Повторение о частицах
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Данилочкина Надежда Николаевна

Систематизация сведений о частице как о служебной части речи, совершенствование умения «видеть» частицы в тексте, выявлять их роль, повторение орфографии частиц.

Повторение об обособлении  вводных слов, однородных членов предложения, правописания словарных слов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение о частицах

Урок повторения                  7 класс

Комплексный анализ текста

Цели урока.

 Систематизация сведений о частице как о служебной части речи, совершенствование умения «видеть» частицы в тексте, выявлять их роль, повторение орфографии частиц.

Повторение об обособлении  вводных слов, однородных членов предложения, правописания словарных слов.

Комплексный анализ текста:

тема, идея, стиль написания;

связь абзацев, предложений;

повторение разборов: морфемный, морфологический, синтаксический; повторение лексики.

Воспитание любви к природе, родине, воспитание патриотизма.

Эпиграф

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила

Мучила и жгла…

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек…

                          С. Есенин

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Чтение текста учителем и учащимися
  3. Анализ текста М.П. Чеховой (Воспоминания).
  1. Основная тема текста.

Озаглавим текст.

Любовь к природе А.П.Чехова.  Единение человека с природой.

  1. Основная идея текста.

А.П.Чехов «очень тонко чувствовал и понимал природу. Эту любовь к природе, к каждому цветочку, кустику, деревцу брат привил и мне…», прививал и всем людям. «Ему всегда нравилось растить что-то и потом наблюдать за результатами своих трудов». Это должно нравиться всем.

  1. Определим стиль текста. Художественный.

 Его особенности – изобразительно-выразительные средства: заброшенный корявый виноградник,

твёрдой, как камень, земли;

прославленный Крым;

Ялта лежала как на ладони;

безотрадной картины.

  1. Тип речи. Смешанный: повествование с элементами описания.

Читаем описания.

  1. Выделяем микротемы. 

1абзац:   контраст купленного дома в Крыму и Мелиховской усадьбы.

2 абзац:  настроение героев, их впечатления от увиденного.

3абзац:  преображение участка.  

4абзац:  размышления рассказчика – любовь к природе.                                      Какие же ключевые слова употребляет автор в тексте?              

Ни дерева, ни кустика    

аллеи, деревья, сад, дорожки    

сад  

сад, дорожки, скамейки    

деревца   природа, климат, сад, лес, природа    

природе, цветочку, кустику, деревцу  

березку         

Какое из слов употребляется чаще? Почему? Какую словесную цепочку можно построить?              

Дерево – сад – природа    

И дальше?   Родина.

Можно сказать, о чем этот текст?

Какую роль играют в тексте слова:  «тогда» - «теперь»?    

Какой    из абзацев вы считаете главным здесь? Почему?  Какие слова говорят об этом?  

«чувствовал и понимал», «любовь к природе привил» , значит, и любил.  Какое настроение вызывает прочитанный текст?   

Читаем текст:

настроение испортилось,                         красиво кругом

неприятное впечатление,                         безоблачное небо

твердая, как камень, земля,                     яркое солнце

дикий косогор, расстроила,                     нравилось растить

досадно на себя,  

безотрадная картина,

расстроена и плакала по ней – как вы объясните это выражение?  

Значит, в тексте речь не только о природе?

Да! И о человеческих чувствах, связанных с влиянием на нас природы,

а следовательно,  и  о смысле человеческого существования:

«дикий косогор» - «сильно разросшийся сад».    

Откуда же взять свой такой сад?

  1. Средства межфразовой связи.  

Что связывает абзацы? Общая тема текста.  

Как связаны предложения?     Цепная и параллельная связь.  

Лексические средства связи?   Мы – мы, братом – брат.     Грамматические средства связи:

я – мне – себя – я, брат – ему;

союз и в начале предложений,

вводящие вводные слова, усиливающие утверждение.

  1. Языковой разбор текста.
  1. Списать 1 абзац, вставляя пропущенные буквы, объяснить правописание наречий.
  2. Объяснить правописание   слов с  пропущенными буквами,

произвести морфологический разбор частиц, определить их роль в тексте; произвести полный синтаксический разбор 1 предложения;

составить схему 2  предложения;

объяснить постановку знаков препинания в 3 предложении;

разобрать   4  предложение.

  1. Лексическая работа.

Подобрать синонимы к словам:

Заброшенный ненужный,  

Прославленный – известный,  

Расстроена – грустна, огорчена,

произвести их морфемный разбор.        

Подобрать антонимы к   прилагательным:

твердая земля – мягкая,    

неприятное впечатление – хорошее,  

безоблачное небо – пасмурное.  

  1. Роль вводных слов в тексте.    

Найти предложения с  вводными словами, определить их роль.  

И, правда,.. – утверждение.   И, наконец,.. – оформление мысли.  

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

Объяснить постановку знаков препинания в  1 предложении.

  1.          Сдача рабочих тетрадей.

  1. Подведение итогов урока. Отметки за урок.

  1. Домашнее задание.  

