Опыт реализации ФГОС по предмету «Литература » на этапе основного общего образования
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс)

Современные условия жизни требуют от учителя инновационного поведения, которое помогает максимально развить педагогическую индивидуальность. Для этого необходимо избавиться от психологических барьеров и «комплексов», которые мешают реализовать инновационную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rastegaeva_m.d.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное образовательное             учреждение высшего образования                                            «Набережночелнинский государственный педагогический университет» ФГБОУ  ВО «НГПУ»                                                                                   Институт повышения квалификации

Тема доклада:

«Опыт реализации ФГОС по предмету «Литература » на этапе основного общего образования»

                                                                 Доклад составила:

                                                                 Растегаева М.Д.

                                                                 учитель русского языка и литературы  1    

                     квалификационной категории        

                                                                  МАОУ «СОШ №4»

                                                   

г. Набережные Челны

        2019г.

             “Если мы будем учить сегодня так, как мы

              учили вчера, мы украдем у детей завтра”.

                            Джон Дьюи

          Утверждение государственных образовательных стандартов возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. А целью учителя является оказать ученику педагогическое сопровождение и создать на уроке образовательную среду, способствующую развитию личности ребенка. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания русского языка и литературы также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

          Современные условия жизни требуют от учителя инновационного поведения, которое помогает максимально развить педагогическую индивидуальность. Для этого необходимо избавиться от психологических барьеров и «комплексов», которые мешают реализовать инновационную деятельность. Как подчеркивает Й. Шумпетер, «готовность субъекта к систематическому внедрению нововведений  включает в себя высокую предрасположенность к риску, готовность к разрушению старого и созданию нового».

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - значит  актуальный, важный для настоящего времени.   Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обучить способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Ученик перестает быть безвольным участником образовательного процесса, а наравне со мной участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. С моей стороны,  важно создавать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке и четко знать, чему учить и как учить.

          Моя учебная деятельность строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Моделируя урок, я придерживаюсь следующих правил:

- конкретно определить тему, цели, тип урока;

- четко определить конечную цель урока – чего я хочу добиться, что мне поможет в достижении цели, и как я буду действовать, чтобы цель была достигнута;

- отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для  дифференцированной работы и домашнее задание).

           В учебном процессе я использую,  в основном,  индивидуальную, парную и групповую  формы обучения.

          Наиболее часто в своей практике я использую игровые технологии, технологии современного проектного и исследовательского обучения, а также информационные технологии. Проект помогает учащимся выразить свои творческие идеи (изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, стенгазет), что способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Проектная  и исследовательская методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, стимулирует самостоятельный поиск учащимся нужной информации и  развивает творческие фантазии. Но проектная работа также вызывает у учащихся трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом, в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по теме), трудности логического построения текста. С моей стороны трудности заключаются в планировании серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы, а также регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом. Но трудности преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся…

       Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. В своей работе я также использую ИКТ технологии – презентации. Их применение на уроках создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету, развивают и углубляют метапредметные связи. Применяю их на различных этапах урока в зависимости от поставленных целей и задач, а именно на этапах ознакомления, нового лексического материала, работы над чтением и говорением.

          Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.  Самоконтроль имеет место на каждом уроке: «Что мы узнали? На сколько материал важен? Почему материал для вас интересен?» В конце урока обязательны результаты деятельности детей.

Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.  При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также я  ввожу такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

      Что касается методов обучения, я бы хотела остановиться на приемах работы с текстом.

    Проектная и исследовательская деятельности - необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД:

  1. Коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),
  2. Познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).
  3. Регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат).

   Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи. Следует помнить, что исследования не должны быть разовыми, случайными. Должна быть сформирована система организации исследовательской деятельности на протяжении всех лет обучения в школе.

