Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Костякова Нина Григорьевна

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

1.     Технология здоровьесбережения.

2.     Технология коллективного обучения.

3.     Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий , решение проблемной ситуации, прием целеполагания,  алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 8 классе

Тема.          " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

      Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование  умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

  • развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;
  •  воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств, любви к родному русскому языку.

УУД:

•        Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

•        Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

•        Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

•        Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические  рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

•        Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

1.        Технология здоровьесбережения.

2.        Технология коллективного обучения.

3.        Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий , решение проблемной ситуации, прием целеполагания,  алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, отпечатанный тест,

Вид урока:  систематизация и закрепление темы.

Использованные приемы:  постановка проблемного вопроса, поисковый прем.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, мы продолжаем  знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня  у нас с вами тема – «Словосочетание.  Синтаксические связи слов в словосочетании» (Слайд1)

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Цель нашей работы –систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом(Слайд 2 )

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение(Слайд 3)

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

Что называется предложением?

Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предложения и сочетания самостоятельного слова и служебной  части речи)

( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с учебником,  ознакомление с параграфом .

2. Слово учителя(Слайд 4)

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.  Словосочетание состоит из главного слова и зависимого

-рассмотрим таблицу:

                                                                           ×     -------------------

Главное слово + зависимое слово

Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

  • Именные
  • Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

               Согласование

         (род, число, падеж)

  • Глагольные
  • Глагол, причастие, дееприч.

Управление

(падеж)

  • Наречные
  • наречие

Примыкание

(смысл)

(см. Презентацию) слайд № _5__

IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг),(Слайды 6,7)

- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).

- Как вы думаете, почему так называются связи?

- Привести свои примеры.

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

-  Как называется связь с зависимым словом – существительным?

-  Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 -  Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

 

V.   Применение правила на практике.  Несколько учеников по очереди выходят к доске. Один работает над  словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и  делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание(Слайд8)

Проверка работы с одновременным заполнением кластера.

А сейчас, ребята, коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.  

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное(Слайды 9-10)

VI. Практическое закрепление знаний.

Разделите словосочетания в три столбика (Слайд 11)

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Найдите верное утверждение: (Слайд 12)

1.В подчинительных словосочетаниях

нельзя выделить ни главного, ни

зависимого слова.

2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

     .VII. Творческая работа.   Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (Слайд 13)

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);                              

  Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

                VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14)

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

   А) медведь заревел

   Б) заревел неистово

   В) схватил за комбинезон

  2.  В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

   А) спуститься с горы

   Б) бег трусцой

   В) легко преодолеть

            3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

            А) развевающегося флага

            Б) шел медленно

            В) присутствовать на митинге.

         

  • 4. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.
  • Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки.
  • 5. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.
  • Залив реки, берег моря, воздух гор.
  • IX. Закрепление материала. Разминка «Веришь ли ты?»

Слово учителя. Ребята, сейчас немного отдохнем и  поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите руку и скажите да, если неверное – нет.

- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?

 - Нет, это согласование.

- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Да.

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Да.

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.

- Нет, грамматическая основа предложения.

- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

- Да.

  • X. Итог урока.
  • 1. Беседа. Алгоритмизация.
  • - Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
  • - 1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
  • - 2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
  • - На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
  • -  По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

XI. Стадия рефлексии

 - Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

(Этапы:

1) вспомнили  то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;

2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;

3) закрепляли  знания через применение их на практике.)

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

  • Домашнее задание. Стр.31-34 ,выучить правило, упр.64 (письменно) – для всего класса;

Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».

  • Использованная литература:

Учебник «Русский язык» для 8 класс

Русский язык в таблицах,  наглядный теоретический материал.

 Карточка- кластер

           СИНТАКСИС

СТРОЕНИЕ

          ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД

        

Проверка (слайд)

                                    главное слово     зависимое слово

           СИНТАКСИС

                                                    СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД

        

именное    глагольное    наречное             согласование   управление   примыкание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...