Путешествие в мир Числительного
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Бондаренко Надежда Константиновна

Данный материал интересен  на уроке русского языка и во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemnogo_o_sushchestvitelnyh.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Немного   о   существительных

Слова-ошибки. Есть в языке и такие имена существительные, которые не соответствуют своему лексическому значению. Примером может служить слово «громоотвод». Потому что громоотвод — приспособление для защиты строений от разрушительной силы молнии, а не грома, который сопровождает электрические разряды в атмосфере.

На кого надевается накомарник? Слова образуются по существующим в языке правилам. Но происхождение некоторых из них можно считать недоразумением. Например, если нарукавники надеваются на рукава, наручники — на руки, наушники — на уши, то накомарник надевается никак не на комара. Очевидно, предмет, который служит для защиты от этих насекомых, правильнее было бы назвать «откомарником».

Спрятанные словосочетания. Всем хорошо известны слова иностранного происхождения «пенсне», «кашне», «пельмени», «одеколон». В русском языке они являются именами существительными, в которых не выделяются значащие части, т. е. состоят только из корня. Но ведь это целые словосочетания, заимствованные из других языков: «пенсне» — «защеми нос» (фр.), «кашне» — «спрячь нос» (фр.), «одеколон» - «вода из Кёльна» (фр.), а «пельмени» в переводе с языка коми - «ушки из теста».

Создано писателем. Слово «головотяп» придумал М. Е. Салтыков-Щедрин. Он писал: «Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку тяпать головами обо всё, что бы ни встретилось в пути». Они заложили город и назвали его Глуповым. Слово укоренилось в языке. Головотяпство — значит нелепое и бестолковое ведение дел.

Авторы слов. И у некоторых других слов есть авторы. Например, С. Королёв придумал слово «корабль-спутник», Т. Эдисон - «фонограф», Э. Ферми — «нейтрино», Д. Свифт - «лилипут», К. Функ — «витамин», Я. фон Гогенгейм — «гном», клоун О. Попов — «авоська», И. Чапек, брат писателя К. Чапека,— «робот».

Сколько можно знать языков. Полиглоты — люди, владеющие несколькими иностранными языками. История свидетельствует, что некоторые учёные знали огромное количество языков. Например, датский языковед Р. К. Раек разговаривал на 230 языках, а немецкий лингвист Л. Г. Шютц — на 270.

О падежах. Учёные насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском — 22. А. М. Кондратов в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально же эта цифра колеблется от ноля (в китайском) до пятидесяти двух (в табасаранском — одном из языков Дагестана).

Палиндромы     (перевертыши)

А роза упала на лапу Азора.

Рвал дед лавр.

Коту тащат уток.

Кит на море романтик.

Лёша на полке клопа нашёл.

Аргентина манит негра.

Я иду с мечем судия.

Ишаку казак сено нес, казаку каши.

И темен город. Мороз узором дорог не мети.

Атака заката.

Течет море — не ром течет.

Скороговорки

Воришка-воробьишка весь овёс у вас унёс. Полчетверти и четверика чечевицы без червоточинки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

В один, Клим, клин колоти.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Рапортовал,   да   не  дорапортовался,   а   стал дорапортовывать — зарапортовался.

Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат шаги на шоссе.

В тесной избушке ткут холст старушки, На фабрике просторней, и холст там ткут проворней.

Прыгают на языке-скороговорки, как караси на сковородке.

Знаете ли вы, что...

  • слоги китайского языка могут начинаться с любого согласного звука, но оканчиваться только на и, н, нь;
  • эскимосские слова никогда не оканчиваются на п, в, ф, л, р;
  • тюркские языки (турецкий, узбекский, казахский и др.) — безродовые, т. е. имена существительные не относятся ни к женскому, ни к мужскому, ни к среднему роду;
  •  во всех языках Восточной и Юго-Восточной Азии (китайском, вьетнамском, бирманском, лаосском и др.) не различаются прилагательные и глаголы;
  • в ахмарском языке (Эфиопия) не различаются существительные и прилагательные — например, одним и тем же словом передаются понятия «железо» и «железный» (это же наблюдается в монгольском и некоторых папуасских языках);
  • во вьетнамском языке не изменяются существительные и не спрягаются глаголы;
  • в речи взрослого человека имена существительные занимают третью часть по сравнению с другими частями речи;
  •  название волокна и ткани «лавсан» — сложносокращённое существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- путешествие по теме "Что обозначает имя числительное?"

Материал  содержит  разработку  урока   русского  языка  по  теме  "Что  обозначает  имя  числительное?"...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…»

Данный материал включает в себя план занятия, презентацию  и раздаточный материал к уроку по теме "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…».Во время заочной экс...

Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).

Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса)....

Путешествие в страну "Числительное"

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе...

Урок русского языка "Путешествие в страну числительных"

В материал урока- путешествия  включена работа с многомерной модульной схемой, которую учащиеся под руководством учителя строят с первого урока изучения имени числительного....

Путешествие в созвездие числительных

В разработке содержится интересный материал...

Урок-игра "Путешествие в страну Числительное"

Цель: Развитие возможностей учащихся, их творческих способностей; упражняться в определении разрядов числительных, вспомнить все о числительных; воспитывать любовь и интерес к родному языку. Задачи: с...