Информационно_коммуникативные технологии в преподавинии русского языка в коррекционной школе
статья по русскому языку

Калимулина Ольга Нурхоновна

Необходимо научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Она позволяет системе образования модернизировать свой технологический базис. Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств; информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.

        Необходимо научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

        ИКТ создают возможности для изменения средств и способов деятельности, пересмотра методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения.

Способы внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс различны. Среди них можно выделить создание информационного пространства школы через школьный сайт, использование электронных ресурсов на занятиях.

        В коррекционной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ  учатся дети с нарушениями слуха и, как следствие, с некоторыми отклонениями в развитии. У них страдают речь и слух, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом. Коррекционное обучение (обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития связной выразительной речи) в первую очередь ложится на учителей-словесников. Многолетняя практика показывает, что применение компьютерных технологий на уроках является одним из условий эффективного развития письменной и устной речи слабослышащих школьников. Технические средства сами по себе представляют интерес для наших детей. Они создают эффективные условия для формирования речи, расширяют словарный запас, способствуют созданию эмоционального настроя.

        Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этого учебного предмета. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

        Использование электронной техники возможно на различных этапах урока. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1) при изложении нового материала (в 7 классе в презентации к уроку на тему «Наречие» было предложено сравнить наречия с прилагательными и глаголами, самим учащимся заполнить таблицу о наречии, выполняя определенные задания);

2) закрепление изложенного материала (например, в 8 классе в презентации к уроку на тему «Обособленные члены предложения» мной даются задания, направленные на формирование умения моделировать предложение, редактировать текст);

3) система контроля и проверки (тестирование);

4) самостоятельная работа учащихся (например, в 8 классе в презентации к уроку по теме «Составное именное сказуемое» даются отрывки из стихотворений о зиме, ученикам нужно определить вид сказуемого);

5) тренировка внимания, памяти, мышления учащегося (например, в 5 классе на уроке по теме «Повторение изученного в начальной школе» необходимо было записать текст, вставив пропущенные буквы, затем осуществить самопроверку, восстановить пословицы, деформированный текст об осени).

        В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. При подготовке урока в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

К таким средствам обучения относятся:

• электронные учебники и энциклопедии (например, в 6 классе из программы «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс» возможно использование яркой таблицы, благодаря которой дети хорошо усваивают значение корней -ЗАР- -ЗОР-, связанное с восходом и заходом солнца);

• электронные каталоги рисунков, иллюстраций, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций;

• электронные тренажеры;

• электронные тесты.

Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

• усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

• обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностью ориентированному обучению;

• повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

• усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

• расширить круг учебных задач, используемых в обучении;

• включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

• создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);

• повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых;

• погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

        Применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя должны стать слова Данте: «Земные чувства все отдайте постиженью новизны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...