    В среднем звене исследовательская работа на уроках литературы проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов и предъявление результатов обсуждения, индивидуальная запись примеров, ответов и выводов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. Также ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. На данном этапе обучающие возможности художественных произведений увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести прочитанное, выявить авторскую позицию – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы. От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы – вот принцип, который положен в основу исследовательской деятельности на уроке. Мотивировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать работу с дополнительной литературой, электронным приложением к учебнику в данном направлении необходимо с самых первых уроков в основной школе. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда можно увидеть результат своей работы. «Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда… И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития», – писал А.В. Хуторский, д.п.н, член-корреспондент Российской академии образования.                                       Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, сформулировать гипотезу, определить предмет, применить имеющиеся умения анализировать текст, подтверждать или опровергать гипотезу, давать объективную самооценку результатов деятельности.                                                                                     Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении литературного мира. Результаты исследования могут быть представлены как в текстовом, так и табличном варианте, в виде мини-проектов, презентаций, слайд - фильмов, экспресс - исследований, эссе, защиты реферата с элементами аналитической работы и др.
Можно выделить и ряд проблем, которые возникают в ходе организации исследовательской деятельности. Это не всегда высокая мотивация школьников, неравномерность нагрузки ученика и учителя на разных этапах работы, риск неудачного завершения работы, повышение эмоциональной нагрузки. Тем не менее, в процессе исследовательской деятельности обучающиеся приобретают важные универсальные учебные действия, учатся структуре построения и правилам оформления исследовательской работы, повышают библиографическую грамотность, информационную культуру, а главное – становятся внимательными, вдумчивыми, мыслящими читателями и ценителями произведений литературы.

Рассмотрим исследовательскую работу: «В книжной памяти мгновения войны». Духовный мир женских образов в произведении «Звездные ночи».                                            

Объектом исследования данной работы является роман Шамиля Ракипова Предмет исследования - женские  образы в произведении «Звездные ночи»

Цель работы: на примере романа Ш. Ракипова  исследовать  духовный мир героев.

Задачи: 

- расширить свои знания о военных летчицах;

- привлечь внимание молодого поколения к изучению истории;

- узнать из энциклопедий об участницах войны

Методы исследования:

- чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования;

- знакомство с кинофильмами по  проблеме исследования;

- поиск информации в глобальных компьютерных сетях.

Новизна исследования: 

новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.

Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе: осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

В результате проведённой работы выявлено: представительницы татарского, русского, украинского, белорусского, казахского, удмуртского народов живут как одна большая семья, сражаются плечом к плечу и погибают за одну и единую для всех Родину. А главное - показана нерушимая вера в победу, неукротимое желание приблизить как можно скорее этот радостный час.

                                                Введение

       Война – это время проявления мужества и храбрости на фронте и в тылу  врага. Известно, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наши люди проявили невиданную стойкость и силу духа, защищая свою Родину от фашистских захватчиков.

      Актуальность данной темы заключается в том, что патриотическое воспитание молодежи - это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины.

    Глава 1. Отражение Великой Отечественной войны  в творчестве  писателей

  1. Отражение Великой Отечественной войны в творчестве писателей  в

 80-90 –е годы

      Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.

       Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе,  породившей огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.

     В 80-90-е годы тема Великой Отечественной войны в литературе  подверглась новому осмыслению. Сюжеты произведений на тему Великой Отечественной войны строятся с опорой на документы, факты и достоверные события исторического характера. В повествование вводятся реальные герои. Цель произведений на тему Великой Отечественной войны – обрисовать события войны наиболее широко, всеобъемлюще и в то же самое время, исторически достоверно и точно.

Шамиль Ракипов является автором многих документальных книг: повести «Откуда ты, Жан?»(1969), романа «Память»(1985), романа-дилогии «Звездные ночи»(1989) и др. Отличает автора произведений то, что все его герои – реальные люди, совершившие в годы Великой Отечественной войны исключительные подвиги и удостоенные высокого звания Героя Советского Союза.
     1.2. Работа Ш. Ракипова над архивами

      Заслуга писателя Шамиля Ракипова прежде всего в том, что он сумел привлечь внимание читателей к тем героям, чьи имена долгое время были незаслуженно забыты. Многие годы он кропотливо собирал материалы о сыновьях и дочерях татарского народа, доблестно воевавших с фашизмом. Ездил по стране, переписывался с военкоматами и различными учреждениями, встречался с ветеранами войны, разыскивал их родных и близких. Только для того, чтобы установить общее число татар Героев Советского Союза, ему пришлось неделями и месяцами работать в Центральном архиве Министерства обороны СССР в г. Подольске, в результате такой колоссальной разыскной работы удалось проанализировать более 12 тысяч наградных документов. Если до недавнего времени в печати упоминались имена лишь 57 татар, уроженцев республики, то писатель установил, что общее число татар Героев Советского Союза, включая и тех, кто родился за пределами Татарстана, достигает 173 человек.[1]

  Глава  2.  Женские  образы в произведении «Звездные ночи»

2.1.Духовный мир женских образов в произведении «Звездные ночи»    

      Писателя больше всего привлекает духовный мир, место человека в жизни, его поступки.

      В романе «Звездные ночи» рассказывается о боевом пути 46-го гвардейского Таманского женского полка „ночных бомбардировщиков, о нелегкой фронтовой работе боевого летчика, которую добровольно взвалили на свои хрупкие плечи девушки военных лет.

       Женская эскадрилья, организованная по инициативе Марины Расковой, сражалась на берегах Терека и Дона, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Тамани, Крыма, Белоруссии и Польши.

      Наряду с показом доблестного пути авиаполка, автору предстояло решить нелегкую задачу изображения духовного мира героинь повести -женщин в военных условиях.

      Описывая душевные переживания девушек, волею истории оказавшихся в экстремальной ситуации, автор раскрывает истоки подвига «властительниц неба».

      В романе Ш. Ракипова имеют значение не только слова и действия, но и молчание многозначительно. Когда из очередного полета не вернулось восемь летчиц - никто не притронулся к еде, все молча направились к своим койкам, никто не проронил ни слова, слова были излишни.

    Даже тогда, когда над головами девушек кружит ангел смерти, они живут красивыми мечтами о будущем. Оставаясь в душе нежными, возвышенными, тонкими созданиями они, конечно же, знали, что такое страх. На их глазах, как факелы, вспыхивали самолеты подруг. Но летчицы, оставшиеся в живых, собрав волю и терпение, вновь и вновь поднимались в небо. Их «звездные ночи» - это не что иное, как постоянное испытание на мужество, верность долгу, Родине. Они совершали подвиги, которых история не знала раньше.

     Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков, о котором рассказывается в романе, сражался, помогая, нашим десантникам удерживать плацдарм на Черноморском побережье под Новороссийском. Отважные летчицы долетали до Берлина. Порой за ночь они свершали по 6-8 боевых вылетов. В составе полка воевали 23 Героя Советского Союза, он был награжден орденами Красного знамени и Суворова. Полку присвоили звание Гвардейского. Легкий фанерный самолет По-2, на котором летали девушки, наводил ужас на врага. Пользуясь покровом ночи, По-2 всегда появлялся там, где его не ждали. Неспроста советских летчиц называли «ночными ведьмами» и за каждый сбитый самолет сулили Железный крест.

      Писатель,  в какой-то степени,  поэтизирует их образы. В лиричных тонах раскрываются перед читателем картины редких минут затишья: вот девушки полощут белье, вот мы слышим воодушевленный рассказ Жени Рудневой перед бомбежкой Киева, о пребывании Пушкина в Крыму, а вот веселая встреча Нового года. Автор тем самым наглядно показывает, нет  той силы, что смогла бы уничтожить в женщине стремление творить прекрасное, быть источником красоты.

     Он называет их «девушки - звезды» и с легкой руки писателя это выражение вошло в разговорный лексикон народа.

