дополнений каждый ученик выбирает удобный для него вариант написания работы из нескольких возможных: можно ограничиться сжатым пересказом всего текста или какой-то его части. Можно дополнять текст в нескольких местах, но придуманные фрагменты должны «вписываться» в исходный текст.

Шестиклассников заинтересовал такой вид работы. Они с удовольствием пользовались дополнительной литературой, интересующей их. Это были и научно-популярные брошюры по истории, географии, биологии.

На уроках русского языка мы учим анализировать, рассуждать с первых дней пребывания в школе, даже через такую форму деятельности, как работа над ошибками.

« Письмо ученому соседу»(индивидуальная работа). Цель работы- развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме.

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под...лит...ся с

тобой                _  _         , потому что п...лучил        . А ошибок-то всего_

Ты зна....шь, оказывается, слово        пиш...тся с буквой        , так как        ___.

Жаль,      конечно,но я не знал,что  слово        пишется через  _______ потому,что__________.

Еще я д ..пустил ошибку в слове        , но теперь я запомнил, что        . Предст,.вляешь, такое простое слово, как        , я написал с ошибкой только из-за собственной  невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомн.. .вался в написании... слова         Зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом ______________ . Несколько ошибок я допустил на правило        . А слова        мне следует просто запомнить.

Правда, правило о        я еще не изучал, поэтому и слово        написал неправильно.

Думаю, что в следующ... работе я учту все зам.. .чания и нап.. .шу ее на        .

А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если вдруг я допустил ошибку, исправь, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню, ведь человеку свойственно ошибат...ся, и считаю, что не стыдно не знать, стыдно не учиться.

На уроках русского языка стараемся применять элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. При выполнении таких заданий нужно исходить из следующего:

  • каждому ученику должен быть предоставлен  выбор уровня сложности;
  • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3», он может рассчитывать только на «3»;
  • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа должна быть оценена «2» (Конечно, несколько жестоко, но это приучает ребёнка нести ответственность за свой выбор);
  • нельзя допускать списывания, поэтому после того, как дети определились с уровнем сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;

  • задания разного уровня лучше всего пометить разными значками или треугольниками разного цвета ( не очень хорошо, если на карточке будет написано: «уровень «3»0;
  • учащимся, не освоившим даже уровень «3», нужно предложить тренировочную карточку («карточку лентяя»);

. Эта работа не должна быть стихийной или разовой. Результаты нужно обязательно анализировать.

Самыми, пожалуй, интересными являются уроки с использованием компьютера и мультимедийного центра.

Элективный курс «Культура речи и стилистика» в 11  классе располагает к использованию различных компьютерных технологий. Основные задания: анализ текста, исправление ошибок в предложениях. Текст и задания введены в программу компьютера. Дети работают с текстом: определяют стиль и тип речи, отыскивают выразительные средства языка, определяют, с помощью каких языковых средств связаны проедложения в тексте. На экране мультимедийного центра ребята видят предложения с речевыми ошибками, слова, где нужно   правильно  поставить ударение. Затрагивается меньше времени, а работы выполняется больше, оценки получают все учащиеся. У ребят такие задания вызывают огромный интерес.

Компьютерные технологии мы используем и на уроках литературы. Учащиеся сами готовят уроки – презентации, используя карточки, иллюстрации к произведениям.

Конечная цель наша такова: к 11 классу талантливые ученики, отличаясь  начитанностью, глубоким знанием предмета, умением быстро реагировать на вопросы, анализировать худ. произведение, должны в  совершенстве овладеть  лит. речью и творческие работы рассматривать как средство самовыражения. В этом  учебном году в гуманитарном классе 11 «А» есть такие ученики. И одна из них Судакова Яна, в течение трёх лет принимающая участие  в различных конкурсах сочинений. Последняя её работа – сочинение « Школьные голы чудесные». В память о нашем семинаре мы можем предложить вам в качестве небольшого презента одну из работ ученицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА 2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны.

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА  2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Ни...

Выступление на конференции. Результаты работы учителей русского языка и литературы за 2015-16г

Результаты работы учителей русского языка и литературы за 2015-16г...

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы

В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий...