Главные вкладки

    Урок с использованием ЭОР. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Сачкова Ирина Викторовна

    План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" с использованием ЭОР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_s_eor._sachkova_i.v.docx33.82 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                       Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

    1.ФИО (полностью): Сачкова Ирина Викторовна        

    2.Место работы: МОУ СОШ № 4 г. Щёкино Тульской области        

    3.Должность: учитель русского языка и литературы        

    4.Предмет: русский язык        

    5.Класс: 8        

    6.Тема и номер урока в теме: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.         

    7.Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2011.        

    8.Цель  урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов.

    9.Задачи:

    - обучающие: научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову.

    - развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

    - воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

    10.Тип урока: изучение нового материала.

    11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

    12.Необходимое техническое оборудование: традиционные: учебники, тетради, ручки; инновационные: магнитно-маркерная доска, компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.

    13.Структура и ход  урока

                                                                   Таблица 1.

                                                  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    Организационный момент.

    Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.

    Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

    0,5

    2

    Сообщение темы урока, постановка целей.

    Сообщает тему урока, цели и задачи.

    - Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать интересную и важную тему, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

    Слушают учителя. Записывают число, тему урока в тетради.

    1,5

    3

    Проверка домашнего задания.

    Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности.

    Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах.

    1 ученик читает описание вечерней зари (упр.57, р.р.), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла.

    2 ученик выбирает сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты (упр.63).

    4

    4

    Повторение ранее изученного. Актуализация знаний.

    ФЦИОР модуль (5)

    Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2. (1)

    1.Повторение понятия «словосочетание»

    Даёт задание:  прочитать запись.

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя…

    - Определите вид синтаксической единицы.

    - Выпишите из данного предложения словосочетания.

    - Какие теоретические знания надо применить, для выполнения задания?

    - Что не является словосочетанием?

    - Чтобы выделить словосочетание в предложении, что нужно сделать?

    Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»?

    Организует работу с ЭОР. Задание: «Какие из приведенных примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?» Контролирует  выполнение данного задания.

    2.Виды словосочетаний.

    Задаёт вопрос:

    -По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 вида словосочетаний. Назовите их.

    Задание на доске: распределите словосочетания по главному слову: золотая осень, очень неожиданно, кленовый лист, идти лесом, слабо трепетали, невероятно долго.

    Коллективная работа.

    Читают запись, определяют, что это предложение.

    Отвечают на вопрос: для выполнения задания надо знать определение словосочетания. Дают определение понятия.

    Не являются словосочетанием: сочетания сказуемого с подлежащим, однородные члены предложения, сочетания слов значимых и служебных частей речи.

    Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием; при помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

    Выписанные словосочетания: кроет небо, кроет мглою, кроет крутя, крутя вихри, вихри снежные.

    Индивидуальный доклад ученика по ссылке на сайте ФЦОР

    Выполняют индивидуальное задание в режиме реального времени. Самопроверка по образцу на экране.

    Отвечают на вопрос, выполняют задания:

    -Именное, глагольное, наречное.

    Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах. Ведутся записи в тетрадях.

    9

    5

    Изучение нового материала.

    Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи». (2)

    Даёт задание: записать словосочетания интересная книга, читать книгу, читать громко.

    Задаёт вопросы: - Чем похожи? Чем отличаются данные словосочетания?

    Делает вывод, объясняет.

    - Действительно, слова соединяются друг с другом на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня. В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. 1) При согласовании главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно. 2) При управлении хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: «Делай, как я прикажу!» 3) При примыкании хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: «Встань со мной рядом».

    Предлагает рассмотреть таблицу, сделать выводы.

    Выполняют запись.

    Отвечают на вопросы: похожи: одно слово главное, другое зависимое; отличаются вопросами от главного к зависимому и частями речи.

    Слушают, запоминают.

    Рассматривают и анализируют таблицу, сопоставляют типы связи слов в словосочетании, делают выводы.

    8

    6

    Закрепление знаний.

    Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2. (4)

    Организует работу. Выполнить задание: восстановите правило

    Организует работу. Даёт задание: заполнить таблицу своими примерами.

    Организует работу. Даёт задание по учебнику (упр.64 стр.34) распределить словосочетания по колонкам в зависимости от вида подчинительной связи. Контролирует работу учащихся.

    Выполняют задание, устно проговаривают восстановленное правило.

    Заполняют таблицу в тетрадях, состоящую из 4-х колонок: 1) тип связи; 2) главное слово (чем выражено?); 3) зависимое слово (чем выражено?); 4) примеры

    Групповая работа: 1 ряд – согласование, 2 ряд – управление, 3 ряд – примыкание.  Проверяют с комментарием.

    12

    7

    Диагностическая самостоятельная работа.

    Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1. (3)

    Организует работу. Выполнить следующее задание самостоятельно: распределите словосочетания по таблице. Контролирует.

    Индивидуальная работа с ЭОР. Выполняют задание. Проверяют в режиме реального времени.

    5

    8

    Итог.

    Задает вопросы на проверку усвоения материала.

    - С какими ключевыми понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

    - Расскажите о синтаксических связях слов в словосочетании.

    Выставляет и комментирует отметки.

    Отвечают на вопросы. Рассказывают о типах связи слов в словосочетаниях.

    3

    9

    Домашнее задание дифференцированного характера.

    Поясняет разноуровневое задание: 1) ответить устно на контрольные вопросы с.38 (для всех); 2) упр. 68 или 70; 3)  подготовить сообщение на тему «Что я узнал (а) о словах: стратегия, гарантия, кандидат»?

    Задают вопросы по домашнему заданию, если они есть, и записывают его в дневник

    2

                                           Приложение к плану-конспекту урока

                                                                 Таблица 2.

                    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2.

    Практический, множественный выбор

    текст

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html

    2

    Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи».

    Информационный, обобщающий материал

    таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

    3

    Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1.

    Практический,  тренировочно-контролирующий материал.

    упражнение

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48bf58d5-bd61-4755-83d8-9e5e165b5808/index_listing.html

    4

    Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2.

    Практический

    текст

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html

    5

    «Словосочетание».

    Информационный

    Модуль упражнение

    http://fcior.edu.ru/card/11785/urok-3-slovosochetanie-vidy-podchinitelnoy-svyazi.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

    урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

    Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".

    Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....

    Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

    Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

    Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

    Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

    презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

    Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

    Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

    Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....