Написать изложение по тексту, выразив свое отношение к поднятой автором проблеме.  

Описание.

Описание природы. Зима.

Урок развития речи               5 класс

Цель урока. Развитие направляющего воображения, активизация совершенствования речевой деятельности учащихся; анализ языка произведений (отрывков-описаний).

Работа над выразительным чтением. Воспитание любви к природе, родине.

Оборудование. Репродукции картин художников на тему «Зима»; грамзапись: Свиридов, Бетховен. Соната №14

Эпиграфы.

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

                                 А.С.Пушкин

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело!

                                 А.А.Блок

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

В этом году зима оказалась удивительно щедрой на снег и мороз. Все эти зимние дни можно описать знакомыми нам поэтическими строками. Какими?

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

                                 А.С.Пушкин

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело!

                                 А.А.Блок

  1. Вот так ярко, образно смогли поэты передать красоту одного из прекраснейших времен года – зимы.

Давайте же отправимся в путешествие по беспредельному, великолепному, пышному зимнему царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть с нами вместе будет яркое образное слово писателя и поэта.

На фоне музыки Свиридова звучит отрывок о январском снеге С.Иванова из серии «Каким бывает снег?»

         Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом покрывает он поля. Тянет к земле деревья…

                Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно… Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!

                Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много холоду. Солнце светит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

                Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

Что описывает автор?

Снег – тяжелым холодным одеялом накрывает поля, тянет к земле деревья

Солнце выглянет, загорится

Небо – синее, бездонно

Мороз морозище

 А теперь посмотрим, что же помогает нам так красиво выразить наши мысли, делая речь выразительной?

Сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры, гиперболы

Увидели вы их в тексте?

  1. Обратимся к следующему описанию.

Миниатюра И.Соколова-Микитова «Красив, чудесен русский лес зимою…» $30, упр.253

- Подготовиться к выразительному чтению. Определить стиль речи.

- Выразительное чтение текста.

- Определение стиля. Что такое описание?

Определить связь предложений в тексте.

Найти изобразительно-выразительные средства языка.

- Составление плана текста, чтобы в нем формировалась основная мысль описания и были названы признаки зимнего леса.

Цитатный план.

1. «Красив, чудесен русский лес зимою».

2. «Глубокие, чистые сугробы…»

3. «Кружевные белые арки берез».

4. «Высокие и маленькие темно-зеленые ели».

5. «Ожерелье лиловых шишек».

6. «Стайки красногрудых клестов».

  1.  Какие слова передают нам особую красоту русского леса зимой? Слова какой части речи?

Прилагательные

  1. Перед вами стихотворение известного вам поэта С.Есенина. Это стихотворение знает каждый русский человек. Прочитайте его.

Поет зима – аукает,

            лес баюкает

                Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской

Плывут в страну далекую

                                 облака.

А по двору метелица

Ковром           стелется,

                 Но больно холодна.

Воробышки,

Как детки,

                  Прижались у окна.

Чего не хватает в стихотворении?

Добавьте прилагательные. Что получилось?

Красивый поэтический текст:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

                Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

                 Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

                 Но больно холодна.

Воробышки  игривые,

Как детки сиротливые,

                  Прижались у окна.

  1. Как много красивых, интересных, выразительных, образных слов в русском языке. Нужно только связать их вместе, объединив определенной темой, и получится красивое описание. Должно оно получиться и у нас.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Звучит музыка.

 Мы с вами отправляемся путешествовать.

Представьте, что мы с вами в прекрасном зимнем лесу. Морозно, но ясно и солнечно. Кругом снег! Яркий, блестящий. Тронешь голой рукой – холодно! Все деревья в инее, как в сказке! Но вот взлетела птичка над головой, качнулись тоненькие ветки березы, и прямо на нас посыпался мелкий колючий иней. А вот и наш клен. Осенью он был как огромный золотой шар, о сейчас каждая веточка блестит, переливаясь на солнце разноцветными огоньками… Побродите теперь по этому великолепному, пышному зимнему царству одни, послушайте его звуки, обратите внимание на краски и свои чувства…

  1. Из зимнего сказочного леса мы возвращаемся, чтобы передать его красоту в своих небольших сочинениях-миниатюрах:

Мелодия зимнего леса

Зимняя сказка

Краски зимы

Чудо природы – снег

  1. Чтение своих сочинений. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Описание-наблюдение «Морозные узоры на моем окне».

Простые и сложные предложения

Урок-путешествие      5 класс

Цель урока:

Повторить наиболее трудные вопросы вводного курса «Синтаксис и пунктуация», вызвать интерес к изучению предмета; заставить учащихся поверить в себя, в свои силы;

вызвать чувство восхищения прекрасным; работать над развитием речи детей.

Оборудование урока: мультимедийная   установка, раздаточный материал – карточки, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», игра «Что? Где? Когда?», оборудованный уголок класса – село Ромашково.

 Эпиграф

Село родное! Колыбель моя!

Родимый дом! Поля родные!

