Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Данилочкина Надежда Николаевна

 Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovosochetanie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
  Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. 

ФИО (полностью)

Данилочкина Надежда Николаевна

Место работы

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы  им. Л.Н.Толстого средняя общеобразовательная школа с. Головинщино

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Урок №5: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний»

Базовый учебник

Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А,Д,Дейкина, О.М.Александрова. – М.: «Просвещение», 2010 г.

  1. Цель и задачи урока

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса».

Задачи:

  • обучающие:
  1. познакомить с видами связи слов в подчинительных словосочетаниях;
  2. сформировать умение распознавать виды подчинительной связи словосочетаний;
  3. закрепить умение определять виды подчинительной связи словосочетаний;
  4. отработать порядок синтаксического разбора словосочетаний;
  • развивающие:
  1. формировать языковую,  лингвистическую, коммуникативную компетенцию;
  2. совершенствовать общеучебные  умения работать с разными видами заданий, делать выводы;
  3. развивать навык аналитической деятельности;
  • воспитательные:
  1. воспитывать любовь к русскому языку,
  2. продолжить работу по формированию интереса к работе с языковым материалом;
  3. формировать навыки контроля и самоконтроля.
  1. Тип урока: ознакомление с новым материалом.
  2. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска.
  4. Структура и ход  урока


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Создание благоприятного микроклимата в классе, сообщение темы и цели урока.

Подготовка рабочего места, оформление тетрадей.

2

2

Мотивационный

(актуализация знаний, постановка задач урока)

1. Проводит словарный диктант:

Осенний лес, листья пожелтели, засыпаны листвой, в лесах и парках, разноцветной листвой, солнечный день, по-летнему солнечный, пожелтели и облетели, около леса, ярко светить, плывут облака, плывут по небу.

2.Активизирует мыслительную деятельность учащихся вопросами:

- Какие из приведенных примеров не могут рассматриваться как словосочетания?

- Что не является словосочетанием?

1.Сочетание сказуемого с подлежащим (т.е. грамматическая основа предложения).

2.Однородные члены предложения.

3. Сочетание слов самостоятельных и служебных частей речи.

-Что же такое словосочетание?

- Какова роль словосочетаний в речи?

- Какие виды словосочетаний вы знаете (основание их выделения)?

3.Предлагает составить предложения, включив в них данные словосочетания, и проследить за грамматической связью слов.

Помогает учащимся увидеть в предложении не только слова, но и словосочетания.

Стоит по-летнему солнечный день.

В осеннем лесу тропинки засыпаны разноцветной листвой.

Солнце светит ярко, по небу плывут белые облака. 

Записывают сочетания слов. Отвечают на вопросы,

делают вывод о функциях и видах словосочетаний. Закрепляют теоретический материал, изученный на прошлом уроке

8

«Словосочетание. И»  с.1

№1

3.Организует коллективную работу с образовательным модулем.

-Прочитайте строки:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

-Определите вид синтаксической единицы (предложение)

-Выпишите из предложения все словосочетания.

-Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения этого задания?

-Создание алгоритма выделения словосочетания из предложения.

Алгоритм.

1). Найти грамматическую основу предложения;

2). При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

4.Объясняет, что работа по выделению словосочетаний проводится как  в обычном предложении.

Словосочетания:  глокая куздра, штеко будланула, будланула бокра, кудрячит бокрёнка.

Отвечают на вопросы.

Выписывают словосочетания,  выделяя главное и зависимое слово, указывая какой частью речи они выражены, определяя вид словосочетания по главному слову.

3

Изучение нового материала

«Синтаксические связи слов в словосочетаниях.»

1.Подводит учащихся к изучению новой темы.

- Чем похожи и чем отличаются выделенные словосочетания? (похожи  тем, что одно слово главное, другое – зависимое; отличаются вопросами, которые задают от главного слова к зависимому, и частями речи)

Действительно, слова соединяются друг с другом не

произвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. 2.Называет задачи урока.

-Предположите, какие задачи  мы должны решить на уроке?

Отвечают на вопросы.

 Называют задачи урока.

Самостоятельно изучают новую тему,

заполняют таблицу.