Писатель не эстетизирует женскую красоту, а находит ее в сильном характере девушек-бойцов, ведущих- борьбу и побеждающих в напряженной, жесткой обстановке. Таким образом, Ш. Ракипов воссоздает суровую красоту человека военного времени.

      События в романе охватывают 1080 ночей, каждая глава - это отдельные воспоминания, одна из бессонных ночей главной героини романа, уже к этому времени смертельно больной  Магубы Сыртлановой.    

    2.2.Исторические прототипы литературных героев                        

      Магуба Сыртланова  на фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. Она сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налетом 928 часов, сбросила 190 т бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы.

      За мужество и отвагу гвардии старший лейтенант Сыртланова Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8261).

После войны персональная пенсионерка М. Г. Сыртланова жила в Казани. Скончалась 1 октября 1971 года. Похоронена на Татарском кладбище в Казани.

       Марина Раскова - знаменитая летчица. Герой Советского Союза, совершившая в 1938 году вместе с В. Гризодубовой и П.Осипенко беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток, и выступила с предложением сформировать три женских авиационных полка бомбардировщиков. Подобных формирований мировая авиация еще не знала. Она одной из первых получила "Золотую звезду". Кроме того, эта женщина была награждена двумя орденами Ленина, а также орденом Отечественной войны первой степени (посмертно, в 1944 году). Марина Раскова - известный штурман, более 6 тыс. км пролетевший через тайгу. Ее самолет совершил уникальную посадку на болота. Марина Раскова - это и легендарный майор, работавший в особом отделе НКВД. Она сформировала авиагруппу, состоявшую из 3-х женских авиаполков: истребительного (586-го), бомбардировочного (587-го) и ночного бомбардировочного (588-го). Отважных девушек из 588-го полка больше всего боялся противник. Он наделил их прозвищем "ночные ведьмы".

Заключение

      Действительность раскрывается перед читателем через размышления героини, через ее эмоциональный мир, что помогает их сделать более живыми. Рассказ больной женщины создает общую интонацию произведения, и все же здесь не пессимизм, а, наоборот, преобладают  оптимизм и гордость.

       Несмотря на то, что в системе образов центральное место занимают прославленные дочери татарского народа - Магуба Сыртланова и Ольга - Санфирова, дилогия пронизана мотивами интернационализма. В повести ярко выражена полифония национальных культур и вместе с тем каждый образ выделяется своей удивительной самобытностью. Представительницы татарского, русского, украинского, белорусского, казахского, удмуртского народов живут как одна большая семья, сражаются плечом к плечу и погибают за одну и единую для всех Родину.

    ''Опираясь на фронтовые хроники, достоверные факты и материалы, различные документы, воспоминания Ш. Ракипову удалось достоверно передать грозные военные будни, живую картину боевых действий, лишений и тревог. А главное - показать нерушимую веру в победу, неукротимое желание приблизить как можно скорее этот радостный час.

   Война — мужское дело. Защита Родины — мужской долг, так же как женский — растить детей. Ужасно, если солдатам не удается уберечь от дыхания войны своих жен, сестер, матерей. Ведь «у войны не женское лицо...»

 

   В заключение,  хотелось бы в ближайшее время достигнуть  “высшего пилотажа” в проведении уроков, а идеальным воплощением новых стандартов на практике - увидеть  урок, на котором я - учитель, лишь направляя детей, буду давать рекомендации в течение урока и ощутить, что дети ведут урок сами.

                     

                         Использованная литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

2. Закон РФ «Об образовании» (ред. от 10.07.2012)

3. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – C. 5-6

4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. URL:

5.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

6.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»  от 22 января 2013 г.

  1. Мустафин Р.А. По следам героев. Хранить вечно!» (Вступление) http://litrus.net/book/read/60577 

 8. .http://www.livelib.ru/author/363854

9. Ракипов Ш.З.  Девушки-звездочки.-  Казань -:Таткнигоиздат,1973