Нет ближе сердцу уголка,

Где над водой склонились ивы,

Где в синем небе облака…

                                      П.Кузовлев

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем играть и повторять всё, что изучили  по теме «Простые и сложные предложения». Мы отправимся в веселое село Ромашково, где ярко светит солнце, цветут цветы, звонко щебечут птицы. Но чтобы попасть в это прекрасное село, нам надо будет преодолеть многие препятствия – это задания. Ромашково надалеко, может быть, совсем рядом с нашим селом, но мы с вами пойдем пешком, значит, путь наш не будет легким. Постараемся  по дороге в Ромашково увидеть много прекрасного и выполнить все приготовленные нам задания.

  1. Итак, запаслись терпением, отправляемся.

- Но ведь в поход редко ходят одни, значит, нам нужно взять с собой друзей, они помогут пройти этот путь.

1.  А для этого нужно выполнить первое задание: соединить части пословиц так, чтобы они дружили:

Друга  ищи                                                всем нет

Старый  друг                                             а пойдешь – береги

Одному  страшно                                     а недруг – ложь

Друг  скажет  правду                                лучше новых двух

2.  Когда мы вернемся из похода, то будем рассказывать о своем путешествии. Для этого нам понадобится словарь.

Пишем словарный диктант:

Солнце, праздник, облако, луч, жизнь, веселье, поддержка, помощь, бабочка, дорога, речка, поход, чудесный, удивительный, сказочный.

3.  С заданием справились, идем дальше. Но что это? Перед нами река. Нужно найти переправу. А для этого выполним грамматическое задание: вставьте пропущенные буквы в стихотворение А.Я.Яшина:

Т_чёт  реч_ка  лугами,

Т_чёт  реч_ка  л_сами,

Над её  б_регами  ивняк  нав_сает,

На  песок  к  пер_правам

Опускают_ся  птицы,

Чтоб  п_плавать,  п_бегать

И  в_дицы  напит_ся.

В_ёт_ся  реч_ка,  струит_ся,

Мох  вокру_  да  морошка,

Вместе  с  реч_кой  зм_ится,

В_ётся  стё_ка,  доро_ка.

4.  Вот и мост. Сможем ли мы пройти через него? Нам нужно выполнить ещё одно задание – синтаксическое. Перед вами предложения (на экране), определите, простые они или сложные, расставьте знаки препинания:

        Ромашково раскинулось вдоль берега. Дома утопают в зелени а вокруг колосятся поля. Луга зовут пахучими травами. Мы спешим туда чтобы побродить по росе.

        Составить схемы.

  1.   Переходим реку и останавливаемся, невольно залюбовавшись расстилающейся перед нами картиной золотого поля поспевшей ржи. Картина И.И.Шишкина «Рожь».

Посмотрите, ребята на эту картину. Какие краски! Какой простор! Опишите картину.

Запишем одно из предложений, составленных вами и произведем его полный синтаксический разбор:

Золотистые колосья склоняются под своей тяжестью к земле, среди них голубеют васильки.

  1. И вот перед нами Ромашково. Вот и первый домик – теремок.

Звучит отрывок из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» - описание терема.

Что вы можете сказать об отрывке,  авторе,  царевне?

  1. Но в нашем теремке живёт не царевна, а Алёнка. Посмотрите, что она нам оставила.

Конверт с надписью «Что? Где? Когда?» 

Играем. По вопросу каждому:

  • Что ставится в конце предложения?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • Когда в сложном предложении не ставится запятая?
  • Где мы ставим запятую, если в предложении вводное слово?
  • Когда между однородными членами не ставится запятая?
  • Когда при однородных членах ставится двоеточие?
  • Как при произношении и написании выделяется обращение?
  • Как выделяется прямая речь?
  • Можно ли прямую речь записать как диалог?
  • Можно ли диалог записать как прямую речь?

 

  1. Итак, мы выполнили все задания и побывали в прекрасном селе Ромашково. Скажите, в каком ещё селе так же красиво, как здесь? Видите ли вы красоту своего села?

Опишите своё село летом, пользуясь простыми и сложными предложениями, не забудьте про слова из словарного диктанта.

  1.  Чтение сочинений.
  1. Итог урока. Выставление отметок.
  2. Домашнее задание. Разбор предложений (карточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение правописания частицы НИ в VII классе

Разработка урока русского языка для 7 класса...

Правописание частиц НЕ и НИ, повторение темы "Предлог"

Повторение материала о разграничении частиц НЕ и НИ, обощающее повторение темы "Предлог", закрепление навыков об определении производных и непроизводных предлогов....

Повторение пройденного материала "Частицы"

Повторение пройденного материала "Частицы"...

Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....

Повторение по теме "Частицы"

Данная презентация содержит материал для повторения изученного по теме "Частица" в 7 классе...

Повторение по теме "Частица"

Повторение и обобщение теоретических знаний по теме «Частица»....

Повторение о частицах

Систематизация сведений о частице как о служебной части речи, совершенствование умения «видеть» частицы в тексте, выявлять их роль, повторение орфографии частиц....