Групповая работа за компьютерами:

1 группа – согласование,

2 группа – управление,

3 группа – примыкание.

Делятся полученными знаниями с другими, объясняя изученный теоретический материал у доски (1 ученик от каждой группы, остальные дополняют).

Определяют тип связи в выписанных словосочетаниях.

10

«Словосочетание. И» №1  с.2,3,4

3.Организует практическую самостоятельную работу учащихся с образовательным модулем по группам и обсуждение результатов работы.

Существует 3 способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

4. Следит за работой учащихся, заполнением таблицы:

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Вид связи

Зависимое слово (чем выражено)

Зависимое слово (чем выражено)

Примеры

Графы таблицы:

1.Вид связи

2.Главное слово (чем выражено)

3.Зависимое слово (чем выражено)

4.Примеры

4

Физкультминутка

Следит за выполнением упражнений

Выполняют упражнения

1

5

Закрепление изученного материала

«Словосочетание. И» с.3

№1  

1.Проверяет усвоение учащимися темы урока.

Слова в словосочетаниях «крепкое рукопожатие», «взять за руку», «держать крепко» каким видом связаны между собой?  Почему?

Выполняют задания.

Проводят совместную проверку результатов работы.

5

«Словосочетание. П»  с.1

№2

2.Организует практическую работу с образовательным модулем:

распределить словосочетания в 3 столбика по видам связи.

3.Следит за правильностью выполнения работы, помогает, если возникли затруднения.

4.Организует проверку результатов работы.

6

Изучение нового материала

«Синтаксический разбор словосочетаний.»

1.Организует работу с учебником:

1) коллективное выполнение упр.71- 1 предложение: выписать словосочетания, разобрать их, вспоминая все, что изучили;

2)чтение плана синтаксического разбора словосочетания (с.36-37),

3) самостоятельная работа по группам – упр.71, предложения – 2, 3, 4.

3.Следит за правильностью выполнения работы, корректирует деятельность учащихся.

Выполняют задание по алгоритму.

Работают с учебником.

Выполняют упражнения (коллективно и самостоятельно)

6

7

Обобщение и систематизация материала по теме урока.

«Словосочетание. К»  с.3

№3

Тест «Способы подчинительной связи в словосочетании» №1 для 8 класса

№4

1.Предлагает проверить уровень усвоения темы «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»: организует самостоятельную работу учащихся с образовательным модулем.

2.Организует выполнение тренировочных тестов: задания  из ГИА и  ЕГЭ, контролирует выполнение.

Тест

Выполняют самостоятельную работу по образовательному модулю на компьютерах.

Получают информацию о реальных результатах работы.

Выполняют тренировочные упражнения.

9

8

Итог урока. Рефлексия.

Учитывая мнение учащихся, дает оценку успешности достижения цели, поставленной на уроке.

Я знал…

Я знаю…

Нужно повторить…

Выражают свое мнение по поводу результатов работы.

2

9

Домашнее задание

 Тест «Готовимся к ГИА. Задание В2. Синонимичные словосочетания» №2 для 9 класса

№5

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает ссылку на ресурс.

П.11,12, задания на выбор: упр.64, 70, тест.

Записывают домашнее задание (упражнения в учебнике и задание по ссылке)

2


Приложение к плану-конспекту урока

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

  1. Словосочетание. И

И-тип

лекция (конспект)

http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html 

2

  1. Словосочетание. П

П-тип

упражнение

http://fcior.edu.ru/card/2104/slovosochetanie-p.html 

3

  1. Словосочетание. К

К-тип

упражнение

http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html 

4

  1. Тест «Способы подчинительной связи в словосочетании» №1 для 8 класса

П-тип

тест

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

5

  1. Тест «Готовимся к ГИА. Задание В2. Синонимичные словосочетания» №2 для 9 класса

П-тип

тест

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test117.xml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием ЭОР. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" с использованием ЭОР....

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

"Словосочетание. Синтаксическая связь в словосочетании".

Урок повторения, обощения, систематизации знаний, умений, навыков по теме "Словосочетание.Синтаксическая связь слов в словосочетании"....