Сжатое изложение
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Алсу Аббясовна Бахтеева

Изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konspekt_uroka.pptx.ppt738.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Домодедовская СОШ №1 Разработка конспекта урока русского языка в свете требования ФГОС второго поколения «Сжатое изложение» Бахтеевой Алсу Аббясовны

Слайд 2

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Класс: 5 «В» Тип урока: урок открытия новых знаний Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Слайд 4

1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Слайд 5

2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала

Слайд 6

Обратите внимание на доску. Прочитайте, что написано на табличках? -О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? -Вспомните, что такое текст? -Какие задания по тексту мы с вами выполняли? (В ходе опроса дети вспоминают работу над пересказом текста.) - Какие виды пересказа мы знаем? - Что значит пересказать текст сжато?

Слайд 7

3.Постановка учебной задачи Цель этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности - Говорили ли мы с вами на уроках русского языка о сжатии текста? - А теперь подумайте и ответьте: какую цель мы с вами поставим? Как мы сформулируем тему нашего урока? (Слайд №1, №2)

Слайд 8

Сжатое изложение

Слайд 9

Цель урока: Научиться сжато излагать текст.

Слайд 10

Совместное открытие знаний Цель этапа: организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

Слайд 11

- Сейчас вы прослушаете речевое высказывание. Подумайте, является ли оно текстом? (Аудиозапись с художественным чтением текста). (Приведенное речевое высказывание является текстом, так как оно состоит из предложений, связанных между собой: темой – старый пень; основной мыслью – осуждение автором гордости пня; последовательностью изложения, принадлежностью к определенному стилю – художественный; его можно озаглавить (при подборе заглавия осуществляется парная работа).

Слайд 12

- Прозвучало множество заглавий к тексту, давайте подберем два наиболее подходящих. («Пень-зазнайка», «Гордый пень») . - Пользуясь толковым словарем Ожегова, посмотрим, что значат слова гордость и зазнайство. (Сайд №3, №4). (Обучающиеся на основании токования слов делают вывод, что наиболее подходящее заглавие – «Пень – зазнайка», записывают его на черновиках).

Слайд 13

Пользуясь толковым словарем Ожегова, посмотрим, что значат слова гордость и зазнайство. (Сайд №3, №4). (Обучающиеся на основании токования слов делают вывод, что наиболее подходящее заглавие – «Пень – зазнайка», записывают его на черновиках).

Слайд 14

Лексическая работа ГОРДОСТЬ –1.Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная гордость ; 2.Чувство удовлетворения от чего- нибудь. Гордиться победой ; 3.Кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент - гордость института .4.Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. Из-за своей гордости ни с кем не дружит .

Слайд 15

- Обратите внимание на текст (лежит на столах). Скажите, на сколько частей он разделен?(Три). - По какому принципу авторы делят текст на части? (В каждой части имеется своя маленькая тема – микротема). - Вспомним понятие микротемы? (Слайд№5).

Слайд 16

Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста

Слайд 17

- Давайте немного отдохнем. (Физкультминутка). Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли. Наклонялись, собирали, Наклонялись, собирали, По дороге растеряли.

Слайд 18

- Приготовились к работе, обращаемся вновь к нашим текстам. - Сейчас попробуйте, прочитав каждую микротему, определить как можно сжать текст в каждой из них. Обучающиеся читают первую часть, обнаруживают повторы и решают их исключить, оставив выраженную в них мысль в обобщающем последнем предложении .

Слайд 19

Обратив внимание на основные действия, которые они выполняли, выводят способы сжатия текста – исключение (исключили повторы) и обобщение (заменили повторы действий, ситуаций обобщающим словом). При чтении второй и третьей части они более свободно пользуются исключением. Ребята работают парами, с помощью выделителя подчеркивают предложения, которые остались в результате сжатия). - Прочитаем, получившийся в итоге текст. - Нужно ли его редактировать.

Слайд 20

5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: зафиксировать алгоритм работы над сжатым изложением. - Ребята, с какими способами сжатия мы познакомились? (Исключение и обобщение). - Составьте алгоритм работы над сжатым изложением.

Слайд 21

Памятка « Как работать над сжатым изложением » 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль. 2. Выделить в тексте все части. 3.Составить план сжатого изложения. 4.В каждой части отметить главное. 5. Отметить то, что можно объединить. 6. Подобрать обобщающие слова и предложения. 7. Изложить сжато каждую часть. 8.Подумать, как связать части между собой. 9. Перечитать написанное.

Слайд 22

6.Практическая применение полученных знаний. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю. - Ребята, начинаем работать на черновиках. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать

Слайд 23

- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы её? Какой алгоритм действия над сжатым изложением мы составили? Научились мы работать по нему? - Попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Кого вы заметили? Как вы его оценили? - Перед уходом традиционно оцените каждый собственную работу на уроке с помощью светофора. - На следующем уроке мы продолжим работу в тетрадях по развитию речи.

Слайд 24

Список использованной литературы Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...